Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга) (Правовая природа договора коммерческой концессии. Виды франчайзинга ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Положения об обязанностях пользователя и правообладателя закреплены статьями 1031 и 1032 ГК РФ.
Согласно пунктам данных статей, правообладатель обязан, если договором не установлено иное, осуществить государственную регистрацию договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальным правам, а также осуществлять регистрацию изменений в договоре[45]. Также пользователю должны быть оформлены правообладателем все необходимые лицензии на объекты, охраняемые законодательством об охране интеллектуальной собственности.
Также по договору коммерческой концессии правообладатель обязан предоставить пользователю всю информацию, необходимую для полноценного осуществления прав, переданных по договору, а также качественного и всестороннего осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, в дальнейшем правообладатель обязан контролировать качество производимых товаров и оказываемых услуг пользователя[46]. Этому способствует обязанность оказывать пользователю консультационную и техническую поддержку со стороны правообладателя, а также обязанность содействовать в обучении персонала пользователя. Но это условие устанавливается договором по соглашению сторон. Интересно то, что в лицензионном договоре, к примеру, условия об обязательном контроле качества со стороны лицензиара установлены императивно, что защищает как правообладателя, заинтересованного в качестве товаров под своей торговой маркой, так и потребителей. В то же время, несмотря на то, что контроль качества не обязателен, согласно закону, правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к качеству товаров и услуг пользователя. Это продиктовано стремлением защитить потребителей, ожидающих одинакового качества товаров и услуг, независимо от места их приобретения[47]. В случае, когда пользователь не просто перепродает определенный товар, но и участвует в его производстве ответственность становиться солидарной, и требования соответственно могут предъявляться как правообладателю, так и пользователю, или обоим. При этом стоит отметить, что именно касательно качественных характеристик товара ответственность возникает независимо от того, чье качество оказалось хуже – правообладателя или пользователя. Также на договор коммерческой концессии распространяются общие положения об ответственности за качество продаваемых товаров или реализуемых услуг.
Тем не менее, нынешние нормы о солидарной и субсидиарной ответственности улучшают качественный климат франчайзинга на российском рынке, ведь правообладатель напрямую заинтересован в соблюдении качества. В случае же, если пользователь не соблюдает нормы о качестве, равно как и об обязанности вносить платежи согласно срокам, указанным в договоре правообладатель имеет право на расторжение договора в одностороннем порядке.
Еще одним важным правом правообладателя является право на территориальное ограничение деятельности пользователей, дабы избежать конкуренции между участниками одной франшизы и повысить эффективность развития сети. Этому так же способствует установление правообладателем единых условий в ценовой политике.
Если рассматривать права и обязанности пользователя, то к ним можно отнести главным образом обязанность использовать коммерческое обозначение при ведении своей предпринимательской деятельности, использовать в полной мере товарные знаки и знаки обслуживания правообладателя в рамках объемов, определенных договором, а также обеспечивать единообразное качество и характеристики товаров и услуг[48].
Этому способствует обязательство строго следовать инструкциям и указаниям правообладателя при его содействии в направлении производства товаров и услуг правообладателя. Такие инструкции могут указывать и на формы документооборота в компании, и на принципы и конкретные параметры внешнего стиля оформления представительств компании, торговых площадей, формы сотрудников, рекламных конструкций и иные способы реализации переданных исключительных прав.
Также пользователь обязан предоставлять все те же товары и услуги, на которые мог рассчитывать клиент, обращаясь непосредственно к правообладателю.
Для содействия развитию франшизы может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить определенное количество субконцессий.
Важным моментом является обязанность пользователя не предоставлять информацию, являющуюся коммерческой тайной (как финансовые документы, так и промышленную документацию) третьим лицам, что может нанести непоправимый вред правообладателю.
Именно коммерческая информация является одним из важнейших объектов, права на использование которых передаются по договору коммерческой концессии. Через подобную информацию передается тот самый успешный коммерческий опыт и связанные с ним секреты производства или ведения бизнеса[49]. Подобная информация, по сути является коммерческой тайной, хоть и не имеет собственных охранных документов. Главной правовой чертой подобной информации является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность, при условии, что она не попадает к третьим лицам. Соответственно, та информация, которая находиться в открытом доступе для общественности не может считаться коммерческой тайной. Обладатель коммерческой тайны должен быть заинтересован в ее сохранности, на что должны быть направлены его действия техническим, юридическим или иным способом. Законным способом обладания такой информации как раз и является договор коммерческой концессии, так как именно по нему передаются знания о методиках ведения бизнеса франчайзера, способах производства его товаров, знания о предполагаемых перспективных разработках, будущих изменениях в ценовой или маркетинговой политике и т.д.
Также можно отметить такой вид конфиденциальной информации, как ноу-хау. Этот термин можно определить, как знания о технологических решениях в самых разных сферах практической деятельности, допускающих практическое использование и пригодных в экономическом обороте в силу неизвестности и недоступности третьим лицам. Ноу-хау должно быть зафиксировано на физическом носителе, чтобы обладать юридической охраной.
Соответственно, в неразглашении коммерчески значимой конфиденциальной информации в том числе и ноу-хау и заключается одна из обязанностей пользователя перед правообладателем по договору коммерческой концессии. Способ и объем использования такой информации строго определяется договором.
Среди прав пользователя франшизы можно отметить важное для него право на преимущественное продление договора после истечения его срока. Так, согласно статье 1035 ГК РФ: «пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок»[50].
