Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие налогообложения и налоговой системы ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налогообложения и налоговой системы
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Оценка налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов
2.2. Анализ поступления налогов в консолидированные региональные бюджеты
2.3. Тенденции изменения налогообложения в России в 2016
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Наиболее существенно увеличились поступления налога на добычу полезных ископаемых - на 42,5% (на долю этого налога приходится всего 0,8% общей суммы доходов). Этот рост был обеспечен за счет налога в части полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья) и налога при добыче алмазов.
Налоги на имущество в целом превысили прошлогодние показатели
на 11,6%. На долю этой группы налогов приходится 11,5% всех поступлений. Наиболее значительно в группе увеличились поступления транспортного налога (на 19,1%). Доходы от основного по объемам поступлений налога на имущество организаций возросли на 12,3%. Поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 11,6%, а земельного налога – на 4,3%.
Поступления налогов на совокупный доход (налог, взимаемый при
упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения) увеличились на 10,4%, а доля этих налогов в общей сумме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 3,7%.
2.3. Тенденции изменения налогообложения в России в 2016
Рассмотрим основные изменения, вступившие в силу с 1 января 2016 г.
В ноябре 2015 г. был принят ряд дополнительных новаций в Налоговый кодекс.
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, который служит критерием освобождения доходов от продажи имущества от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличен до 5 лет. Однако в некоторых случаях он может составлять 3 года, как и ранее. Это относится к доходам от продажи имущества, полученного в порядке наследования или по договору дарения от близких родственников; приватизированного имущества или в случаях, когда право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением (п. 3 ст. 217.1 НК РФ[27]).
Дополнительно Налоговым кодексом установлен лимит в отношении суммы доходов плательщика, полученных от продажи имущества. В том случае, если плательщик продал имущество менее чем за 70% кадастровой стоимости (по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества), облагаемым доходом будет признаваться величина кадастровой стоимости объекта проданного имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7 (п. 5 ст. 217.1 НК РФ[28]).
Впервые с момента принятия гл. 23 Налогового кодекса субъекты РФ получили право регулировать отдельные элементы налога на доходы физических лиц, который в полном объеме поступает в их бюджеты. С 2016 г. законом субъекта РФ вплоть до нуля может быть снижен как минимальный предельный срок владения имуществом, так и понижающий коэффициент для расчета дохода от продажи имущества (п. 6 ст. 217.1 НК РФ[29]).
С 1 января 2016 г. увеличен лимит дохода, при превышении которого налогоплательщик теряет право на получение стандартного вычета на ребенка. С месяца, когда доход плательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, превысит 350 тыс. руб. (ранее эта сумма составляла 280 тыс. руб.), стандартный вычет на ребенка не предоставляется (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Увеличился размер вычета на ребенка-инвалида. Ранее размер вычета составлял 3 000 руб. в месяц. С 1 января 2016 г. размер вычета увеличился. Он теперь зависит от статуса налогоплательщика. Так, для родителя, усыновителя, жены или мужа родителя вычет составляет 12 тыс. руб., а для приемного родителя, опекуна, попечителя, жены или мужа приемного родителя – 6 тыс. руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
С 1 января 2016 г. увеличен повышающий коэффициент к общим ставкам водного налога: с 1,15 до 1,32. Кроме того, повышена ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения. Вместо 81 руб. за 1 000 куб. м забранных (изъятых) водных ресурсов ставка составляет 93 руб. за 1 000 куб. м. (п. 3 ст. 333.12 НК РФ[30]).
Ощутимые изменения коснулись налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С 1 января 2016 г. базовая ставка НДПИ в отношении нефти увеличена с 766 до 857 руб. за тонну. При этом был повышен коэффициент, учитывающий особенности добычи нефти и используемый при расчете НДПИ. Также с 4,4 до 5,5 увеличен корректирующий коэффициент Ккм, который используется для расчета ставки НДПИ в виде газового конденсата. Кроме того, введен новый коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива (Еут). Если повышение первого коэффициента увеличит налоговую нагрузку, то применение второго коэффициента должно несколько снизить ставку НДПИ для газового конденсата. На 2016 г. коэффициент Кгп установлен в размере 1 для отдельных налогоплательщиков (фактически – для ПАО «Газпром» и его дочерних организаций) и 0,7317 для всех остальных.
В 2016 г. повышены ставки акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия, автомобили и автомобильный бензин всех классов (п. 1 ст. 193 НК РФ[31]). Исключение составил акциз на вина с защищенным географическим указанием, ставка которого снизилась относительно акциза для прочих вин.
Изменения 2016 г., касающиеся транспортного налога, однозначно улучшат положение налогоплательщиков. Так, уточнен порядок применения корректировки суммы транспортного налога на число месяцев владения транспортным средством. Теперь, если транспортное средство поставлено на учет в регистрирующем органе позже 15-го числа месяца, он не будет учитываться при расчете транспортного налога (п. 3 ст. 362 НК РФ[32]). Также уточнен порядок применения повышающих коэффициентов для расчета транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей. Согласно п. 2. ст. 362 НК РФ, перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет». Таким образом, плательщику не придется пересчитывать налог за прошлые периоды в случае включения автомобиля в указанный список.
