Файл: Применение объектно-ориентированного подхода при проектирование информационной системы.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Методологии разработки информационных систем
2. Объектно-ориентированная структура моделей
2.2 Понятия ООП в применении к моделированию
2.3 Существующие объектные средства моделирования
2.4 Объектно-ориентированная методология моделирования
2.5 Пример использования: моделирование организма человека
Введение
Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Автоматизация и создание информационных систем являются на данный момент одной из самых ресурсоемких областей деятельности техногенного общества. Одной из причин активного развития данной области является то, что автоматизация служит основой коренного изменения процессов управления, играющих важную роль в деятельности человека и общества. Возникают системы управления, действие которых направлено на поддержание или улучшение работы объекта с помощью устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации и формирования управляющих сигналов или команд). Существует много видов информационных систем: системы обработки данных, информационные системы управления, маркетинговые системы, системы бухгалтерского учета и другие, используемые в различных организациях. Немаловажные функции среди них выполняют информационные системы управления.
Информационные системы управления (ИСУ) – это любые системы, которые обеспечивают людей данными или информацией об операциях, выполняемых в организации. ИСУ используются в деятельности работников, собственников, клиентов и других ключевых лиц в организационной среде. Поддержка этих лиц осуществляется либо путем эффективной обработки данных для оказания помощи в выполнении работ, связанных с транзакциями (транзакция – регистрируемая операция бизнеса), либо эффективным обеспечением информацией должностных лиц.
Сегодня информационные технологии оказывают влияние не только на обработку данных, но и на способ выполнения работы людьми, на продукцию, характер конкуренции. Информация во многих организациях становится ключевым ресурсом, а информационная обработка – делом стратегической важности. Большинство организаций не сможет успешно конкурировать, пока не предложит своим клиентам такой уровень обслуживания, который возможен лишь при помощи систем, основанных на высоких технологиях.
Информационная система управления – это система, обеспечивающая уполномоченный персонал данными или информацией, имеющими отношение к организации. Информационная система управления, в общем случае, состоит из четырех подсистем: системы обработки транзакций, системы управленческих отчетов, офисной информационной системы и системы поддержки принятия решений, включая информационную систему руководителя, экспертную систему и искусственный интеллект.
Информационные системы используются организациями в разных целях. Они повышают производительность труда, помогая выполнять работу лучше, быстрее и дешевле, функциональную эффективность, помогая принимать наилучшие решения. Информационные системы повышают качество услуг, предоставляемых заказчикам и клиентам, помогают создавать и улучшать продукцию. Они позволяют закрепить клиентов и отдалить конкурентов, сменить основу конкуренции путем изменения таких составляющих, как цена, расходы, качество.
Информационные системы на сегодняшний момент незаменимы для ведения мелкого бизнеса, управления более крупными организациями (корпорациями, холдингами), и конечно для управления государством.
Все это подтверждает, что данная тема в настоящие время очень актуальна.
Целью курсовой работы – применение ОПП при проектировании информационных систем и создать отрывок информационной системы «Учебно-методичный ресурс»
Задачи курсовой работы:
- Провести анализ информационных источников;
- Рассмотреть теоретические понятия ИС и ее методологию исследования;
- Провести систематизацию методологии исследования программного снабжения;
- Создать информационную систему «Учебно-методичный ресурс».
- На основе проделанной работы составить заключение.
1. Теоретическая часть
1.1 Информационные системы
В настоящее время нет единой трактовки понятия "информационная система" (ИС), устоявшейся классификации информационных систем, общепринятого представления о структуре ИС, поскольку работы по созданию информационных систем проводились параллельно по нескольким направлениям - системы обработки данных и базы данных; автоматизированные системы управления и в первую очередь - автоматизированные информационные системы; автоматизированные системы научно-технической информации; автоматизированные системы нормативно-правовой документации, автоматизированные системы нормативно-методического обеспечения управления предприятиями; а в последнее время разрабатываются разнообразные системы специального назначения, такие как экономические информационные системы, в том числе бухгалтерские, банковские информационные системы, информационные системы рынка ценных бумаг, маркетинговые информационные системы и т.п.
Сам термин "информационные системы" включает два важных понятия - "информация" и "система".
Информация (лат. information - сообщение, разъяснение; лат. informo - придаю вид, формирую, организую) - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Система (греч. system - целое, составленное из частей соединение) - это совокупность элементов, образующих определенную целостность, единство и взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.