Это положение позволяет дополнительно защитить компанию пользователя от недобросовестности правообладателя, так как франчайзи заинтересован в продолжении ведения стабильной совместной деятельности, же вложив силы и средства во исполнение договора франчайзинга и развития сети франчайзера.
Также, статья 1032 упоминает обязанность пользователя указывать любым общедоступным для потребителя способом информацию о том, что пользователь работает на условиях коммерческой концессии, дабы не вводить клиентов в заблуждение. Но данное положение вызывает обоснованные сомнения в своей целесообразности, ведь оно порождает дополнительные сомнения в качестве товаров и услуг у потребителя, при том что на это самое качество направлены нормы о контроле качества со стороны правообладателя и соответствии качественных характеристик товаров и услуг правообладателя и пользователя.
Помимо прав и обязанностей договор коммерческой концессии также может содержать определенные ограничения для сторон, порождающие дополнительные прав и обязанности. Право на включение в соглашение таких ограничений дано сторонам по статье 1033 ГК РФ, в которой исчерпывающе определен список возможных ограничений.
Среди таковых можно отметить строгое ограничение на сотрудничество пользователя с конкурирующими в данной сфере фирмами. Цель такого ограничения обоснована недоверием к пользователю со стороны правообладателя, опаской передачи тайной коммерческой информации, скрытого саботажа своей деятельности на рынке. Но данное ограничение действительно только при условии, если не противоречит закону «О защите конкуренции»[51].
Также среди ограничений важным является пункт в соглашении об обязательстве правообладателя не предоставлять право использования объектов интеллектуальной собственности сторонним организациям, потенциальным пользователям на той территории, которая уже закреплена за пользователем по действующему договору коммерческой концессии, равно как и не обязательство не вести аналогичную предпринимательскую деятельность той, что ведет пользователь на основании договора коммерческой концессии. Данное ограничение страхует пользователя от внутренней конкуренции среди собственной франшизной сети, упрощает взаимопонимание с правообладателем и стабилизирует развитие предприятия пользователя.
Помимо отказа правообладателя на передачу прав третьим лицам аналогичных правам, полученным пользователем в соглашении возможен также пункт об отказе пользователя от получения прав, аналогичных переданным ему правообладателем, от стороннего правообладателя. Это сделано для того, чтобы пользователь не концентрировал в своем предприятии различные франшизы, дабы не было неопределенности в приоритете соблюдения интересов правообладателя. Также это защищает правообладателя от скрытой конкуренции.
Важным для единообразия франшизной сети является положение, налагающее обязательство на пользователя реализовывать, в том числе перепродавать произведенные или закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием исключительных прав правообладателя по установленным им ценам.
Также в соглашение включается пункт о территориальном разграничении ведения деятельности[52]. Пользователь имеет право реализовывать продукцию, выполнять работы и оказывать услуги с использованием переданных исключительных прав только на обусловленной договором территории. Помимо общих границ действия также согласуются с правообладателем и конкретные места размещения коммерческих помещений пользователя, их внешнее и внутреннее оформление, в том числе, если требуется согласно корпоративному стилю, и форма персонала, дизайн рекламных вывесок и прочие проявления средств индивидуализации франчайзера.
Притом, нельзя включать в соглашение условия об оказании услуг или продажи товаров только тем клиентам, которые территориально проживают на территории, закрепленной за пользователем. Такие положения считаются ничтожными.
Все эти ограничения имеют своим пределом антимонопольное законодательство. Соответственно, такие условия договора могут быть признаны недействительны требованием антимонопольного органа по требованию заинтересованного лица, если такие условия противоречат антимонопольному законодательству и ведут к недобросовестной конкуренции. Так, например, согласно федеральному закону №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, применительно к договору коммерческой концессии действую нормы, допускающие регулирование цен правообладателем; запрет на реализацию продукции, услуг или работ конкурентов правообладателя.
2.2. Ответственность участников франчайзинговых отношений
Ответственность сторон по договору коммерческой концессии определена статьей 1034 ГК РФ, согласно тексту которой: «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем».
Рассмотрим более подробно разницу в видах ответственности. Так, согласно статье 399 ГК РФ предполагается, что по договору коммерческой концессии правообладатель несет именно дополнительную, субсидиарную, ответственность. То есть, требования сначала должны быть обращены к пользователю комплекса прав, который в данном случае выступает основным должником[53]. И только в случае, если отказывается удовлетворить требование, равно как и не реагирует на него в разумный срок, такое требование предъявляется правообладателю. Такая взаимосвязь ответственности предопределена тем, что правообладатель имеет определенный контроль за деятельностью пользователя согласно договору коммерческой концессии и его условий о контроле качества. Также данный подход к ответственности отражает иерархичность при разрешении претензионных требований, что более удобно и оперативно как для пользователя комплекса прав, так и для клиента. В то же время, это подталкивает к более ответственному выбору пользователя, а соответственно повышению уровня защиты потребителя.
Помимо субсидиарной ответственности устанавливается также и солидарный вид ответственности, но только в случае, когда пользователь участвует в процессе производства продукции правообладателя.
Положения о солидарной ответственности установлены общими правилами статей 322-324 ГК РФ. Так, потребитель получает право по собственному выбору предъявить требования к любому из должников, будь то пользователь или правообладатель как полностью, так и в части требований. Соответственно должник, исполнивший требование полностью получает регрессные права требования по отношению к другому должнику.