Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательство Франции началом процедур несостоятельности определяет момент, когда субъект становится не в состоянии исполнить свои обязательства посредством имеющихся в его распоряжении активов. В свою очередь законодательство Германии предусматривает обязанность должника иметь достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела о его несостоятельности.

Общим основанием является неплатежеспособность, дополнительным критерием ‒ превышение обязательств должника над стоимостью имущества (неоплатность). В Китае, кредитор правомочен обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации должника, когда последний не в состоянии оплатить свои долги до истечения срока их уплаты.

Закон о банкротстве 1998 г. содержал немного иной подход к признанию должника банкротом ‒ юридическое лицо признавалось банкротом исходя из неплатежеспособности, а физическое лицо исходя из неоплатности. Закон о банкротстве 2002 г. придерживался такой же позиции, основным признавая критерий неплатежеспособности.

В.В. Витрянский, проводя сравнение критериев неоплатности и неплатежеспособности, приходит к выводу, что использование критерия неплатежеспособности предполагает отсутствие у должника ликвидного имущества для оплаты долгов кредиторам, а иные причины неплатежеспособности исключены поскольку неотъемлемой частью имущественного оборота являются принципы разумности и добросовестности участников этого оборота.

В случае применения критерия неоплатности, согласно В.В. Витрянскому, основанием для банкротства является фактическое состояние имущества должника, а никак не предположения о причинах неоплаты им своих долгов, и пока стоимость имущества не будет признана судом меньше стоимости задолженности, то должник продолжает выступать в роли нормального участника правоотношений, что является губительным для имущественного оборота.

Таким образом, В.В. Витрянский делает вывод, что использование критерия неоплатности должно быть исключено из рассуждений о реформировании отечественного законодательства о банкротстве.

1.2. Субъектный состав лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве)

В рассмотрении дела о банкротстве участвует довольно широкий руг лиц, необходимость участия которых определяется множеством факторов, учитывающих интересы участников данного правоотношения.


К составу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

‒ должник, неспособный удовлетворить требования кредиторов;

‒ конкурсный кредитор;

‒ арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства)

‒ временный, административный, внешний или конкурсный управляющий);

‒ уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;

‒ иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.

Правовой статус лиц, которые участвуют в конкурсном производстве, зависит от множества факторов: от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д. В гражданском праве под термином «должник» традиционно понимается сторона гражданско-правового обязательства, которая имеет определенные обязательства перед кредитором: передать товары, выполнить работы, оказать услуги, уплатить денежную сумму согласно договору (ст. 307 ГК РФ).

Закон о банкротстве 2002 г. содержит несколько иное (нетрадиционное) понятие данного термина, так под «должником» понимается сторона, которая имеет денежные обязательства перед кредитором, и которая обязана уплатить кредитору определенную денежную сумму в рамках определенного срока.

Согласно Закона о банкротстве 2002 г. несостоятельными (банкротами) могут быть признаны практически все юридические лица и граждане. Кредитор в соответствии с гражданским законодательством представляет собой лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенные действия: передать товары, выполнить работы, оказать услуги, уплатить денежную сумму согласно договору (ст. 307 ГК РФ).

Участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут выступать исключительно кредиторы по денежным обязательствам, которые являются стороной именно в денежном обязательстве должника и обладают денежными (имущественными) претензиями к потенциальному банкроту[8]. Закон о банкротстве 2002 г. вводит определение «конкурсных кредиторов», которые имеют исключительное право на подачу заявления о признании должника банкротом. Конкурсные кредиторы являются кредиторами по денежным обязательствам, которые наделены законодателем большим объемом правомочий, нежели кредиторы: только они имеют право участвовать в собрании кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также участвовать в делах о банкротстве.


Проводя анализ некоторых положений Закона о банкротстве 2002 г., можно провести определенную классификацию кредиторов в зависимости от их статуса. Если исходить из суммы предъявляемых кредиторами требований, их можно подразделить на крупных и мелких кредиторов. Крупными выступают те кредиторы, которые в силу объема своих требований могут оказывать реальное влияние на положение должника. В отличие от мелких кредиторов, объем требований которых не велик, крупные кредиторы являются более осведомленными и организованными, как в экономических, так и в правовых вопросах, поэтому, как правило, на собрании кредиторов они принимают решения в свою пользу, в ущерб интересам должника и мелких кредиторов.

