Файл: Стратегии кадровой безопасности (Общие положения кадровой безопасности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения кадровой безопасности
1.1 Кадровая безопасность, понятия, методы
1.2 Факторы влияющие на выбор стратегии обеспечения кадровой безопасности организации
Глава 2 Характеристика стратегий кадровой безопасности организации
2.1 Выбор стратегии кадровой безопасности организации
2.2 Структура и система стратегии управления кадровой безопасностью инжиринговой компании
2.3 Способы минимизации ущерба кадровой безопасности
Факторы влияния |
Степень влияния факторов |
Итого |
||||
очень сильная |
сильная |
средняя |
слабая |
очень слабая |
||
Кадровая политика конкурентов, предопределяющая вероятность переманивания работников |
11,8 |
14,7 |
38,2 |
20,6 |
14,7 |
100 |
Степень агрессивности конкурентной среды |
9,1 |
15,2 |
33,3 |
39,4 |
3,0 |
100 |
Качество работы правоохранительных органов и судебных инстанций |
0 |
6,1 |
18,1 |
45,5 |
30,3 |
100 |
Уровень легитимности и коррумпированности отрасли |
3,0 |
9,1 |
30,3 |
36,4 |
21,2 |
100 |
Уровень жизни населения |
9,7 |
9,7 |
32,2 |
45,2 |
3,2 |
100 |
Несоблюдение норм законодательства участниками социально-трудовых отношений |
9,4 |
9,4 |
46,8 |
18,8 |
15,6 |
100 |
Распространенность методов недобросовестной конкуренции |
7,4 |
14,8 |
40,8 |
29,6 |
7,4 |
100 |
Уровень предпринимательской культуры |
0 |
19,4 |
29,0 |
38,7 |
12,9 |
100 |
Финансовое и ресурсное обеспечение данного направления |
3,4 |
31,0 |
44,8 |
13,9 |
6,9 |
100 |
Профессионализм сотрудников, которые занимаются обеспечением кадровой безопасности |
10,0 |
26,7 |
30,0 |
20,0 |
13,3 |
100 |
Таким образом, представленные данные подтверждают гипотезу о том, что выбор стратегии обеспечения кадровой безопасности подвержен влиянию разнородных факторов. При этом к числу важнейших внешних факторов относятся кадровая политика конкурентов и степень агрессивности конкурентной среды, а к числу внутренних - корпоративная культура компании, а также мотивация и отношение к труду персонала. Более высокие оценки значимости внутренних факторов подтверждают выводы о преимущественно эндогенном характере угроз кадровой безопасности организации.
С целью оценки эффективности реализуемой стратегии кадровой безопасности организациями региона, экспертам было предложено оценить степень выраженности угроз кадровой безопасности со стороны собственных сотрудников.
Изучение особенностей реализуемых организациями региона стратегий обеспечения кадровой безопасности было дополнено также анализом методов противодействия угрозам со стороны персонала (см. Приложение 1)
Наиболее распространенными методами воздействия на персонал с точки зрения предотвращения угроз являются административно-организационные, а также социально-психологические методы. Так, 16,9 % опрошенных к числу таковых отнесли заключение различных договоров об ответственности сторон социально-трудовых отношений, постоянный контроль над деятельностью сотрудников (12,5 %), формирование необходимого морально-психологического климата в коллективе (12,5 %), а также установление испытательного срока в целях проверки соответствия работника предъявляемым требованиям (12,5 %).
Немаловажное значение в противодействии угрозам кадровой безопасности опрошенные отводят формированию корпоративной культуры компании и мотивации благонадежного поведения персонала. Воспитание желания следовать нормам и правилам корпоративной культуры к числу распространенных методов противодействия угрозам со стороны персонала отнесли 10,6 % опрошенных, депремирование и использование системы штрафов - 8,8 % и 6,9 % опрошенных соответственно.
