Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга) (Правовая природа договора коммерческой концессии. Виды франчайзинга ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Обилие конкретизирующих черт позволяет обосновать выделение договора коммерческой концессии из числа других гражданско-правовых договоров как самостоятельного института гражданского права.
На данный момент франчайзинговые отношения в виде коммерческой концессии в России можно определить, как соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау), техническую и коммерческую документацию[17].
Но нормативное определение франчайзинговых отношений еще далеко от совершенства и предстоит немало работы для более точного определения и регламентации этого быстро развивающегося экономического явления[18].
Немало проблем в точном определении и регламентации связано и с обширной классификацией франчайзинговых отношений, разнообразием направлений деятельности.
На сегодняшний день выработано несколько классификаций франчайзинга, каждые разделяет франчайзинг по определенному критерию, являющемуся ключевым для его разделения на виды.
Известный специалист по франчайзингу в России В. Колесников выделяет шесть вариантов классификации, которые чаще всего используются в современных исследованиях[19]:
1) По виду деятельности франчайзи:
А) товарный франчайзинг. Франшиза предоставляется для продажи готовой продукции на определенной договором территории под товарным знаком франчайзера.
Б) производственный франчайзинг. Франшиза дает право на производство и реализацию продукции, при условии закупки сырья, материалов у франчайзера, который передает пользователю запатентованную технологию производства товара (ноу-хау).
В) франшиза на определенный вид деятельности. Франшиза бизнес-формата. Головная компания-правообладатель передает пользователю отработанную успешную модель ведения конкретного направления бизнеса. Франчайзи обязан перенять эту систему, приобрести лицензию на данный вид деятельности под товарным знаком франчайзера[20].
2) По количеству выдаваемых лицензий:
А) франчайзинг отдельно взятого предприятия. Направлен на развитие конкретного предприятия.
Б) корпоративный франчайзинг. Направлен на развитие обширной сети франчайзи с целью привлечения инвестиций в головную компанию. Как правило используется несколько направлений экономической деятельности.
3) По стратегии расширения франчайзинговой системы:
А) франчайзинг на условиях опциона. Франчайзи получает право, как на открытие одного предприятия на определенной территории, так и на преимущественное право на открытие нескольких точек на льготных условиях[21].
Б) конверсионный франчайзинг. При такой системе к франчайзеру присоединяется другое самостоятельное предприятие, работающее в той же или смежной сфере и обладающее большим опытом[22].
В) дочерний франчайзинг. В роли франчайзи выступает компания, которая сама обладает успешным бизнесом и, возможно, своими франшизами. Для франчайзи это выгодно при освоении новых рынков и выходе на новый уровень развития, в то время как франчайзер упрощает конкуренцию.
Г) франчайзинговый контракт на менеджмент. Франчайзи является инвестором, вкладывающим деньги в компанию франчайзера и полагающийся на эффективное управление со стороны головной компании.
4) По функциональной структуре:
А) индивидуальный франчайзинг. По соглашению франчайзи имеет право открыть только одну точку на одной территории[23].
Б) районный франчайзинг. По соглашению франчайзером определяется количество и график открытия нескольких точек в одном регионе. Может предполагать субфранчайзинг, при котором головная компания передает мастер-франшизу субфранчайзеру на той территории, где он расположен. Субфранчайзер имеет право продавать франшизы по своему усмотрению. Субфранчайзи обладает теми же правами и обязанностями перед субфранчайзером, что субфранчайзер по отношению к головной компании.
5) По роли и функциям франчайзера:
А) производитель - розничный продавец
Б) производитель - оптовый продавец
В) оптовый продавец - розничный продавец
Г) поставщик услуги – розничный продавец[24]
6) По стоимости - данное подразделение франчайзинга осуществляется по стоимости франшизы, вклада, который необходимо внести франчайзеру для подписания соглашения с ним.