С точки зрения информатики информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, предоставление информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Информационная система включает в себя ряд блоков, которые особым образом взаимодействуют друг с другом и объединены в структуру. В общем виде структуру ИС можно представить следующим образом.
Решение повторяющихся задач
Решение возникающих проблем
Формирование отчетов
Модели и алгоритмы
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Информационная система управления
Система поддержки принятия решений
База данных
Экранные формы
Процесс
Входные документы
Выходные документы
Рисунок 1. Структура ИС
Информационная система - представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации для выполнения заданных функций.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" дается следующее определение:
"Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы".
Информационная система в программировании - это прикладная программная подсистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации, работающая в режиме диалога с пользователем. [1]
В зависимости от предметной области информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить ряд свойств, которые являются общими:
- информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным;
- информационные системы ориентируются на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией и области применения вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения информационных систем должны обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет конечному пользователю все необходимые для работы функции, но в то же время не дают ему возможность выполнять какие-либо лишние действия
1.2 Методологии разработки информационных систем
В основе структурного подхода лежит последовательная функциональная декомпозиция, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.
Применение структурного анализа и проектирования подразумевает применение на этапе программирования модульного и структурного программирования.
Одним из принципов инженерного программирования является принцип концептуальной общности. Заключается принцип в следовании единой философии на всех этапах ЖЦ ПО: структурный анализ — структурное проектирование — структурное программирование — структурное тестирование.
Идеи структурной методологии:
- преодолеть сложность больших систем путем разделения их на части;
- представить части в виде иерархических структур;
- использовать графические нотации, для облегчения понимаемости сложных систем.
Структурные методологии классифицируются по порядку построения модели:
- процедурно-ориентированные;
- ориентированные на данные;
- информационно-ориентированные.
Разработка ПО основана на модели ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД: данные входят в систему, обрабатываются или преобразуются и выходят из системы. Такая модель используется во всех структурных методологиях. При этом важен порядок построения модели и всегда подчеркивается различие между данными и процессами их обработки.
Традиционный процедурно-ориентированный подход регламентирует первичность проектирования функциональных компонент по отношению к проектированию структур данных (требования к данным раскрываются через функциональные требования):
- в первую очередь определяются процессы обработки данных;
- затем устанавливаются необходимые для этого данные;
- организуются информационные потоки между связанными процессами.
При подходе, ориентированном на данные, вход и выход модели являются наиболее важными — структуры данных (а не потоки данных) определяются первыми, а процедурные компоненты строятся как производные от структур данных:
- сначала специфицируют данные;
- затем описывают процессы, использующие эти данные.
Информационно-ориентированный подход используется только при разработке информационных систем и отличается от подхода, ориентированного на данные, тем, что позволяет работать с неиерархическими структурами данных.
При выборе между процедурно-ориентированной и ориентированной на данные методологиями, т.е. при выборе построения первой функциональной модели или модели данных, необходимо учитывать, что:
- информационная модель плохо понимаема неспециалистами, поэтому попытки привлечь заказчика в разработку обречены на неудачу;
- функциональные модели интуитивно понимаемы неспециалистами, заказчик прекрасно ориентируется в процессах, протекающих на его предприятии;
- для решения задач консалтинга (современного направления по реорганизации бизнес-процессов, предваряющей автоматизацию предприятия) информационная модель является недостаточной;
- на Западе, где различные методологии реорганизации деятельности применяются уже длительное время, большинство методологий являются функционально-ориентированными.
Большинство методологий использует в различных комбинациях большое количество методов и нотаций структурных диаграмм:
для анализа — функциональные диаграммы, диаграммы потоков данных, диаграммы декомпозиции, языки проектирования спецификаций, таблицы, деревья решений, диаграммы потоков управления, др.;
для проектирования — диаграммы переходов состояний, структурные карты, блок-схемы, схемы экранов, диаграммы "сущность-связь".
Структурные методологии классифицируются по типу целевых систем:
- для систем реального времени;
- для информационных систем.
Основная особенность систем реального времени заключается в том, что они контролируют и контролируются внешними событиями; реагирование на эти события во времени — основная и первоочередная функция таких систем.
Существует два принципиальных отличия системы реального времени от просто диалоговой системы. Первое связано с концептуальным уровнем: в системе реального времени время поступления события в систему само по себе несет определенную информацию, которая не может быть закодирована. Второе связано с уровнем реализации: время отклика системы реального времени является критичным и сопоставимым со скоростью выполнения технологических операций.