Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие налогообложения и налоговой системы ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Классификация налогов

Под классификацией налогов понимается их группировка, обусловленная определенными целями и задачами[21]. На сегодняшний день существует немалое количество различных классификационных признаков налогов. Однако все действующие классификации налогов принято сводить к нескольким основным типам, в числе которых традиционная система налогообложения и международные классификации. В основе традиционной системы налогообложения лежит деление налогов на несколько классов: прямые налоги; косвенные налоги; сборы и пошлины[22].

В основу международной классификации налогов и сборов положен критерий деления налогов по объекту налогообложения. Внутри групп, сформированных исходя из объекта налогообложения, налоги подразделяются далее по различным классификационным признакам (к примеру, исходя из субъекта налогообложения: взимаемые с физических и с юридических лиц).

Основные классификационные признаки налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1.1

Классификация налогов[23]

Классификационный признак

Виды

налогов

Характеристика

видов

1

2

3

4

1

По способу взимания

Прямые

Налоги, взимаемые с имущества или доходов физических или юридических лиц.

Косвенные

Налога на товары и услуга, включаемые в цену товара, то есть это налоги, уплачиваемые потребителями.

2

По объекту обложения

Налоги на имущество

Налоги, объектом обложения которых является имущество (налог на имущество организаций)

Налога на доходы

Налоги, объектом обложения которых является доход (НДФЛ)

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

2

По объекту обложения

Ресурсные налоги

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо ресурсы (налог на добычу полезных ископаемых)

Налога на действия

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо действия в денежной сфере (НДС)

3

По источникам уплаты

Налоги, уплачиваемые с выручки

НДС, акцизы

Налоги, относимые
на расходы

Транспортный налог, налог на имущество

Налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли

Налог на прибыль

Налоги, уплачиваемые за счет дохода

НДФЛ

4

По целевой направленности

Общие (бюджетные) налоги

Налоги, предназначенные для образования доходной части бюджета в целом, использующиеся для общегосударственных целей


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

4

По целевой направленности

Специальные (целевые) налоги

Налоги, которые имеют строгую целевую направленность и закреплены за определенными видами расходов (к примеру, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых)

5

По субъекту обложения

Налоги, взимаемые с физических лиц

НДФЛ

Налоги, взимаемые с юридических лиц

Налог на прибыль

Смешанные налоги

Транспортный налог

6

По уровню бюджета

Закрепленные налоги

Налоги, которые полностью поступают в тот или иной бюджет (земельный налог)

Регулирующие налоги

Разноуровневые налоги, то есть налоги, поступления от которых распределяются между соответствующими бюджетами.

7

По принадлежности к уровню управления

Федеральные

Налоги первого уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль)

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

7

По принадлежности к уровню управления

Региональные

Налога второго уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (транспортный налог, налог на имущество организаций)

Местные

Налоги третьего уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствуют их муниципальных образований (земельный налог).

8

По налоговым ставкам

Твердые

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина (транспортный налог)

Процентные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как процент от какого-либо показателя (НДС, НДФЛ)


Окончание таблицы 1

1

2

3

4

8

По налоговым ставкам

Комбинированные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина и как процентная величина (акциз)

9

По характеру процентных ставок

Пропорциональные

Налоги, ставка по которым имеет фиксированное значение.

Прогрессивные

Налоги, ставка по которым увеличивается при достижении налоговой базой определенной величины.

Дегрессивные

Налоги, ставка по которым снижается при достижении налоговой базой определенной величины.

Безусловно, приведенный в таблице 1 перечень не является исчерпывающим. Однако в нем отражены основные классификационные признаки, приведенные в различной экономической литературе.

Проведенное в первой главе исследование, позволяет сделать следующие выводы.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. Налоги - не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория.

Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.

Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации


2.1. Оценка налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов

В 2015 г. бюджеты всех уровней столкнулись с падением доходов, в результате чего дефицит консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (консолидированного расширенного бюджета) составил более 2,8 трлн. руб. (3% ВВП). В 2014 г. дефицит был в три раза меньше - 1 % ВВП.

