Файл: Организация бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредит счета 10.

Специᶪфика отражения этих операций в некоммерческих организациях заключается в том, что НДС, как правило, является невозᶪмещаемым налогом и включается в фактическую себестоимость материалов. Кроме того, счет 26 ежемесячно закрывается проводкой:

Дебет счета 86 «Целеᶪвое финансирование»;

Кредит счета 26.

При передаче материалов для использования прᶪименяется только один спосᶪоб оценки — себестоᶪимость каждой единицы. Применение этого способа оценки для инвентаря и хозяйственных принадлежностей отражается в учетной политике НКО.

В случае осуᶪществления НКО предпᶪринимательской деятельности учет основных средств нематериальных активов и других материальных ценᶪностей, используемых для этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном для коммерческих организаций.

2.2. Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО

Закон от 12.01.1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[15]прямо указывает на то, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1, ст. 24). Основная деятельность некоммерческой организации не должна приносить прибыль, следовательно, основными источниками материальных и финансовых средств учреждений данной организационно-правовой формы собственности являются средства юридических и физических лиц. Такие средства, как правило, носят целевую направленность.

Организации некоммерческого сектора экономики имеют право вести коммерческую (предпринимательскую) деятельность. При этом НКО предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении следующих условий:

- предпринимательская деятельность должна соответствовать целям создания НКО;

- доходы от предпринимательской деятельности должны быть направлены только на достижение этих целей.

Источниками формирования имущества в денежной и иных формах, носящими целевой характер являются:

- бюджетные поступления;

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц (в том числе и иностранных государств);


- труд активистов и добровольцев;

- другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Таким оᶪбразом, все источники формирования имущества некоммерческих организаций можно разделить на целевые поступᶪления (в любой форме) и на доходы от предпринимательской деятельности.

Если НКᶪО осуществляет предпринимательсᶪкую деятельноᶪсть, то бухгалтᶪерский учет доходов и расᶪходов ведется в порядᶪке, установленном для коммерческих организаций в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы оргᶪанизации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Для учета целевых дᶪоходов и целевых расходов предусмᶪатривается счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:

- в разᶪрезе источников их поступᶪления (субсчет 86-1 «Целевое фиᶪнансирование по видам поступлений»);

- по назначению целевых средств (субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета).

Средства цеᶪлевого назначения, полученные в качесᶪтве источников финансирования различных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86:

- поступᶪление целевых денежных средств от участниᶪков, учредителей, спонсоров отражается:

Дебет счᶪета 50 (51, 52, 55),

Кредит счета 86;

- постуᶪпление имущественных целевых взносов в натуᶪральной форме:

Дебет счетов 07, 08, 10, 15, 41 и др.,

Кредит счета 86;

- присоедᶪинение к средствам целевого финансирования основной уставной деятельности прибыли от предᶪпринимательской деятельности (после начисления и уплаты налога на прибыль):

Дебет счета 99.,

Кредит счета 86;

Если целевое финансирование осуществляется частями, составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета 76,

Кредит счета 86;

Целᶪевые средства, а также доходы от предпринимательской деятельности, полученные НКО, предназнᶪачаются на строго определенные цели[16]. Средства целевᶪого назначеᶪния расходуются в соответствии с утвержденной сметой. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях»). Смета доходов и расходов - это основной документ, на основании которого действует НКО. В ней постатейно отраᶪжены все виды доходов и расходов организации за определенный период деятельности данного учреждения. Смета можеᶪт составляться на любой период (месяц, квартал, год (зачастую) и т. д.).


Унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Это объясняется тем, что НКО могут иметь чрезвычайно широкий спектр функций, финансирование которых трудно поддается формализации. Поэтому форма сметы, состав и структура покаᶪзателей, а также система группировки и детализации данных для удобства и учета специфики конкрᶪетной НКО разраᶪбатывается самой организацией исходя из поставленных задач. На каждую целевую программу состаᶪвляется отдельная смета. В каждой из программ предусматривается отдельной статьей административные расходы. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы.

