Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве)
1.1. История развития и понятие несостоятельности (банкротства) в современном российском праве
1.2. Субъектный состав лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве)
Глава 2. Перспективы совершенствования законодательства банкротства
2.1. Основные процедуры несостоятельности (банкротства)
2.2.Перспективы совершенствования законодательства банкротства предприятий
Подробный перечень вероятных мер по предотвращению банкротства законодательно не закреплен, но по смыслу законодателя к таким мерам относятся: оказание финансовой помощи должнику, предоставление ему инвестиций, различные меры по восстановлению платежеспособности неплатежеспособных должников и др.
Восстановительные процедуры подразделяются на два существенно различающихся вида: досудебная санация и судебная санация финансовое оздоровление и внешнее управление. Оказание финансовой помощи в определенном размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. в необходимом размере для погашения задолженности по его обязательствам представляет собой досудебную санацию.
В данных обстоятельствах заключается соглашение о предоставлении финансовой помощи, которое предусматривает принятие должником на себя определенных обязательств в пользу тех лиц, которые предоставили ему финансовую помощь. Судебная санация представляет собой передачу полномочий по управлению должником внешнему управляющему для проведения им восстановительных мероприятий, осуществляемых под контролем суда и кредиторов. В целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов осуществляется процедура наблюдения.
С одной стороны, процедура наблюдения позволяет точно определить финансовое состояние должника, а с другой сохранить его имущество. Цель процедуры наблюдения состоит в том, чтобы на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве установить, действительно ли должник не в состоянии исполнить свои обязанности по уплате в полном объеме и удовлетворить требования кредиторов. Согласно российскому законодательству, данная процедура является, по сути, дополнительной и как бы выносится за рамки процедуры банкротства.
Осуществление процедуры наблюдения согласно Закону о банкротстве 2002 г. влечет за собой возникновение определенных правовых последствий:
1) имущественные требования к должнику не могут быть предъявлены в индивидуальном порядке, они должны предъявляться с соблюдением законодательно закрепленного порядка;
2) производства по делам, которые связаны с взысканием с должника имущества, в том числе денежных средств, приостанавливаются по ходатайству кредитора;
3) действие исполнительных документов по имущественным взысканиям должника так же приостанавливается;
4) запрещен выход участников из состава участников должника, удовлетворение их требований производится в предусмотренном законом порядке после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей;
5) выплата дивидендов и платежей по эмиссионным ценным бумагам запрещена;
6) зачет встречного однородного требования, который выступает в качестве прекращения денежных обязательств должника, запрещен, в случае, если это нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов.
В связи с тем, что в процессе проведения процедуры наблюдения должник ограничен в распоряжении своими средствами, определение об этом должно быть направлено во все обслуживающие его кредитные организация, в налоговые, судебные и иные уполномоченные органы.
Согласно Закону о банкротстве 2002 г. должник становится ограниченным как в своей правоспособности, так и в дееспособности, при этом ограничение бывает двух видов: частичное (в отношении сделок, которые совершаются исключительно с согласия временного управляющего) и полное (в отношении сделок, которые не могут быть совершены ни по волеизъявлению руководителя должника, ни временного управляющего).
Совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) является процедура финансового оздоровления, которая осуществляется под контролем суда и кредиторов после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). На основании решения собрания кредиторов определением арбитражного суда вводится процедура финансового оздоровления с целью проведения восстановительных мероприятий. Законодательством установлен общий срок процедур судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления), который не должен превышать двух лет.
Введение финансового оздоровления согласно Закону о банкротстве 2002 г. влечет за собой возникновение определенных правовых последствий:
1) ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов должны быть отменены;
2) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
3) запрещен выход участников из состава участников должника, удовлетворение их требований производится в предусмотренном законом порядке после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей;
4) выплата дивидендов и платежей по эмиссионным ценным бумагам запрещена;
5) прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств должника, возникших до даты введения финансового оздоровления.
Наиболее значимым последствием введения процедуры финансового оздоровления является установление особого порядка предъявления требований к должнику обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику по требованиям, требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления, становится невозможным в рамках данной процедуры. Осуществление процедуры финансового оздоровления не влечет за собой остановку полномочий органов управления должника, но продолжая осуществлять свои обязанности, органы управления становятся ограниченными в распоряжении средствами должника.
Законодательно установлено четыре категории ограничений:
1) без согласия собрания кредиторов должник не вправе совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;
2) без согласия административного управляющего должник не вправе совершать сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов;
3) без согласия собрания кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, запрещено принятие решения о реорганизации должника;
4) без согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом определенного имущества, запрещено совершать сделки с этим имуществом. Еще одной процедурой банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности, является процедура введения внешнего управления (судебная санация), суть которой состоит в передаче внешнему управляющему полномочий по управлению должником.
