Файл: Анализ организационной культуры (в конкретной организации ООО «Амиго»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
1.1. Сущность и понятие организационной культуры
1.2. Формирование и основы организационной культуры на предприятии
1.3. Основные атрибуты организационной культуры
Глава 2. Анализ организационной культуры на предприятии ООО «Амиго»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Амиго»
2.2. Анализ организационной культуры «Амиго»
Глава 3. Совершенствование организационной культуры на предприятии ООО «Амиго»
При создании организационной культуры руководство турфирмы «Амиго» была нацелена прежде всего на развитие чувства индивидуальной ответственности и повышении квалификации сотрудников. Также большое внимание посвящается вопросам поддержания внутрифирменной культуры и сплоченности коллектива.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда научно-технический прогресс значительно ускоряет старение профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно определяется на результатах ее деятельности. Итак, организационная культура служит мощным инструментом повышения общего уровня управления персонала на предприятии. Следуя этому принципу, руководство фирмы «Амиго» предоставляет сотрудникам возможность повышения квалификации как непосредственно на рабочем месте (на фирме), так и вне ее.
Кроме того, для всех сотрудников организации предусмотрено предоставление служебного транспорта, а также возможность воспользоваться туристическими услугами по льготным ценам.
За нарушение правил трудовой дисциплины и распорядка рабочего дня предусмотрено наложение штрафа в размере, определенном внутренними распоряжениями фирмы. Кроме того, имеют место взыскания в виде штрафов за опоздание и неявки на работу по неуважительным причинам, а также штраф за искажение информации при работе с клиентами.
За весь период существования в туристической фирме «Амиго» сформировался дружный коллектив и благоприятный психологический климат.
Анализируя деятельность туристической фирмы «Амиго», можно сделать вывод, что развитие устойчивой организационной культуры реализации организационных отношений является одним из обязательных условий успешности данной компании.
При определении влияния внешних факторов на динамику корпоративной стратегии необходимо отметить, что жесткая конкуренция в данном сегменте рынка и демпинговая политика многих конкурентов оказывают негативное влияние на прибыльность фирмы и качество предоставляемых услуг.
Оценивая методику управления в рассматриваемой организации, можно отметить, что эффективность деятельности туристической фирмы напрямую зависит от личностных качеств руководителя, правильно выбранной концепции управления, а также от грамотно построенной конкурентной борьбы.
Организационные отношения между сотрудниками рассматриваемой турфирмы «Амиго» играют достаточно значительную роль в ее функционировании, так как она развивает неписаные, иногда даже невысказанные нормы и взаимные ожидания, и которые имеют немалое влияние в целом на поведение коллектива. Сотрудники компании «Амиго», как правило, отдают предпочтение организационной культуре не осознанно, а подсознательно, поэтому они следуют определенным нормам и традициям, о которых они обычно не любят говорить.
Направления руководства организации по формированию организационной культуры компании «Амиго» сосредоточены по таким областям как: скорейшая адаптация новых сотрудников в коллективе, формирование поведения в соответствии с внутренне организационными порядками, придание внешнему оформлению офиса и внешнему виду персонала определенной направленности и сочетания, и т. д.
Следует выделить параметры организационной культуры компании «Амиго», которые являются залогом успешности изменений и создают для них благоприятный климат.
В первую очередь, это политика мотивации и поощрения творческой инициативы, новаторства сотрудников. В динамических, то есть гибко реагирующих на воздействиях внешней среды, коллективах такое отношение к труду становится важнейшим требованием ко всем категориям работников, включая и руководство. Необходимо иметь хорошо отлаженную, работающую схему изучения и реализации предложений, относительно необходимых и текущих изменений, которые исходят от всех звеньев персонала организации. Необходимо способствовать созданию такой атмосферы, в которой сотрудники будут уверены, что все их конструктивные предложения серьезно рассматриваются руководством. Если же они по определенным причинам отклоняются, то об этом необходимо аргументировано довести до сведения тех, кто вносил предложения. Совершенствование системы мотивации творческой инициативы должно основываться не только на материальных и финансовых стимулах, но и на возможности морального поощрения и служебного продвижения.
