Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие налогообложения и налоговой системы ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налогообложения и налоговой системы
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Оценка налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов
2.2. Анализ поступления налогов в консолидированные региональные бюджеты
2.3. Тенденции изменения налогообложения в России в 2016
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Поступления по земельному налогу также необходимо полностью зачислять в местные бюджеты. Аргументы в пользу реального закрепления земельного налога за местным уровнем и стопроцентного зачисления поступлений от него в местные бюджеты те же, что и в случае налога на имущество организаций, с тем дополнением, что доходы по земельному налогу очень равномерно распределены, что соответствует принципу социальной справедливости.
Следует отметить, что предлагаемая схема перезакрепления налоговых полномочий не только ведет к усилению позиций местных бюджетов, но и обеспечивает более сбалансированную структуру налоговых доходов консолидированного бюджета.
Заключение
Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы.
Налоговые доходы консолидированного бюджета по итогам 2015 г. составили 15,5 трлн. руб., что на 7,7% больше значения предыдущего года. Однако с учетом инфляции налоговые доходы в реальном выражении сократились на 5,4%. Структура налоговых доходов изменилась незначительно (рис. 2.3).
В 2015 г. основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, за счет которых формируется 30,2% и 22,6% всех доходов. По сравнению с 2014 г. поступления НДФЛ увеличились на 4,3%, а
налога на прибыль - на 7,3%, что существенно ниже темпов инфляции. Третьим по значимости источником доходов являются трансферты из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции), за счет которых формируется 17,4% всей суммы доходов. Эти поступления сократились и составили всего 96,8% прошлогодних значений.
Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран. Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.
В настоящее время в России назрела необходимость коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала.
В целях совершенствования налоговой системы целесообразно:
1) снижение НДС на 1–2 пункта;
2) оптимизация разграничения налогов между уровнями бюджетной системы:
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций должен поступать в местные бюджеты в пределах не менее 10% в соответствии с действующим законодательством, в том числе не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации в пределах ставки данного налога и не более 5% за счет введения дополнительной муниципальной ставки налога на прибыль;
- налог на доходы с физических лиц должен поступать в пределах не менее 70% в местные бюджеты;
- акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, а также на остальные виды подакцизных товаров не менее 5 и 10%.
3) налог на имущество организаций перевести в разряд местных налогов и полностью зачисляться в местные бюджеты;
4) поступления по земельному налогу необходимо полностью зачислять в местные бюджеты. Аргументы в пользу реального закрепления земельного налога за местным уровнем и стопроцентного зачисления поступлений от него в местные бюджеты те же, что и в случае налога на имущество организаций, с тем дополнением, что доходы по земельному налогу очень равномерно распределены, что соответствует принципу социальной справедливости.
Предлагаемая схема перезакрепления налоговых полномочий не только ведет к усилению позиций местных бюджетов, но и обеспечивает более сбалансированную структуру налоговых доходов консолидированного бюджета.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.).
Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и совр. мир. - 2010. - № 4. - С.79.
Бобринев Р.В. К вопросу о происхождении налогов и налогообложения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2 (64). С. 181-186.
Клейменова М.О. Налоговое право. М., 2013.
Литвинцева Т.В. Направления изменений российской налоговой системы с учетом социальной направленности // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 32. - С.49.
Минаков А.В. Теория предельного равновесия бюджетно-налоговой системы России как необходимое условие обеспечения экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 13. - С.48.
Минаков А.В. Основы управления бюджетно-налоговой системой России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 9. - С.61.
Петров Ю. Инновационный подход к развитию российской налоговой системы (концептуальное обоснование с учетом итогов анализа ее реформирования в десятилетней и во всей постсоветской ретроспективах) // Рос. экон. журнал. - 2010. - № 6. - С.14.
Петров Ю. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития // Рос. экон. журнал. - 2011. - № 6. - C.47.
Сафиуллин М.А. Приоритеты развития налоговой системы в Российской Федерации: взгляд из региона // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 36. - С.10-16.
Терехина А. Л. Правовые принципы налогообложения // Финансовое право. 2012. №5. С. 36.
Минаков А.В. Основы управления бюджетно-налоговой системой России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 9. - С.61.
Министерство финансов РФ. Электронный ресурс / Режим доступа: URL: http://www.minfin.ru
Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс / Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru
-
Бобринев Р. В. К вопросу о происхождении налогов и налогообложения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2 (64). С. 181-186. ↑
-
Гиниятуллин Ф. К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 79-84. ↑
-
Шишкина Н. А. Эволюция воплощения фундаментальных принципов налогообложения в налоговых системах развитых стран мира // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 93-99. ↑
-
Бобринев Р. В. К вопросу о происхождении налогов и налогообложения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2 (64). С. 181-186. ↑
-
Гиниятуллин Ф. К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 79-84. ↑
-
Чернышева Н. И. Теоретические истоки институциональной трансформации в налоговой системе государства // Налоговая политика и практика. 2010. № 11-1. С. 26-30. ↑
-
Гиниятуллин Ф. К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 79-84. ↑
-
Бобринев Р. В. К вопросу о происхождении налогов и налогообложения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2 (64). С. 181-186. ↑
-
Чернышева Н. И. Теоретические истоки институциональной трансформации в налоговой системе государства // Налоговая политика и практика. 2010. № 11-1. С. 26-30. ↑
-
Шишкина Н. А. Эволюция воплощения фундаментальных принципов налогообложения в налоговых системах развитых стран мира // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 93-99. ↑
-
Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и совр. мир. - 2010. - № 4. - С.79. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Минаков А.В. Теория предельного равновесия бюджетно-налоговой системы России как необходимое условие обеспечения экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 13. - С.48. ↑
-
Гиниятуллин Ф. К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 79-84. ↑
-
Терехина А. Л. Правовые принципы налогообложения // Финансовое право. 2012. №5. С. 36. ↑
-
Шишкина Н. А. Эволюция воплощения фундаментальных принципов налогообложения в налоговых системах развитых стран мира // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 93-99. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Клейменова М.О. Налоговое право. М., 2013. С. 58. ↑
-
Шишкина Н. А. Эволюция воплощения фундаментальных принципов налогообложения в налоговых системах развитых стран мира // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 93-99. ↑
-
Гиниятуллин Ф. К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 79-84. ↑
-
Клейменова М.О. Налоговое право. М., 2013. С. 59. ↑
-
Шишкина Н. А. Эволюция воплощения фундаментальных принципов налогообложения в налоговых системах развитых стран мира // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 93-99. ↑
-
Клейменова М.О. Налоговое право. М., 2013. С. 58. ↑
-
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru ↑
-
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru ↑
-
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). ↑