Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Виды налогов с физических лиц).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц.
1.1 Виды налогов с физических лиц.
1.2 Общие условия и порядок налогообложения физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
2. Практика налогообложения физических лиц.
2.1 Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.
2.2. Порядок исчисления налогов с физических лиц.
2.3. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.
Введение.
Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.
В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.
Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны.
Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.
Налогообложение физических лиц чрезвычайно многообразно. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.
Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
К задачам следует отнести следующие:
- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц.
1.1 Виды налогов с физических лиц.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:
- распределительную;
- фискальную;
- контрольную.
Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д. [11, c. 170].
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
Деление налогов, взимаемых с физических лиц.
В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:
1. федеральные налоги;
2. региональные налоги;
3. местные налоги и сборы.
Я выделю основные виды налогов с населения в России.
Основные виды налогов, выплачиваемых населением.
- государственная пошлина;
- земельный налог;
- налоги на имущество физических лиц;
- налог с владельцев транспортных средств;
- подоходный налог с физических лиц;
- регистрационный сбор с физических лиц – предпринимателей;
- сбор за пограничное оформление;
- сбор за уборку территорий населенных пунктов;
- страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;
- таможенные платежи [12, c. 262].
1.2 Общие условия и порядок налогообложения физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Установление налога – это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ определяет общие условия установления налогов.
Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложении:
а) налогоплательщики
налогоплательщики - организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
б) объект налогообложения
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 Налогового кодекса РФ;
в) налоговая база
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением [13, c. 247].
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.