1.2. Порядок заключения, предмет и форма договора коммерческой концессии. Субконцессия
В российском законодательстве франчайзинговое соглашение является гражданско-правовым договором[25]. Так как отношение по своему именованию определенные как франчайзинговые в российском законодательстве не закреплены, то Законодатель урегулировал их схожей формой договора, именуемой договором коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии по ГК РФ можно определить, как двусторонний (в нем выступают правообладатель с одной стороны и пользователь – с другой), консенсуальный (стороны совместно вырабатывают условия соглашения), возмездный (цена договора является существенным его условием для коммерческой концессии). Договор исключительно предпринимательский и его сторонами могут выступать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Гражданско-правовые договора имеют свой порядок оформления, определенный законодательством, в частности ГК РФ[26]. Им же регулируются отношения сторон по договору. Для составления и заключения договора обязательно должны быть урегулированы основные, минимально допустимые для заключения договора, существенные условия такого договора. К ним относиться, прежде всего, предмет договора. Важным условием являются также субъекты договора, их права и обязанности, а также удовлетворение требований о форме и, если необходимо, государственной регистрации соглашения[27]. Из текста статьи 1027 ГК РФ о договоре коммерческой концессии можно выделить следующие существенные условия: предмет договора в виде действия по передаче прав на использование комплекса исключительных прав правообладателя, условия о вознаграждении и субъекты договора. Предметом договора является в данном случае обязательство правообладателя совершить действия, направленные на передачу права использования комплекса исключительных прав правообладателя, включая коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания, ноу-хау и иные, предусмотренные соглашением[28]. Каждый объект комплекса прав должен быть четко индивидуализирован в договоре, для чего можно указать реквизиты государственного документа, устанавливающего принадлежность конкретного объекта правообладателю, ведь товарные знаки, знаки обслуживания, изобретения, промышленные образцы и иные объекты интеллектуальной собственности регистрируются, а такие объекты, как ноу-хау, коммерческие обозначения, произведения дизайнерского искусства, не требующие регистрации подробно описываются дабы их индивидуализировать. Субъектами соглашения о франчайзинге, или, сторонами по договору коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь[29]. Оба субъекта обязательно должны быть либо коммерческими организациями, либо лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. Право заключить договор коммерческой концессии возникает у них только с момента государственной регистрации в качестве коммерческой организации или индивидуального предпринимателя. Правообладателем является лицо, обладающее исключительными правами, использование которых он разрешит пользователю после заключения и регистрации договора. Сам договор коммерческой концессии регулирует отношения специальных субъектов экономической деятельности – именно предпринимателей и, соответственно, в соглашении не могут участвовать некоммерческие организации или государственные и муниципальные образования. Также важно в договоре учесть пункт о вознаграждении по нему. Статьей 1030 ГК РФ упоминаются некоторые формы вознаграждения, применимые к договору коммерческой концессии[30]. Оплата может быть в виде фиксированного разового платежа или периодических платежей, отчислений от выручки пользователя, наценки на оптовую цену товаров, переданных правообладателем пользователю для перепродажи[31]. Договором может быть установлена смешанная система вознаграждения, состоящая как из разового платежа, так и последующих периодических. В международных экономических отношениях такие разовые платежи принято называть «паушальными», а периодические – «роялти», вкупе они составляют так называемую цену франшизы. Срок же, по тексту статьи 1027 ГК РФ, не является существенным условием. Если срок в соглашении не установлен, то стороны вправе расторгнуть договор в любое время, известив другую сторону за шесть месяцев. Срок предупреждения о расторжении может указываться отдельно. С указанием срока договора связана особенность, касающаяся преимущественного права на перезаключение договора. Если срок не указан, то считается, что договор заключен на 5 лет, аналогично лицензионному договору. Также важно указать в договоре сферу предпринимательской деятельности, объемы и способы использования исключительных прав[32]. Помимо существенных, достаточных условий в договоре коммерческой концессии как правило указывают и иные условия, дабы конкретизировать будущие отношения правообладателя и пользователя. Ключевым из таких условий является требование к качеству производимых товаров или оказываемых услуг пользователем. Данное условие призвано защитить интересы всех сторон, включая конечного потребителя. Пользователь по такому условию вправе требовать консультирующую поддержку, техническую и иную документацию для достижения качественных характеристик товара или услуги, сходных с качеством правообладателя[33]. Правообладатель же заинтересован, чтобы его товары и услуги были одинакового качества вне зависимости от местных условий и производственных возможностей пользователя, ведь, в конечном итоге, правообладатель рискует имиджем, репутацией, передавая права сторонним производителям. Договор коммерческой концессии может включать множество дополнительных условий[34]. Это продиктовано его разнообразием по применению в самых разных сферах предпринимательской деятельности. Так в договоре может указываться конкретная территория использования исключительных прав. Это сделано для того, чтобы правообладатель мог грамотнее выстраивать свою сеть сбыта исходя из тактических соображений. Также это важно для того, чтобы пользователи франшизы не конкурировали друг с другом на одной территории. Правообладатель может предоставить право или обязать по договору пользователя на выдачу определенного числа субконцессий. Может быть установлен запрет на заключение пользователем других договоров коммерческих концессий с иными правообладателями, дабы интересы компаний не переплетались. Соглашение может устанавливать обязанность соблюдать ценовую политику правообладателя.