Вторым основанием классификации кредиторов может служить то обстоятельство явился ли кредитор инициатором процессе банкротства или нет. По этому критерию кредиторы могут быть разделены на кредиторо-взаявителей и кредиторов, которые не инициируют дело о несостоятельности. В зависимости от порядка удовлетворения требований (что является третьим основанием классификации) различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов должны быть удовлетворены согласно очередности, установленной Законом о банкротстве 2002 г. В свою очередь, требования неочередных кредиторов должны быть удовлетворены по возможности должника.

Неочередные кредиторы подразделяются на внеочередных (судебные издержки, выплаты арбитражным управляющим, текущие расходы, связанные с функционированием должника и др.) и послеочередных (учредители юридического лица, кредиторы, предъявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов и др.).

В ранее действовавшем Законе о банкротстве 1992 г. содержалось понятие привилегированных кредиторов (кредиторов первых трех очередей), которое в Законах о банкротстве 1998 г. и 2002 г. дано не было. Привилегированные кредиторы имели определенный статус, который не позволял опровергать сделки с их участием, даже в случае, если такие сделки умышленно нарушали права других кредиторов. Закон о банкротстве 2002 г. так же к кредиторам относит налоговые, иные уполномоченные органы, однако данные органы выступают не в роли кредиторов в прямом смысле этого слова, а в роли субъектов публично-правовых отношений, которые реализуют свои властные функции.

Одним из главных действующих лиц, при осуществлении процедур банкротства является арбитражный управляющий, который объединяет в себе временного, административного, внешнего и конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий выступает особым субъектом, деятельность которого направлена на изменение судьбы должника. Арбитражный управляющий является беспристрастным лицом, оказывающим непосредственное влияние на процесс банкротства в интересах как кредиторов, так и должника. Особое положение арбитражного управляющего обеспечивается рядом требований, закрепленных на законодательном уровне[9].


Согласно законодательству, им может выступать только физическое лицо, для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, утверждаемое арбитражным судом[10].

Существует два вида требований, которые предъявляются к кандидатуре арбитражного управляющего, условно они подразделяются на требования, без которых кандидатура не может быть утверждена на эту должность (позитивные требования) и требования, которые препятствуют утверждению (негативные требования).[11]

Согласно Закону о банкротстве 2002 г., по инициативе конкурсного кредитора или уполномоченного органа к кандидатуре арбитражного управляющего могут быть выдвинуты дополнительные требования, такие как: наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника); наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики; наличие определенного количества проведенных процедур банкротства[12].

На законодательном уровне предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, которые исходят из специфики правового статуса отдельных категорий должников. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 установлен перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия: наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы); участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве; наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника и др[13].

Деятельность арбитражных управляющих должна базироваться на трех принципах[14]: объективность, независимость и беспристрастность. Своеобразным гарантом профессиональной этики являются профессиональные ассоциации арбитражных управляющих ‒ саморегулируемые организации. Такому же принципу придерживаются и большинство зарубежных стран, мировая практика показывает, что во многих зарубежных странах арбитражные управляющие объединены в партнерства[15].


Рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) занимаются арбитражные суды. Исключительный характер носит подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности: такие дела не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов. В конкурсном производстве арбитражный суд занимает важное положение, он наделен большими возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, и является гарантом защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве[16].

Среди широкого круга полномочий, которыми наделен арбитражный суд, большее значение имеют полномочия контрольного (проверка законности действий участников процесса о несостоятельности) и организационного (совокупность действий суда в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства) характера.

Глава 2. Перспективы совершенствования законодательства банкротства

2.1. Основные процедуры несостоятельности (банкротства)

Существенную роль в общих положениях о банкротстве занимают процедуры банкротства. На каждом этапе процесса о несостоятельности осуществляется различное воздействие на должника с помощью особых мер. Воздействие на должника начинается с применения обеспечительных мер на первом этапе возбуждения производства по делу. Если существует возможность восстановления платежеспособности должника, то применяются восстановительные меры, которые осуществляются в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов[17].

Заключительным этапом является применение ликвидационных мер, осуществление которых начинается с момента признания должника несостоятельным (банкротом). Таким образом, совокупность процедур несостоятельности (банкротства) представляет собой определенные меры в отношении должника, которые направлены на восстановление его платежеспособности или его ликвидацию[18].

Восстановительные процедуры установлены Законом о банкротстве 2002 г. и являют собой совокупность мер по предупреждению банкротства, которые могут оказать значительное влияние на финансовое положение должника. Меры по предупреждению банкротства применяются до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Такая инициатива по улучшению финансового положения должника может исходить как от кредиторов, так и от иных лиц по согласию с должником[19].