«Показательные» наказания виновных в нарушении норм и правил обеспечения кадровой безопасности используют лишь 3,1 % опрошенных. Вместе с тем, с точки зрения обеспечения кадровой безопасности именно этот метод, как уже было отмечено, имеет важное профилактическое и воспитательное воздействие на персонал, обладает высоким потенциалом в предотвращении угроз со стороны персонала.
Сравнение организаций в зависимости от стадии их жизненного цикла и используемых методов противодействия нелояльности персонала позволяет заключить, что использование преимущественно административных, карательных методов характерно для организаций, находящихся на стадиях создания и угасания, тогда как организации на стадии роста и стабильности предпочитают наряду с карательными использовать социально-психологические, профилактические методы.
К числу мер, направленных на реализацию выбранной стратегии управления кадровой безопасностью, эксперты отнесли такие, как формирование в организации культуры доверия, где честность и открытость - залог успешного ведения бизнеса (с этим согласны 88,2 % опрошенных экспертов); жесткий контроль за деятельностью персонала с целью недопущения воровства, мошенничества со стороны персонала (с этим согласны 65,9 % опрошенных экспертов); тщательная проверка благонадежности как потенциальных, так и работающих сотрудников (с этим мнением согласилось 75,3 % опрошенных экспертов). Лишь 29,4 % экспертов согласны использовать любые (в том числе и нелегитимные) методы противодействия угрозам со стороны персонала и в его адрес.
По результатам проведенного исследования можно заключить, что выбор определенного типа стратегии обеспечения кадровой безопасности актуализирует использование соответствующих методов обеспечения кадровой безопасности, включая методы противодействия угрозам со стороны сотрудников и в их адрес. Результаты исследования свидетельствуют о том, что организации, не имеющие ярко выраженных приоритетов в обеспечении кадровой безопасности и реализующие стратегию пассивной защиты, не ориентированы на активное противодействие угрозам кадровой безопасности.
Результаты опроса в разрезе используемых типов стратегии обеспечения кадровой безопасности показали, что различия обусловлены активным использованием методов противодействия угрозам кадровой безопасности и связаны главным образом с реализацией организациями стратегий адекватного ответа угрозам и стратегией предупреждающего противодействия. Кроме того, полученные данные подтвердили преимущественно эндогенный характер угроз кадровой безопасности современной организации.
Глава 2 Характеристика стратегий кадровой безопасности организации
2.1 Выбор стратегии кадровой безопасности организации
На выбор общей стратегии управления кадровой безопасностью конкретной организации влияют:
- обслуживаемые конкретным банком сегменты финансового рынка, определяющие общий уровень их конкурентности;
- степень агрессивности конкурентной стратегии самой кредитной организации, определяющая различную вероятность угроз ее безопасности со стороны конкурентов;
- степень легитимности бизнеса кредитной организации, определяющая различную вероятность угроз ее безопасности со стороны криминала и соответствующих государственных органов;
- финансовые возможности банка по обеспечению безопасности;
- квалификация персонала службы безопасности, что прямо связано с предыдущим фактором;
- наличие поддержки со стороны органов государственной власти, следовательно, возможность привлечения к обеспечению безопасности банка правоохранительных органов и спецслужб.
Рассматриваемая стратегия может быть реализована на основе одного
из трех вариантов:
1) упреждающее противодействие угрозам;
2) пассивная защита от угроз;
3) адекватный ответ на угрозы.
Вариант 1. Стратегия упреждающего противодействия угрозам
В основе данного варианта лежит стратегическая ориентация руководства банка на максимально жесткое противодействие возможным угрозам кадровой безопасности путем реализации двух принципов.
Первым принципом является выраженный приоритет профилактических методов противодействия возможным угрозам. Исходя из него, уполномоченные инстанции и должностные лица стремятся в первую очередь обеспечить такие условия функционирования кадрового направления деятельности кредитной организации, при которых соответствующие угрозы не смогут возникнуть вообще или будут пресечены еще на стадии их подготовки.