Во-вторых, для рассматриваемой фирмы является целесообразным проанализировать динамику развития своей отрасли, своего сегмента рынка, что позволит определить необходимые направления для изменений, необходимый для всего персонала. Кроме того, не стоит стремиться провести радикальные перемены сразу во всех направлениях. Можно добиться лучших результатов, если разработать стратегию изменений, которая будет ориентирована на решение первоочередных и приоритетных задач. Сотрудники должны быть в достаточной мере проинформированы о планах и намерениях руководства и четко представлять направления совершенствования своей деятельности, концентрировать усилия на достижении главного [18, c.212].
Инструменты влияния на сотрудников компании чрезвычайно разнообразны. Здесь применяются: интересные истории; юбилейные даты, объединяющие работников организации в одно целое; корпоративные публикации, с помощью которых сотрудникам турфирмы можно доносить необходимую информацию; различные промоушен-акции, например, встреча руководства организации со своими сотрудниками; своеобразный «музей» компании и т. д.
Помимо вышеперечисленных инструментов информационного воздействия на сотрудников, в турфирме является целесообразным выработать определенную внутренне-фирменную политику, которая будет поддерживать заявленные декларации по тем или иным ценностям. Например, если в компании принято выдвигать на руководящие должности своих работников, то в службе персонала турфирмы должны заранее заниматься планированием карьеры перспективных работников и подготовить программу обучения. В обиходе турфирмы должны внедряться такие политики, как «зачисление в кадровый резерв на руководящие должности», «направление перспективных сотрудников на обучение за счет турфирмы», и эти политики не должны быть только декларативными. Иначе может оказаться, что перспективные сотрудники или уйдут из турфирмы, не дождавшись повышения, либо не справятся с новыми обязанностями.
Таким образом, в компании существует основы организационной культуры, а также понимание необходимости дальнейшего совершенствования в этом направлении.
Глава 3. Совершенствование организационной культуры на предприятии ООО «Амиго»
3.1. Пути совершенствования организационной культуры
Организационный дух компании, как и военный дух армии, нельзя расписать по параграфам. Организационная культура - это нечто коллективное, которое стало личным. Регламентировать же в деталях проявления личности невозможно и вредно с точки зрения современного маркетинга. Однако это не исключает совершенствование основных положений организационной культуры руководством компании и внедрение прогрессивных методов поведения в непосредственный обиход.
Совершенствование организационной культуры турфирмы «Амиго» должно происходить целенаправленно, не теряя способности эффективно реагировать на ситуации как относительно стандартные, так и на возникающие спонтанно. При этом рассматриваемая культура обязана укреплять коллективный дух и повышать мотивацию сотрудников.
Совершенствование организационной культуры должно отражаться в формулировке кредо компании, включая цель ее деятельности, основные правила, стиль, определенные обязательства по отношению к потребителям, партнерам и сотрудникам турфирмы. Хорошо представленные, сформулированные и зафиксированные в документах компании, эти правила позволять объединять сотрудников вокруг общих ясно определенных целей и ценностей.
Источниками формирования организационной культуры ООО «Амиго» выступают:
- во-первых, система личных ценностей и индивидуально-своеобразных средств их реализации;
- во-вторых, средства, формы и структура построения деятельности;
- в-третьих, представление об оптимальной и допустимой модели поведения работника в коллективе, отражающие систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
Главная роль по внедрению мероприятий, которые способны улучшить организационную культуру в рассматриваемой компании, отводится руководителю организации. Поэтому ему, безусловно, стоит начать совершенствование организационной культуры фирмы с себя, потому что люди лучше усваивают новые для себя образцы поведения через имитацию. Руководителю необходимо стать образцом, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, какие предполагается закрепить и развивать у подчиненных.