Проведенный во второй главе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Налоговые доходы консолидированного бюджета по итогам 2015 г. составили 15,5 трлн. руб., что на 7,7% больше значения предыдущего года. Однако с учетом инфляции налоговые доходы в реальном выражении сократились на 5,4%. Структура налоговых доходов изменилась незначительно (рис. 2.3).
В 2015 г. основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, за счет которых формируется 30,2% и 22,6% всех доходов. По сравнению с 2014 г. поступления НДФЛ увеличились на 4,3%, а налога на прибыль - на 7,3%, что существенно ниже темпов инфляции. Третьим по значимости источником доходов являются трансферты из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции), за счет которых формируется 17,4% всей суммы доходов. Эти поступления сократились и составили всего 96,8% прошлогодних значений.
Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран. Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.
Однако, несмотря на постоянное совершенствование, она не лишена недостатков.
Так, не решен вопрос об оптимальной величине налога на добавленную стоимость. Российский НДС сегодня является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Многие экономисты являются сторонниками снижения НДС, считая, что это должен быть постепенный процесс – на 1–2 пункта.
Много вопросов вызывает освобождение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на двенадцать последовательных налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база данных налогоплательщиков не превысила одного миллиона рублей. Подобное положение, по существу, создает возможность ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого предпринимательства. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать свои бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций.
Не меньше проблем вызывает нулевая ставка налога на добавленную стоимость при транспортировке грузов, импортируемых в Российскую Федерацию. Само по себе это противоречит идее активного использования во внешней торговле принципа страны назначения. Этот принцип предполагает освобождение от налога на добавленную стоимость экспортируемых товаров и услуг по их транспортировке в стране происхождения. Обложению же НДС подлежат товары, ввозимые на территорию страны назначения. Услуги по доставке товара никак не могут быть отделены от самого ввозимого груза. Естественно, что транспортные операции должны облагаться налогом на добавленную стоимость таким же точно образом, как и сам товар.
Налог на добавленную стоимость остается основным и достаточно стабильным источником доходов федерального бюджета. Его поступления отражают благоприятные тенденции в российской экономике. При возрастании объемов производства и торговли будет реально ставить вопрос о небольшом снижении ставки налога. Вместе с тем, проводимые в области реформирования налоговой системы мероприятия не должны ограничиваться лишь совершенствованием налогового законодательства. Они включают в себя также: установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых операций, не попадающих под налогообложение; усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.
При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации важно также учитывать и тот факт, что экономика России не может быть изолированной от мировой экономики. Поэтому важно, чтобы реформирование налоговой системы России было направлено на сближение ее с европейскими налоговыми системами.
Важнейшим направлением развития налоговой системы на современном этапе является оптимизация разграничения налогов между уровнями бюджетной системы. В качестве критериев разграничения налогов между уровнями бюджетной системы использовались следующие показатели - стабильность поступлений, экономическая эффективность, социальная справедливость и равномерность распределения налоговой базы, мобильность налоговой базы, экспорт налогового бремени.
Четкое разграничение налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации является необходимым условием ее эффективного функционирования.
Ряд российских экономистов и политиков предлагают следующие изменения по перезакреплению налоговых полномочий бюджетов разного уровня.
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций должен поступать в местные бюджеты в пределах не менее 10% в соответствии с действующим законодательством, в том числе не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации в пределах ставки данного налога и не более 5% за счет введения дополнительной муниципальной ставки налога на прибыль.
Налог на доходы с физических лиц должен поступать в пределах не менее 70% в местные бюджеты. В действующем законодательстве - не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации идет в местные бюджеты.
Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, а также на остальные виды подакцизных товаров не менее 5 и 10%. соответственно, в среднем по субъекту Российской Федерации не должны использоваться в качестве собственных доходов местных бюджетов как доли регулирующих налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. При этом решение об их зачислении в местные бюджеты относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций следовало бы перевести в разряд местных налогов и полностью зачисляться в местные бюджеты. В соответствии с Налоговым кодексом РФ этот налог является региональным и поступления от него делятся между региональным и местным уровнями в соотношении 50:50. В пользу необходимости закрепления данного налога за местным уровнем говорят такие факторы, как стабильность поступлений, низкая мобильность налоговой базы и экономическая эффективность. Поскольку предприятия используют местную инфраструктуру (дороги, коммунальные услуги), логично закрепить налоги, поступающие от их имущества, за местными бюджетами. Кроме того, при введении налога на недвижимость упраздняется налог на имущество организаций и перевод его в местные налоги предотвратит потери региональных бюджетов.