Процедура внешнего управления вводится на основании решения собрания кредиторов (в ряде случаев на основании решения арбитражного суда) определением арбитражного суда. Данная процедура является реабилитационной и по общему правилу применяется только в отношении юридических лиц. Внешнее управление осуществляется на протяжении не более чем 18 месяцев, данная процедура может быть продлена на срок не более 6 месяцев, но при определенных обстоятельствах и для некоторых категорий должников устанавливается более длительный срок внешнего управления.
Введение внешнего управления влечет за собой возникновения ряда правовых последствий:
1) отстранение руководителя должника от занимаемой должности, поскольку в отличие от временного и административного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет руководителя должника, получая довольно-таки обширные полномочий по распоряжению имуществом неплатежеспособной организации;
2) прекращение полномочий органов управления должника и собственников имущества должника;
3) снятие всех ранее принятых мер (арестов и иных ограничений) по обеспечению требований кредиторов.
Следует обратить внимание, что одним из наиболее привлекательных последствий внешнего управления для должника является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, то подразумевает использовать денежные средства, находящиеся в распоряжении должника на проведение различных экономических и организационных мероприятий, которые направлены на улучшение его финансового положения. Конечной стадией процесса несостоятельности (банкротства) является стадия конкурсного производства, результатом которой является прекращение существования юридического лица или предпринимательской деятельности гражданина.
О.А. Никитина отмечает, что конкурсное производство является особой формой ликвидации, которая используется в случаях признания должника банкротом, главная и единственная цель которой состоит в том, чтобы соразмерно удовлетворить требований кредиторов. Так же О.А. Никитина подчеркивает, что проведение конкурсного производства необходимо и в целях охраны интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Необходимо отметить, что подобное трактование данной процедуры содержится и в Законе о банкротстве 2002 г., который определяет конкурсное производство, как процедуру, цель которой состоит в том, чтобы реализовать имущество должника и распределить полученные от реализации денежные средства в установленной законом очередности. Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда после признания должника банкротом. Начало стадии конкурсного производства возможно не только после завершения процедуры внешнего управления, но и после завершения процедуры наблюдения или финансового оздоровления.
Срок конкурсного производства не должен превышать одного года, но по решению арбитражного суда этот срок может быть продлен на шесть месяцев.
Проведение процедуры конкурсного производства в значительной степени изменяет правовое положение должника и создает определенные правовые последствия:
1) открытие конкурсного производства обозначает наступление срока исполнения всех обязательных платежей и денежных обязательств, что дает право кредиторам по денежным обязательствам предъявить должнику свои требования;
2) открытие конкурсного производства прекращает начисление финансовых санкций (неустойки, штрафы, пени) по все видам задолженностей должника;
3) сведения о финансовом положении должника после открытия конкурсного производства перестают относиться к числу сведений, которые являются коммерческой тайной либо носят конфиденциальный характер;
4) проведение процедуры конкурсного производства влечет за собой ведение ограничений на совершение сделок, которые связаны с отчуждением имущества;
5) осуществляется снятие всех ранее принятых мер (арестов и иных ограничений) по обеспечению требований кредиторов;
6) открытие конкурсного производства создает определенные правовые последствия для руководителя должника ‒ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя;
7) процедура конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Необходимо упомянуть о такой процедуре дела о несостоятельности (банкротстве) как процедура заключения мирового соглашения. Согласно Закону о банкротстве 2002 г. мировое соглашение может быть заключено между должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Данный документ представляет собой добровольное соглашение, в котором определяются условия улаживания имущественного спора: предусмотренные рассрочки, отсрочки, уступка прав требований должника, скидки и др.
Проведя анализ зарубежного законодательства, можно сделать вывод, что процедура мирового соглашения бывает двух типов. Согласно первому типу, мировое соглашение представляет собой определенную договоренность между должником, его кредиторами и иными заинтересованными сторонами, которая направлена на восстановление платежеспособности должника.
Второй тип мирового соглашения предполагает заключение договоренности о распределении денежных средств, полученных от реализации имущества должника отличным от применяемого в процедуре конкурсного производства образом. Юридическая природа мирового соглашения состоит в том, что оно является одним из способов прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также сделкой, с которой связано возникновение определенных правовых последствий. Мировое соглашение, по мнению российских цивилистов, изучавших вопросы несостоятельности еще в начале XX века, является ничем иным как гражданско-правовым договором, имеющим внепроцессуальное значение и прекращающим существующее обязательство между сторонами, по поводу которого возник спор[20].