Файл: Выбор стиля руководства в организации (Влияние типа управленческих отношений (стиля руководства) на показатели эффективности работы организации. ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
Введение
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания.
Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали действуют и находят свое проявление, как в производственной, так и в бытовой сферах жизни.
Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными или сотрудниками.
Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием: Знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике. Умение правильно вести деловую беседу.
Выполнение руководителем главных требований при ведении деловой беседы с сотрудниками – создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника – это прямой путь к его участию в разрешении ситуаций, ведущих к ухудшению социально – психологической обстановки.
Руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных и сотрудников.
Очевидно, что хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельствам того, как не надо руководить.
Цель - изучить выбор стили руководства на организацию.
Задачи:
- Изучить стили управления
- Рассмотреть выбор стиля руководства на организацию
Объектом исследования является стиль руководства
Предметом исследования является процесс выбора стили руководства на организацию.
Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Семенов A.K., Маслов Е.Л., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Кононов В.Г. и др.
Глава 1. Система стилей руководства
Влияние типа управленческих отношений (стиля руководства) на показатели эффективности работы организации.
Современная экономическая ситуация требует от руководства коммерческой организации сознательного использования сильных сторон личности как работников, так и управляющих, и всего арсенала управленческой науки. [1]
Индивидуально-ситуативный подход подразумевает использование в каждом конкретном случае адекватного стиля управления — авторитарного, либерального или демократического. [2]
Чем богаче арсенал руководящих приемов и чем гибче руководитель перестраивается для достижения поставленной цели, тем больше шансов у него создать конкурентоспособное предприятие. [3]
Особую актуальность данная тема приобретает в период реорганизации предприятия или модернизации его организационной структуры управления.
Для анализа стиля руководства в компании важно изучить отношения, которые возникают (формируются) в организациях, в их подразделениях как отклик работников на управленческие ориентации руководителя, на манеры его поведения по отношению к подчиненным.
Эти управленческие отношения проявляются как формализованные и персонализированные, дополняя друг друга.
Сочетания структур управления в организации можно изобразить графически, на основе «измерения» шести типов управленческих ориентаций руководителя, в том числе формализованных (автократических или авторитарных, технократических и бюрократических) и трех персонализированных (демократических, гуманитарных и инновационных). [4]
Причем, если формализованные структуры управления ориентируют руководителя на жесткие требования, а работников на подчинение этим требованиям, то персонализированные структуры управления ориентируют руководителя на «мягкие» требования, а работников — на самостоятельность в решении деловых проблем. [5]
Эффективность управления также повышается из-за влияния оптимизации численности персонала.
Удельный вес прибыли до налогообложения и чистой прибыли на одного работника аппарата управления возрастает ежегодно почти в 1,5 раза. Значения рентабельности предприятия прогрессируют, что свидетельствует о его конкурентоспособности.
Удельный вес заработной платы работников аппарата управления превышает удельный вес работников аппарата управления в общей численности работников предприятия.
Это объясняется разницей в оплате труда менеджеров высшего звена и рядовых специалистов, а также сокращением численности аппарата управления с одновременным увеличением штата работников предприятия.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что стиль руководства, а также оптимально выстроенная организационная структура управления оказывает опосредованное влияние на показатели экономической эффективности организации. [6]
Для того чтобы сохранить конкурентные преимущества в условиях российского рынка необходимо незамедлительно реагировать на его изменения и выбирать адекватные методы руководства.
Личностные детерминанты стиля руководства
Рассматривая деятельность современных компаний, можно отметить, что некоторые из них добиваются высоких результатов, а другие не могут преодолеть высокий уровень конкуренции, экономические, финансовые кризисы. [7]
Чаще всего руководителями успешных компаний являются активные, харизматичные, целеустремленные личности, которые способны эффективно управлять и процессом производства, и персоналом компании. [8]
В настоящее время возрастает необходимость в качественных социально-психологических исследованиях процесса эффективного управления в организации, что и является актуальным в связи с развитием крупного бизнеса, созданием холдингов, сетей, корпораций.
Для успешного и эффективного руководства человеческими ресурсами необходимо сочетание личных и профессиональных качеств. Стиль руководства во многом определяет успех организации, эффективную динамику развития и роста компании, уровень работоспособности.
Стили руководства (управления) обычно рассматриваются в рамках теорий лидерства. Лидерство – наиболее активно изучаемая проблема в социальных науках, в том числе и в рамках организационной психологии.