Рассмотрим, как законодательство регулирует порядок заключения договора коммерческой концессии[35].
Для этого в главе 54 ГК РФ предусмотрена статья 1028, согласно которой договор коммерческой концессии обязательно должен заключаться в письменной форме. Если не соблюсти такую форму, то договор считается ничтожным и к нему могут применяться условия недействительности сделки.
Установление законодательством формы договора способствует большей определенности отношений сторон, что снижает риск появления оснований для споров в будущем по поводу как самого факта сделки, так и ее содержания[36].
Письменная форма договора введена для того, чтобы можно было защитить не только участников договора, но и интересы третьих лиц. Так как субъектами договора в предпринимательской сфере являются профессиональные участники гражданского оборота, для них учет всех операций крайне важен, и письменная форма является основой такого учета.
Также важным моментом является требование об обязательной государственной регистрации, придающей акту фиксации соглашения публичный характер. С помощью регистрации сделок государство обеспечивает контроль за их содержанием в интересах гражданского оборота и интересов третьих лиц. Акт регистрации помогает в понимании сторонами юридических последствий совершаемых действий[37].
Еще одной интересной особенностью договора коммерческой концессии, точнее одним из его дополнительных условий является условия о субконцессии.
Субконцессия является производным договором от договора коммерческой концессии и регулируется статьей 1029 главы 54 ГК РФ. Согласно положениям статьи договором может быть установлено право пользователя разрешать другим лицам использование переданного ему комплекса исключительных прав или его части. Договор может содержать обязанность предоставления субконцессии определенному числу лиц в течение определенного срока. Это очень важное условие, отличающее субконцессию от других субдоговоров[38]. В основном договоре должно точно указываться право на заключение субконцессий, иначе заключение таких соглашений является недействительным. Субконцессия позволяет эффективнее развивать сеть правообладателя, расширяя круг субъектов-пользователей товарных знаков, коммерческого обозначения правообладателя[39]. Пользователь же получает право (или обязан по договору) развивать собственную сеть на конкретном рынке, беря на себя организационно-управленческие функции. Такой договор может быть заключен на срок, не превышающий срок действия основного концессионного соглашения. В отношении него действуют все те же положения, что и в отношении договора коммерческой концессии[40]. Договора субконцессии считаются недействительными, если основной договор между пользователем и правообладателем недействителен. Также пользователь несет субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичного пользователя. Это подталкивает более аккуратно подбирать новых пользователей франшизы и дополнительно защищает правообладателя. При досрочном прекращении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору субконцессии (пользователя по основному договору) переходят обратно к правообладателю, если он не откажется от их принятия[41]. В таком случае происходит подмена вторичного правообладателя основным. Это позволяет сохранить отлаженные отношения между субъектами, если пользователь по основному договору по тем или иным причинам не может продолжать совместную деятельность с правообладателем[42]. В отношении субконцессии действуют все те же требования по регистрации, урегулированию существенных условий, что и в отношении основного соглашения.
Вывод по 1 главе.
Особенностью такого договора является его предмет – обязательство правообладателя предоставить пользователю право на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю для осуществления предпринимательской деятельности используя коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания правообладателя, его коммерческий опыт, ноу-хау, следуя инструкциям и указаниям правообладателя и обеспечивая сходное качество и перечень товаров и услуг, своевременно внося денежное вознаграждение правообладателю за пользование комплекса исключительных прав.
Целью договора является развитие сети сбыта товаров и услуг правообладателя путем создания новых хозяйственных комплексов на базе сторонних хозяйствующих субъектов.
Договор по своей форме является двусторонним, консенсуальным, возмездным, заключаемым как на определенный срок, так и без указания такового.
При этом субъектами такого договора могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели в силу предпринимательской специфики договора.
2. Содержание договора франчайзинга (коммерческой концессии). Ответственность участников франчайзинговых отношений
2.1. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга
В каждом конкретном договоре для субъектов устанавливаются определенные права и соответствующие обязанности. Их перечень зависит от специфики самого договора коммерческой концессии и конкретных договоренностей в интересах правообладателя и пользователя[43].
В целом все права и обязанности правообладателя нацелены на обеспечение предоставления всех условий для того, чтобы пользователь мог эффективно встроиться и далее развивать сеть распределения правообладателя, продвигая на рынке товар или услугу одинакового с франчайзером качества под его торговой маркой и коммерческим обозначением[44].