Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов
1.1. Теоретические подходы к исследованию конфликта
1.2. Практические подходы к изучению конфликта
1.3. Причины и функции конфликтов
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования
2.2.Описание применяемых методов и методик
2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Глава 3. Предупреждение развития конфликтов
3.1. Технология предупреждения конфликта
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов
1.1. Теоретические подходы к исследованию конфликта
Любые разногласия в жизнедеятельности организации и в жизни общества играют немаловажную роль. Поэтому изучение конфликтов – это одна из важных тем исследования в области психологии. Условно можно выделить 2 этапа изучения: первый – 50-е годы XX века, второй этап длится с конца 50-х годов по настоящее время[1]. В первом этапе, в процессе психоанализа или проведении социометрии конфликт являлся частью более высоких концепций. Ученые психологи занимались изучением последствий конфликтов, либо причинами, приводящими к его развитию. Направлениями в исследовании конфликтов среди зарубежных психологов в первой половине XX века являются:
– психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм).
– социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
– этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
– теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
– фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
– поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
– социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
– интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
– теория структурного баланса (Ф. Хайдер)[2].
З. Фрейд создал одну из первых теорий человеческой конфликтности. В своих работах он говорил о необходимости поиска причин конфликтов в сфере бессознательного. Его последователь А. Адлер указывал на попытки личности освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен попытались внести в понимание причин конфликта социальный контекст. Так, основной причиной конфликтов между индивидом и его окружение, К. Хорни, считал недостаток дефицит доброжелательного отношения со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты развиваются при реализовать свои стремления в обществе.
В 20–30-е годы социальный психолог У.Мак-Дугалл говорит о неизбежности развития в обществе конфликтов, так как любому человеку присущи инстинкт страха, самоутверждения, стадности, которые передаются по наследству. Поэтому люди постоянно испытывают потребность в противоборстве. Теория социальных инстинктов У. Мак-Дугалла определила социальное направление в изучении конфликтов[3].
Началом этологического подхода при изучении конфликтов считается 30-е годы XX века. Австрийский ученый, австрийский естествоиспытатель, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903—1989) считал, что причинами развития социальных конфликтов являются агрессивное отношение людей друг к другу. Он считал, что у людей и у животных механизмы возникновения агрессивности однотипны, агрессия – постоянное состояние любого живого организма. Данное направление в развитии этологических идей продолжил нидерландский этолог Н. Тинберген (1907—1988).
Курт Левин (1890—1947) занимался исследованиями проблем групповой динамики и разработал концепцию динамической системы поведения[4]. При нарушении равновесия между индивидом и средой возникает напряжение, проявляющееся в виде конфликтов. Источником конфликта, по мнению германо-американский психолога, может быть стиль деятельности лидера группы. Поэтому, К. Левин указывал на разрешение конфликтов путем реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Американские психологи под руководством Д. Долларда выдвинули фрустрационно-агрессивную гипотезу возникновения конфликтов. Согласно данной гипотезе за фрустрацией всегда следует агрессия, и наоборот агрессивное поведение в большинстве случаев указывает на какие-либо неудачи или невозможности достижения поставленных целей.
Согласно теории поведенческого направления, представителем которой был американский психолог Арнольд Басе, причины конфликтов находятся не столько в самом человеке, сколько в его социальном окружении. Социальная среда, в которой находится личность, на протяжении всей жизни изменяет ее врожденные качества[5].
Представителем теории социометрии является американский психолог Я Моренго. Он указывает на то, что межличностные конфликты развиваются на фоне эмоциональных состояний, симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу. Согласно выводам ученого, разрешение все межличностных и даже международных конфликтов возможно методом перестановки людей соответственно их эмоциональным предпочтениям. Моренго говорит о том, что благодаря "социометрической революции" возможна гармония общественных отношений[6].
Американский психолог и социолог Д. Мид является основателем символического интеракционизма. В своих работах он указывает на то, в процессе социального взаимодействия неизбежно возникают конфликты. При взаимодействии человека с окружающей социальной средой, каждая личность испытывает дискомфорт и дисгармонию и пытается их устранить, совершая активные действия. В результате отношений "индивид – среда" возникают конфликты. Его работы получили широкий резонанс.
Согласно теории структурного баланса, главным представителем которой является Ф. Хайдер, конфликт развивается в условиях, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека”. В данной теории Ф. Хайдер высказывает мнение о согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах других[7].