Использоᶪвание целевых доходов отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 «Основᶪное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Составляются слᶪедующие бухгалтерские проводки:

- средства целевого финансирования направлены на содержание организации:

Дебет счета 86,

Кредит счета 20 (26);

При этом следует отметᶪить, что счета 20 и 26 предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деяᶪтельности (в соотве5тствии с ПБУ 10/99). Однако расхᶪоды за счет средств целевого финансироᶪвания не являются расходами по обычᶪным видам деятельности и положения ПБУ 10/99 на эти расхᶪоды не распространяются.

- возвращены средства целевого финансирования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 50 (51,51,55);

- с расчетнᶪого счета перечислены неиспользованные средства целевого финансирования:

Дебет счета 60,

Кредит счета 51;

- получено оборудование (основные средства), приобретенные за счет средств целевого финансирования:

Дебет счета 08,

Кредит счета 60;

- средства целевого финаᶪнсирования использованы на приобретение оборудования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 20;

- средства целевого финансирования использованы для инвестирования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 83.

В соᶪответствии с пп. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ НКО должны вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по уставной деятельности, не связанной с предпрᶪинимательской, раздельно. Основной проблеᶪмой при этом, как правило, является учет расходᶪов. Отсутствие раздельного учета влечет за собой огромное количество неблагоприятных последствий: от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.

При этом порядок ведеᶪния раздельного учета в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.


Поэтому некоммᶪерческой организации следует самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятᶪельностью и закрепить его в своей учеᶪтной политике. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, необходимо четко разделить все расходы организации на:

- прямᶪые, под которыми подразумеваются те расходы, которые непосредственно связаны с осущесᶪтвлением какого-либо одного вида деятельности (производᶪство конкретного товара, оказания услуги, выполнения работы);

- косвенные, под которыми понимаюᶪтся те расходы, которые относятся к несколᶪьким видам деятельности или ко всей деятельнᶪости организации в целом.

Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:

- расхоᶪды, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;

- расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);

- расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности[17].

Что касается кᶪосвенных расходов, то организации в течение месяца следует наладᶪить их обособленный учет, выделᶪив для этого, например, отдеᶪльный субсчет на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца сумма всех косвенных расходов за месяц должна быть распределена между видами деятᶪельности (предпринимательской и уставной).

Во избежание разногласий с налоговыми органами состав косвенных расходов, подлежащих распределению, закрепляется как элемент учетной политики некоммерческой организации.

При опрᶪеделении состава косвенных расходов необходимо принимать во внимание, что для отнесения расходов к косвенным, т.е. подлежащим распределению между видами деятельноᶪсти, организации необходимо иметь документальное подтверᶪждение связи этих расходов с осуществлением как уставной, так и предприᶪнимательской деятельности. При отсутствии веских документальных подтверждений связи тех или иных расходов с осуществлением предпринимательской деятельности организации следует в полном объᶪеме относить указанᶪные расходы к расхоᶪдам на осущесᶪтвление уставной деятельности, финансируемым за счет целевых средств.

При направлении чистой прибыли организации на финансирование ее уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:

- отражена сумма чистой прибыᶪли, направленная на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации:


Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

Кредит 86.

Таким образом, если некоммерческая организация помимо прочей уставной деятельностᶪи ведет предпринимательскую деятельность, то у нее возникает дополнительный набор обязатᶪельств. Такая организация, как бы становится на один уровень с коммерческими фирмами, осуществляет ведение бухгалтерского учета в таком же порядке и с одними и теми же требованиями[18].

3. Порядок составления и представления отчетности некоммерческих организаций

3.1. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности НКО

Бухгалᶪтерская отчетность должна составляться в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, устанавливаемыми Российским законодательством.

На основᶪании требованиях Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ)[19], в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО входят:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчет о целевом использовании средств;

- приложения.

Отчет о финансовых результатах представляется НКО, если:

а) в отчетном году эти организации получили доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

б) показатель полученного НКО дохода существенен;

в) раскрыᶪтия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целеᶪвом использовании средств недостатᶪочно для формироᶪвания полного представлᶪения о финансовом положении НКО, финансовых результатах ее деятᶪельности и изменениях в ее финансовом положении;

г) без знания о показателе полученного дохода заинтереᶪсованными пользователями невозможна оценка финансового положения НКО и финансовᶪых результатов ее деятельности.

Существуют и такие НКО, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.