Пример. Самым эффективным методом противодействия угрозам переманивания конкурентами наиболее ценных сотрудников выступает реализация в кадровой стратегии банка-работодателя требований законов перемены труда и непрерывного улучшения его условий. В свою очередь, наиболее эффективным методом профилактики угрозы вербовки банковских служащих различными внешними для организации субъектами угроз выступает использование специальных технологий отбора кандидатов на трудоустройство. Такие технологии позволяют выявить и, соответственно, отказать в найме претендентам, личностные качества которых делают их уязвимыми для вербовки (повышенный меркантилизм, сверхамбициозность, эгоцентризм и т.п.).
Вторым принципом является возможность применения для профилактики и отражения возможных угроз не в полной мере легитимных методов. Выбирая между легитимностью и эффективностью того или иного метода, руководители банка отдают предпочтение именно эффективности, несмотря на связанные с этим риски. В этих условиях важной задачей является четкое определение границы между полулегитимными и нелегитимными методами. Пересечение такой границы автоматически выводит банк из числа законопослушных хозяйствующих субъектов и грозит возможностью применения к нему предусмотренных законом санкций. [3, с. 17].
Пример. Действующее законодательство категорически не допускает использования работодателями, равно как и частными детективными агентствами, таких методов проверки лояльности сотрудника, как слежка, проникновение в его жилище с целью установления подслушивающих устройств или проведения негласного обыска. Однако закон не запрещает собирать информацию о гражданине другими методами, например в процессе бесед с сослуживцами, знакомыми, соседями и т.п. Подобные методы нельзя отнести к этичным, поскольку они предполагают вмешательство в частную жизнь, вместе с тем они не являются нелегитимными. [10, с. 75].
Преимущества варианта. Из всех вариантов стратегии обеспечения кадровой безопасности рассматриваемый вариант является наиболее эффективным, поскольку позволяет работодателю своевременно предупреждать возможные угрозы или пресекать их практически сразу после возникновения. В результате риски имущественных или неимущественных потерь кредитной организации, связанные с функционированием кадрового направления ее деятельности, сводятся к минимуму.
Дополнительным преимуществом варианта служит возможность обеспечения поддержки других направлений персонального менеджмента. В процессе исполнения своих функций в рамках рассматриваемой стратегии служба безопасности прямо или косвенно содействует топ-менеджменту, службе персонала, руководителям других структурных подразделений банка в решении поставленных перед ними задач. Это позитивно отражается на конечной эффективности не только управления персоналом, но и всей системы внутрибанковского менеджмента.
Пример. В процессе сбора информации о потенциальном партнере в целях выявления отсутствия у него криминальных связей (что является необходимым элементом технологии профилактики покушений на собственников и руководителей организации) служба безопасности может получить данные, дополняющие сведения, собранные другими штабными службами. Вывод службы безопасности о полной законопослушности, но низкой финансовой надежности проверяемой фирмы позволит предотвратить возможный кредитный риск. [15, с. 75].
Недостатки варианта
Главным недостатком рассматриваемого варианта выступает высокая вероятность конфликтов банка с действующим законодательством, профессиональным союзом и собственными сотрудниками. Конфликты возникают у работодателей, которые, как уже ранее отмечалось, пересекли границу между полулегитимными и откровенно нелегитимными методами. При выявлении сотрудниками фактов прослушивания их телефонных разговоров, скрытого видеонаблюдения (без письменного предупреждения со стороны администрации), принудительного склонения к проверкам на полиграфе (детекторе лжи) становится возможным возбуждение индивидуальных и коллективных (от имени профсоюза) исков к кредитной организации. Даже в случае их отклонения судебными инстанциями имиджу данного работодателя на рынке труда может быть нанесен ощутимый ущерб, например, благодаря освещению конфликта средствами массовой информации. Не менее серьезный ущерб банк может понести в случае инициативного увольнения ценного специалиста, обиженного на использование в отношении его специальных мероприятий по контролю потенциальной лояльности.