Необходимо, чтобы развиваемую культуру всячески поддерживало руководство рассматриваемой организации, являясь тем живым примером, на который должен ориентироваться и брать пример весь остальной персонал. Только в таком случае совершенствование имеющихся ценностей будет проходить наиболее эффективно и в дальнейшем будет способствовать все большему процветанию турфирмы.
Отношение к бизнесу как к «механизму», а к работникам как к заменяемым «винтикам» - это тяжелое, негативное наследие индустриальной эпохи. В современном же понимании ключ к успеху - человеческая индивидуальность. Поэтому руководство, тем или иным образом влияя на него, должно осознавать ответственность за свое действия. В ходе внедряемых перемен все основные усилия должны быть направлены на вершину управленческой пирамиды, а далее постепенно, она должна перемещаться вниз, к рядовым сотрудникам. В таком случае культура будет являться мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать всех сотрудников организации на общие цели, тем самым способствуя мобилизации инициативы работников, воспитывая преданность организации, улучшает процесс коммуникации и поведения.
Для совершенствования организационной культуры ООО «Амиго», с целью поддержания успешной стратегии фирменного развития, руководство должно регулярно осуществлять следующие необходимые мероприятия:
1) доработка и пересмотр таких основных целей и ценностей организации как приоритеты, принципы, подходы, нормы и рекомендуемые образцы поведения;
2) сопостовление степени соответствия усовершенствованной организационной культуры имеющейся стратегии развития компании, разработанной руководством. Выявление положительных и отрицательных моментов;
3) совершенствование мероприятий, которые направлены на формирование, развитие или закрепления рекомендуемых ценностей и образцов поведения;
4) благотворное воздействие на организационную культуру с целью преодоления возможных негативных моментов, возникающих время от времени в коллективе;
5) контроль за внедряемыми переменами в организационной культуре и внесения, в случае возникновения необходимости, поправок.
Соблюдение системы ценностей, олицетворяющих культуру, должно быть направлено на улучшение социально-психологического климата коллектива организации и на этой почве - значительному повышению производительности труда.
В прогнозируемом итоге обязательными элементами формирования позитивной организационной культуры ООО «Амиго» можно назвать следующие:
1. Изменения стиля руководства:
- привлечение сотрудников к принятию управленческих решений с помощью делегирования некоторых полномочий и ответственности;
- ведение строгого контроля за процессом и результатом работы.
2. Преобразование существующей системы вознаграждения, которая бы была нацелена на повышение мотивации персонала:
- введение общеколлективных обсуждений персональных достижений и результатов работы;
- переход к премиально-сдельной форме оплаты труда.
3. Повышение качества проводимого обучения:
- привлечение специалистов по обучению не только профессиональным навыкам, но и по адаптации новых ценностей и стандартов поведения.
4. Совершенствование проводимой кадровой политики:
- совершенствование отбора работников, основанном на поиске людей, разделяющих организационные ценности, или тех, кто сможет свободно их усвоить;
- повышение в должности сотрудников, которые являются носителями положительных, но отсутствующих в организации ценностей и способных передавать их другим работникам.
5. Уделение особого внимания к рабочему окружению:
- повсеместное внедрение организационной символики: от бытовых помещений и до мест приема посетителей.
6. Обновление системы РR:
- доработка имеющейся символики и традиций;
- создание единой информационной системы, включающей в себя: общее собрание, информационные доски, компьютерные рассылки.
Стоит заметить, что к совершенствованию организационной культуры турфирмы «Амиго» необходимо подходить, учитывая индивидуальность и специфику, а также сферу деятельности данной компании (ее миссию, цели, задачи); операционные средства, включающие не только технологию, но и стиль деятельности cотрудников компании, систему стимулирования, контроль, информационное обеспечение и тому подобное; показатели достижения успеха и оценки результатов; инструменты для внутренней интеграции, к которым относятся язык, приемы включения новых сотрудников в фирму, способ распределения власти, стиль взаимоотношений, система поощрений и наказаний, церемонии (чествование наиболее отличившихся работников, отдания почестей символам компании), своеобразные ритуалы (символические мероприятия, призванные напоминать персоналу о желаемом поведении) и др.