Файл: Корпоративная культура: разработка внутреннего распорядка в заведении, определение норм и правил поведения персонала, формирования внутренней культуры ресторана, мотивационных программ и четких инструкций (Понятие, структура и элементы корпоративной культ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Обосновывая важность и необходимость изучения темы, посвященной анализу роли и задач службы кадров в формировании и поддержании корпоративной культуры нужно обратить внимание на ряд обстоятельств, так например, теоретики и практики современного менеджмента определяют значение корпоративной культуры как одного из мощных факторов прибыли и конкурентоспособности, успеха и эффективности деятельности, а подчас выживаемости организации. В настоящее время приходится большинство исследований в данной области, а также популяризации этой темы, поскольку деловые журналы стали активно использовать понятия «организационная культура», «культура предприятия», «корпоративная культура».

Существует большой интерес к корпоративной культуре, как к фактору, влияющему на осуществлении в компании всех инноваций и во многом определяющей успех деятельности компании. При всей признаваемой важности данного фактора, достаточно часто не хватает четкости в понимании – что такое корпоративная культура, как понять, какая она в конкретной компании и что делать, чтобы корпоративная культура не мешала работе, а была фактором, помогающим достижению стратегических целей организации.

Актуальность темы исследования определена важностью корпоративной культуры как относительно нового элемента системы управления персоналом предприятий. А также необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения предприятия, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры, с использованием следующих методов: системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов.

Это предполагает создание атмосферы взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников компании сделать ее более успешной за счет поддержки инициативы на различных уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Для осуществления эффективного руководства предприятием, важное значение имеет правильное представление о месте и роли корпоративной культуры в достижении целей организации, путях ее формирования, возможностей корректировки и поддержания ее на оптимальном уровне.

Объектом исследования стала система управления персоналом предприятия, а предметом исследования – корпоративная культура как новый элемент вышеназванной системы.


Цель данной курсовой работы является выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации. А также выявление и рассмотрение роли корпоративной культуры в системе управления персоналом и достижении стратегических задач компании. В том какую же роль играет корпоративная культура в развитии компании в ее росте и развитии.

В соответствии с этой целью в курсовой работе были сформулированы следующие основные задачи исследования:

• дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;

  • определение роли корпоративной культуры в системе управления персоналом;
  • уточнение содержания и структуры корпоративной культуры предприятия;
  • выявление особенностей формирования корпоративной культуры;
  • разработка рекомендаций по продвижению корпоративной культуры на различных структурных уровнях;
  • формулирование предложений по совершенствованию содержательных элементов корпоративной культуры;

Степень изученности данной проблемы выглядит весьма скромно, в частности отечественными специалистами. В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в учебниках Храбровой И.А.«Корпоративное управление: вопросы интеграции», Базарова Т.Ю. «Управление персоналом развивающейся организации». В прошлом году вышли работы В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура предпринимательства». Можно найти статьи в периодических изданиях, например в журналах «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление компанией» и др.

Учитывая темпы развития рыночных отношений, осуществление важных политических мероприятий, скорость устаревания информации и специфику данной темы, в ходе работы были использованы материалы только последних трех-четырех лет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении рассказывается об актуальности темы, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, рассматривается степень изученности проблемы.

Первая глава посвящена изучению понятия, структуры и элементов корпоративной культуры, а также оценке ее эффективности и содержания.

Вторая глава рассматривает корпоративную культуру как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия, здесь же представлены, факторы, влияющие на формирование культуры предприятия, методы изучения и измерения корпоративной культуры.


В заключении излагаются выводы о проведенной работе и даются общие рекомендации по изученной тематике.

Глава 1. Корпоративная культура в системе  управления персонала предприятия

1.1 Структура и элементы корпоративной культуры

Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие. Существуют различные точки зрения на сущность и содержание корпоративной культуры. Многие исследователи не дают четкого определения корпоративной культуры, обозначая составляющие ее компоненты, или определяют корпоративную культуру как совокупность некоторых компонентов (ценностей, норм, верований, положений этики, правил поведения и общения и др.), выполняющих определенные задачи. Некоторые авторы соотносят корпоративную культуру с деятельностью организации и ее членов или воспринимают ее как нечто целостное.