Анализируя все подходы исследования конфликтов заметно, что все теории формировались на базе традиционных направлений и отражали теоретические конструкции, свойственные данному течению. Изучая проблему конфликтов, западные психологи руководствуются данными подходами в течение последних 40-ка лет. Например. В 60-х годах, психотерапевт Э. Берн создал теорию трансактного анализа, беря за основу синтез идей психоанализа и интеракционизма. Согласно данного учения, структура личности состоит из трех состояний. Это: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). При взаимодействии между людьми образуются трансакции. Непересекающиеся трансакции (параллельные) ведут к отношениям без конфликтов. При возникновении пересекающейся трансакций наступает нарушение процесса общения, следствием которого может быть конфликтная ситуация.
Пути исследований конфликтов в психологии за рубежом:
– теоретико-игровой (М. Дойч);
– теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
– теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин,
Р. Фишер, У. Юри).
В отечественной психологии в 1978 г. советским психологом Л.А. Петровской разработана схема описания конфликта, в которую входят четыре группы: структура, его динамика, функции и типология конфликта. В последствии А. Я Анцупов и А.И. Шипилов внесли в данную классификацию дополнения.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное
противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений[8].
А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных,
несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие при достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.
А.Г. Ковалев считает, что конфликт- это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Конфликт может быть одновременно и защитной, и ответной – эмоционально окрашенной реакцией[9].
1.2. Практические подходы к изучению конфликта
При изучении конфликта применяются такие практические подходы, как:
1. Экспериментальное конструирование конфликта[10]. Применяется преимущественно в лабораторных условиях. В качестве основы используются конфликтные ситуации, встречающиеся в повседневной жизни. Исследование данных игр-конфликтов вызывает затруднения организационного плана, а именно:
а) не все конфликтные игры приемлемы с нравственной точки зрения;
б) возможность управления в игре не всегда применима в реальной жизни. На основе простых и управляемых ситуаций нельзя сделать правильный вывод;
в) трудности при моделировании реальной ситуации конфликта по многим параметрам.
2. Личностные опросники и тесты, показатели социометрии;
Конфликт изучается через напряженность во взаимоотношениях,
предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью.
Недостатками данного подхода являются:
А) конфликт за рамками исследования остается как социально-психологическое явление, возникающее при взаимодействии людей;
б) нет возможности раскрыть причины конфликта;
в) нет точности в получаемой от респондента информации;
г) не всегда можно учесть личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми).
3. Исторический (ретроспективный) подход. Описывается уже свершившаяся конкретная конфликтная ситуация (анализируются действия всех участников, причины возникновения, приемы взаимодействия, результат исхода и т.д.). Исторический подход изучения конфликта более социологичен, чем психологичен, но при грамотно подобранных вопросах помогает правильно воссоздать социально-психологическую картину.
Недостатки использования психологических подходов:
1. Лицо, описывающее конфликтную ситуацию. Его личная заинтересованность в анализированной ситуации снижает уровень достоверности.
2. Степень охвата задаваемых вопросов. При неточном и неумелом задавании вопросов существует возможность упустить важные причины возникновения конфликтной ситуации, динамики развития. Неправильное применение таких методов, как: беседа, интервью, анкетирование создают трудности при систематизации полученной информации.
3. Объемное и комплексное описание конфликтной ситуации не всегда помогает найти существенные связи, а это очень важно исследованиях конфликта[11].
1.3. Причины и функции конфликтов
В настоящее время существуют две противоположные точки зрения о причине развития конфликтных ситуаций в организации[12]:
1). Субъективные причины. Проявляются в тот момент, когда человек любой ценой стремится к первенству, доминированию, а конфликтное поведение является одним из свойств человеческого характера.
2). Объективные причины – это причины, не зависящие от личности. Как правило, конфликт возникает при взаимодействии многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть вызывается действием объективных и субъективных причин. Социальный конфликт возникает под воздействием социально-экономических причин. Конфликт – сложное явление, состоящее из множества социально-психологических аспектов.
По классификации У.Ф. Линкольна причина конфликтной ситуации состоит из: информации, структуры, ценностей, поведения и отношений. Американский государственный деятель выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов[13]:
1) Информационный фактор. Вся информация, поступившая извне, может быть приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Информация может быть неполной, неточной, односторонней и т. д.
2) Структурный фактор. Он включает в себя формальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.).
3) Ценностный фактор состоит из принципов, которые провозглашаются или отвергаются, которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
личные и групповые системы верований и поведения, ценности всего человечества, профессиональные, религиозные, культурные, региональные, местные и политические.