Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Организационно-экономическая характеристика ПАО «Волжская ТГК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и действует с 1 января 2009 г. ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохраняет преемственность с ПБУ 1/98 и не предполагает каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, оно содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

Новое ПБУ расширило круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Согласно новому порядку компания может утверждать в учетной политике все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы.

При формировании учетной политики теперь можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В новом ПБУ более подробно изложен порядок корректировки бухгалтерской отчетности при внесении изменений в учетную политику. Если последствия изменений могут быть оценены, то корректируется входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Теперь изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.


Целью курсовой работы является оценка влияния отдельных элементов на финансовые показатели деятельности организации.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучения понятия и основ формирования учетной политики;
  • рассмотрение роли учетной политики в деятельности предприятия;
  • изучение организационно-технических и методических аспектов учетной политики;
  • анализ влияния отдельных элементов учетной политики на результаты деятельности организации.

Объектом курсовой работы является ПАО «Волжская ТГК». Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических, учетно-аналитических и финансово-экономических процессов, связанных с формированием учетной политики в разрезе ее аспектов.

Информационной базой исследования явились нормативные документы по бухгалтерскому учету, научная литература, учетная политика ПАО «Волжская ТГК».

1 Основы формирования учетной политики организации

1.1 Роль учетной политики в деятельности организации

Термин «учетная политика» вошел в употребление в конце 80-х годов в качестве перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В российских нормативных доку­ментах по бухгалтерскому учету этот термин впервые появился в середине 1991 года в Рекомендациях по ведению учета производственной деятельнос­ти в крестьянском (фермерском) хозяйстве, а в начале 1992 г. был зак­реплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в дальнейшем получил широкое распространение в литературе и на практике. Нормативное определение значения термина впер­вые было дано в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94. Впоследствии данное положение было заменено на ПБУ 1/98, а позднее на ПБУ 1/2008.

В литературе часто можно встретить точку зрения, согласно которой учетная политика не должна быть слишком объемной, но представля­ет собой «один из примеров реализации принципа «управления по отклонени­ям». Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными доку­ментами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприяти­ях». Эта позиция верна, однако с той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике (в приведенной выдержке - приказ) не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих дан­ное Положение или приказ, в которых описывается вся принципиальная постановоч­ная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.


Многие положения учетной политики прорабатываются в процессе налогово­го планирования, поскольку оказывают существенное влияние на распределе­ние налоговых платежей во времени, то есть способствуют максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет переноса отдель­ных видов расходов на более поздний срок.

Упрощенно это можно предста­вить в виде следующей схемы:

Интересы государства

(в лице его ведомств – налогового,

статистического и т.п.)

построение

учетной

=> политики, =>

исходя из

требований

строгого соблюдения положений централизованной системы нормативного регулирования

Интересы органа управления

построения аналитического учета в разрезе информации, необходимой для принятия управленческих решений

Интересы собственников

максимальной прозрачности показателей финансового результата и использования прибыли

Интересы кредиторов, партнеров, инвесторов

максимальной прозрачности показателей финансового результата по видам деятельности, по продуктам, регионам и т.д.

Рисунок 1 - Требования построения учетной политики

Особую важность приобретает учетная политика для крупных многопрофильных компаний. Большой объем и интенсивность поступления в аппарат управления бухгалтерской (финансовой) информации, необходимой для опе­ративного управления компанией и подготовки отчетности для внешних пользо­вателей, требуют систематизации и упорядочения информационных потоков и применения современных информационных технологий, включающих в себя автоматизированные средства хранения, обработки и передачи данных. По­этому качество учетной политики как инструмента постановки задачи для автоматизации учета приобретает особую актуальность.

Если эти подразделения холдинга строят свою деятельность на различных учетных принципах, это формально делает невозможным формирование баланса юридического лица в корректное проведение консолидации отчетнос­ти, значительно затрудняет сопоставимость отчетности. Поэтому управляю­щие органы компании объективно заинтересованы в том, чтобы не только познать специфику учета в отдельных подразделениях, но и сделать попытку ее нивелирования путем существенной унификации и стандартизации.


1.2 Нормативно-правовой статус учетной политики и ее задачи

Статья 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года гласит, что  

совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. 

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. 

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.  

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (с изм. и доп. от 30.01.2008), Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. Указанное Положение должно применяться начиная с отчетности за 2009 г.

Основной задачей учетной политики является раскрытие способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.


Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. К таким способам можно отнести способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Особо следует отметить новые положения ПБУ 1/2008, так при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Учетная политика для бухгалтерского учета должна быть представлена двумя разделами:

- организационно-техническим, в котором отражают структуру бухгалтерии, форму бухгалтерского учета (например, журнально-ордерная или автоматизированная), порядок и сроки проведения инвентаризации и т.д.;

- методологическим, в котором указывают способы и методы ведения бухгалтерского учета (в частности, основных средств, нематериальных активов, материалов), представляют рабочий план счетов.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.