Налоговые доходы и страховые взносы на обязательное социальное страхование, которые составляют основную долю доходов консолидированного бюджета (более 70%), практически не пострадали, несмотря на падение цен на нефть, обесценение рубля и спад производства. В номинальном выражении они выросли. Причем прирост поступлений взносов на социальное страхование полностью компенсировал инфляцию (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура доходов и темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета в 2014-2015 гг.[24]

Налоговые доходы консолидированного бюджета по итогам 2015 г. составили 15,5 трлн. руб., что на 7,7% больше значения предыдущего года. Однако с учетом инфляции налоговые доходы в реальном выражении сократились на 5,4%. Структура налоговых доходов изменилась незначительно (рис. 2).

Удельный вес поступлений государственной пошлины, налогов на совокупный доход, налогов на товары и услуги, реализуемых на территории РФ, остался практически неизменным.

Рисунок 2 - Налоговые доходы консолидированного (расширенного) бюджета в 2014-2015 гг. [25]

В 2014 г. удельный вес этих поступлений составлял, соответственно, 0,8%, 2,2% и 22,1%. А по итогам 2015 г. – 0,9%, 2,2%, 22,3%. Больше всего выросла доля налога на добычу полезных ископаемых и прочих платежей за пользование природными ресурсами, хотя этот прирост составил лишь 0,6 процентных пункта: с 20,4% в 2014 г. до 21,0% в 2015 г.

В целом, несмотря на падение выпуска, которое составило 3,7%, налоговые доходы консолидированного бюджета показывают высокую устойчивость к циклическим колебаниям. Так, в 2014 г. они составляли 18% от ВВП, а в 2015 г. – 19%.

Рисунок 3 - Ставки таможенных пошлин и мировая цена нефти сорта «Юралс» в 2014-2015 гг. [26]

Главной причиной сокращения нефтегазовых доходов в 2015 г. является резкое падение цен на нефть – 48% (исходя из среднегодовых цен нефти сорта «Юралс»). Однако конструкция налога на добычу нефти такова, что учитывает не только цену нефти, но и курс доллара. Ослабление рубля в 1,6 раза, а также повышение ставки налога с 493 до 766 руб./тонн. позволили не только сохранить поступления на прежнем уровне, но и несколько увеличить нефтегазовые доходы бюджета от НДПИ.


Снижение поступлений от вывозных пошлин на нефть определилось падением цен на нефть, поскольку ставка пошлины напрямую зависит от ситуации, сложившейся на мировых рынках сырья. Кроме того, падение мировых цен вынудило Правительство РФ пересмотреть методику расчета ставок таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти, в сторону их снижения. Если в 2014 г. ставка вывозных таможенных пошлин в среднем за год составила 366,7 долл. за тонну, то в 2015 г. экспортеры уплачивали пошлины в среднем по ставке в три раза ниже: 120,3 долл. за тонну (рис. 3).

Объемы добычи нефти в 2015 г. практически не изменились по сравнению с 2014 г., а экспорт нефти, напротив, вырос на 9,4%. Следовательно, главным фактором сокращения нефтегазовых доходов (в части вывозных таможенных пошлин) стало снижение ставок таможенных пошлин, обусловленное как изменением методики их расчета, так и снижением цен на нефть.

2.2. Анализ поступления налогов в консолидированные региональные бюджеты

Актуальность исследования налоговых доходов региональных и местных бюджетов обусловлена той ролью, которую налоги играют в социально-экономическом развитии регионов России. Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

По итогам 2015 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сложились в сумме 9 308,2 млрд руб. (11,6% ВВП). По сравнению с 2014 г. доходы бюджетов субъектов РФ увеличились на 4,5%, что существенно ниже темпов инфляции.

В 2015 г. основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, за счет которых формируется 30,2% и 22,6% всех доходов. По сравнению с 2014 г. поступления НДФЛ увеличились на 4,3%, а налога на прибыль - на 7,3%, что существенно ниже темпов инфляции. Третьим по значимости источником доходов являются трансферты из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции), за счет которых формируется 17,4% всей суммы доходов. Эти поступления сократились и составили всего 96,8% прошлогодних значений.