Среди наиболее ранних теорий лидерства необходимо выделить теории личностных черт. Это так называемый структурный подход, который ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективного менеджера, определив свойственные ей черты или характеристики.
Поведенческие, стилевые характеристики, обеспечивающие успех руководителю, изучаются в поведенческих теориях лидерства.
В рамках данного подхода стиль лидерства определяется как «совокупность приемов и методов, применяемых лидером (также и руководителем) с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей». [9]
Наиболее известная типология стилей лидерства принадлежит К. Левину. Данные стили были выявлены ученым экспериментальным путем в начале XX века. [10]
Это авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства. Несмотря на то, что терминология, введенная К. Левиным, современными менеджерами оспаривается, однако она до сих пор широко используется на практике.
Таким образом, «типичный» руководитель предпочитает демократический стиль управления персоналом, основной сложностью в работе с подчиненными является их низкая исполнительность и дисциплинированность. [11]
Преимуществами работы в руководящей должности являются получение новых знаний и навыков, а также отсутствие необходимости в трате времени на выполнение рутинной, неэффективной работы. Желаемой моделью взаимоотношений с персоналом является организованное взаимодействие.
Руководители также характеризуются развитыми коммуникативными навыками, высокой стрессоустойчивостью, социальной активностью, уверенностью в себе, уравновешенностью, открытостью и высоким уровнем самокритичности. [12]
С помощью однофакторного дисперсионного анализа нами было выявлено, что выбор руководителем того или иного стиля управления персоналом зависит от таких личностных особенностей как возбудимость, эмотивность, демонстративность, дистимность и спонтанная агрессивность.
Глава 2. Стиль руководства и персонал
2.1. Доверие работников к стилю руководства
В последнее время как российская, так и западная социальная психология все чаще обращается к исследованию проблемы доверия. [13]
Феномен доверия фигурирует в политических и экономических отношениях, в области медицины, образования, религии, частной жизни, в сущности в любой сфере общественного жизни присутствует тот аспект взаимоотношений между людьми, который может быть выражен в категории доверия (недоверия), проявляемого отдельной личностью, группой или обществом в целом к другому лицу, группе, тому или иному социальному явлению. [14]
Доверие является важным аспектом межличностного общения, межгруппового и организационного взаимодействия, а также функционирования общества в целом. [15]
Несмотря на значительное количество научных исследований категории доверия, сегодня не существует его общезначимой научной концепции, не говоря уже о теории доверия и его развернутой модели.
Исследователи продолжают дискутировать по вопросу о сущности и структуре понятия доверия, пытаясь определить те необходимые критерии, которые позволили бы четко отделить этот феномен от схожих с ним явлений, таких как вера, доверчивость, доверительность, убежденность и т.п. Доверие выполняет весьма важные функции в социальной жизни людей. Вместе с тем оно недостаточно изучено в социально-психологическом плане, чем и определяется актуальность исследования.
Противоречие между актуально востребованным и явно недостаточным уровнем знания в этой области как эмпирического, так и теоретического составляет научно-исследовательскую проблему доверия, требующую своего решения, и выводит на первый план необходимость теоретической разработки всей совокупности вопросов, относящихся к его проблематике. Особую значимость для реализации цели нашего исследования имели работы, посвященные следующим вопросам:
- работы зарубежных социологов, предлагающих ряд концепций социального доверия (А. Селигмен, П. Штомпка, Ф. Фукуяма). [16]
- западные психологические исследования, рассматривающие как проблему установления доверия в процессе психотерапии и психологического консультирования между специалистом-психологом и клиентом, а также проблему формирования доверия клиента к себе и к миру как необходимый и существенный фактор развития личности и терапии личностных расстройств (Э. Эриксон, К. Р. Роджерс, Э. Шостром).
Социально-психологические исследования доверия: теория доверия в организации как система управления (Роберт Брюс Шо).
В этом случае доверие рассматривается как один из существенных факторов функционирования организации или взаимодействия организаций, организации и общества без обращения к анализу самого феномена доверия, его содержания и сущности;
- современные отечественные исследования, которые разрабатывают соответствующие концепции и теории доверия разного уровня обобщения, изучаются его факторы, функции и его роль на различных уровнях социальной организации, а также психологические технологии эффективного управления доверием (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, Т. П. Скрипкина, П. Н. Шихирев). [17]
Таким образом, на основе полученных данных было выявлено, что в торговой сфере не существует различий в степени доверия к стилям управления, обусловленных гендерной принадлежностью руководителя. [18]