Сравнительная таблица основных определений корпоративной культуры.

Авторы Содержание определений

Определения - характеристики деятельности организации и ее членов

Д. Олдхэм

Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой орган организации

Э. Шейн

Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе

внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами,

навязывающими группе свои собственные ценности и представления

Б. З.Мильнер

Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению

результатов деятельности

К. Сил и Д.Мартин

Ценности организации (ядро культуры) определяют философию, миссию

О организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда и др. (формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются прав ила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и

т.д

Р. Холл

Положения, понятия и ценности, которые создают опору для действия

Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры

Д. Хэмптон

Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и

не формальные обычаи

Д.Гибсон Д.Иванцевич

Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации

Р. Дафт

Набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм,

разделяемых всеми членами общества или организации

Д.Ньюстром и К.Дэвис

Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм

Ф. Лютенс

Наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников

к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в

организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам),

правила, организационный климат

В. П. Шихирев

Ценности, знания, нормы, символы

Н Лэметр

Система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разде-

ляемая всеми ее членами

Н. Алпатова

Ценности лидеров и персонала — ядро культуры

Определения, отражающие характер воздействия компонентов корпоративной культуры на организацию

К.Камерон и Р.Куинн

То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы,

процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что

определяет уникальность характера организации

В. А. Спивак

Система материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих данной

корпорации, отражающих ее индивидуальность

Р. Гриффин

Набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего

была основана организация, как она работает, и что для нее важно

П. Вейлл

Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания

временем и формирует у членов данного культурного общества довольно

уникальную общую для них психологию

Ф. Харрис и Р.Моран

Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык

общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования;

организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер

отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности

организации, трудовая этика и мотивация

Д.Элдридж и А.Кромби

Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов

поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и

отдельных личностей в организацию для достижения поставленных

перед ней целей

Определения, трактующие корпоративную культуру как целостную категорию

М. Мескон

Атмосфера или социальный климат в организации

Э. Джакус

Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и

хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива

стали «своими»


В контексте проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1) принципиальным является то, что корпоративная культура должна быть воспринята всеми членами организации; 2)большинство авторов упоминают в качестве компонента корпоративной культуры ценности организации, что позволяет считать их центральной составляющей исследуемого явления.[1, c.162]

Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того, как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение.

На основании анализа специальных работ, а также обобщения собственного эмпирического опыта, можно сделать следующие основные функции корпоративной культуры:

а) накопление и передача ценностей, миссии и стратегических целей корпорации;

б) формирование системы внутренних коммуникаций корпорации;

в) развитие системы ее внешних связей;

г) определение норм отношений в трудовом процессе;

д)обеспечение самоорганизации, сплоченности коллектива, укрепление чувства коллегиальности и корпоративности. [5]

Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и корпоративной культуре, могут включать в себя, например, следующее:

– предназначение организации и ее "лицо" (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство);

– старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинстве как критерий власти);

– значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);

– обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);

– критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп);


– организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы);

– стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);

– процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов);

– распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);

– характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);

– характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);

– пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);

– оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты). [3, c.178]

Множественность существующих определений корпоративной культуры отчасти объясняется тем, что различные уровни ее проявления чаще всего не выделяются. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые внешние проявления, доступные органам чувств, так и глубинные подсознательные базовые представления, так называемая сущность культуры. Между этими двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носителями данной культуры для ее представления.

Артефакты

Являются самым поверхностным уровнем, включающим все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой. Артефакты включают в себя зримые группы, такие как: архитектура материального окружения организации; ее язык; технология и продукты деятельности; ее стиль, воплощаемый в манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией; описание принятых ценностей; внешние ритуалы; корпоративные праздники и церемонии, и так далее. Для целей анализа культуры в этот уровень включаются также видимое поведение группы и соответствующие организационные процессы. Характерная особенность данного уровня в том, что артефакты просто наблюдать и достаточно легко подметить, но сложно растолковать, распознать их истинное значение без более глубокого анализа. Основная проблема всегда состоит в неоднозначности символов. Понять смысл любого подобного явления можно лишь при одновременном изучении культуры на уровнях ее ценностей и базовых представлений.