Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга) (Правовая природа договора коммерческой концессии. Виды франчайзинга ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в последние десять лет получает все большее распространение в России, появляются по-настоящему сильные российские франшизы, которые выходят за рубеж и осваивают уже европейские рынки, а также рынки стран СНГ. Несмотря на кризисные явления, усиленные политическим давлением на российскую экономику из-за рубежа, темпы развития франчайзинга упали не сильно, подтверждая живучесть такой модели. В ближайшие годы, на волне восстановления экономики количество франчайзеров и франчайзи должно значительно увеличиться. Поэтому есть необходимость в выработке комплексного знания о нем, а также четкого нормативно-правового регулирования. Ведь до сих пор, несмотря на увеличение темпов роста франшиз в экономике, четко-сформулированный всеобъемлющий закон о франчайзинговой деятельности так и не принят.
В настоящее время такие отношения регулируются главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее ГК РФ) – «коммерческая концессия». Законопроект 2014 года Закона «О франчайзинге» был отправлен на доработку, и новая его версия все еще отсутствует.
На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Правовые проблемы договора коммерческой концессии (франчайзинга) изучались следующими авторами: Сосна С.А., Забелин П.Е., Марченко М.Ю., Бобков А.Н., Авилов Г.Е. и другие.
Цель работы - рассмотреть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга), его правовое регулирование в гражданском праве Российской Федерации.
Задачи проведенного исследования:
- изучить правовую природу договора коммерческой концессии. Виды франчайзинга;
- рассмотреть порядок заключения, предмет и форма договора коммерческой концессии. Субконцессия;
- проанализировать права и обязанности сторон по договору франчайзинга (коммерческой концессии);
- исследовать ответственность участников франчайзинговых отношений.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с договором коммерческой концессии (франчайзинга).
Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с договором коммерческой концессии (франчайзинга).
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.
Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Понятие договора франчайзинга (коммерческой концессии) и его особенности в предпринимательской сфере
1.1. Правовая природа договора коммерческой концессии. Виды франчайзинга
Правовая природа договора коммерческой концессии сложна и многогранна. До сих пор возникает множество дискуссии при его разграничении с другими видами договоров. Чтобы конкретнее раскрыть природу данного договора нужно проследить путь и условия его возникновения, место в системе гражданско-правовых договоров, изучить что является предметом договора коммерческой концессии.
Слово «коммерческий» обозначает по сути «торговый», из чего можно сделать вывод, что «коммерческая концессия» - торговое разрешение, или разрешение на ведение торговой деятельностью[2].
Гражданское законодательство Российской Федерации не устанавливало такого института гражданских правоотношений до введения части второй ГК РФ. Именно глава 54 части второй была призвана регулировать новый институт под названием «коммерческая концессия»[3]. На практике, до законодательного закрепления, данный вид отношений в экономической деятельности практически не использовался, схожие отношения оформлялись комплексом иных соглашений, а отчасти и вовсе не были никак закреплены и выражались лишь в воле заинтересованных субъектов отношений в каждом конкретном случае. Но после ввода нового института, закрепленного к тому же в кодифицированном источнике, экономика получила мощный инструмент своего развития[4].
В то же время в других странах с развитой экономической и правовой системой подобные отношения зародились естественным путем уже давно, счет шел на сотни лет, а их нормативное закрепление хоть и пришло после развития этих отношений, но также случилось давно, еще в начале XX века. Такие отношения получили названия франчайзинговых отношений.
Так, при разработке главы 54 ГК РФ Законодатель, по сути пытался адаптировать уже урегулированные в мировом законодательстве отношения к российской системе права. Многие проблемы регулирования франчайзинга до сих пор вытекают из-за самой природы закрепления этих отношений, которая заключалась в попытке перевода, перекладывания экономических франчайзинговых отношений на нашу структуру законодательства. Один из важных моментов здесь то, что франчайзинг был закреплен в англо-американской системе права, и лишь позже начал адаптироваться к совершенно другой системе – романо-германской, к которой относиться и российская. Соответственно, тяжело прижить понятия и термины, юридические конструкции, принципы одной семьи права к другой[5].
Стоит отметить одну особенную черту, которая по правовой природе раскрывает сущность договора франчайзинга и договора коммерческой концессии. Многие авторы отмечают, что договор франчайзинга в зарубежных странах имеет отличную от договора коммерческой концессии суть при их условном делении на две группы: первые устанавливают неравные права (интеграционные договоры), вторые же устанавливают равноправие между субъектами соглашения (соглашения о сотрудничестве)[6]. При интеграционной форме договора одно предприятие по своей воле оказывается экономически зависимым от другого, но взамен самостоятельности получает иные блага: доступ к известному брэнду, коммерческий опыт, технологии, снижение рисков и издержек[7]. Неравность прав проявляется зачастую в том, что текст договора составляется правообладателем и носит обязательный характер, его не меняют в зависимости от пожеланий каждого конкретного франчайзи. Это делает положение франчайзи более справедливым по отношению друг к другу, все в равных условиях в рамках горизонтали, в одной цепи. Также франчайзи редко бывают свободны в выборе методов управления предприятиями сети, будучи связаны политикой головной компании, ее стратегическими целями на рынке. Исходя из этого в договорах о франчайзинге запрещается вести экономическую деятельность, которая может привести к конкурированию с правообладателем в конкретной сфере деятельности[8].
И если договор франчайзинга по всем своим чертам относиться к интеграционным, то договор коммерческой концессии Законодателем в главе 54 ГК РФ предполагался как более равноправное партнерское сотрудничество. Этому способствуют основные начала российского гражданского законодательства, такие как равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора, осуществление гражданских прав по своей воле и в своем интересе[9].
Данная глава ГК РФ сделала значительный скачок для развития законодательства об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Новый договор коммерческой концессии, используя положения Общей и Особенной частей ГК РФ устанавливал правила оборота исключительных прав[10].
Важным в этом вопросе является предмет договора, что является существенным его условием и определяет его вид. Предмет – это то действие или объект, по поводу которого и складывается правоотношение. По договору коммерческой концессии предметом является предоставление правообладателем пользователю права использовать в предпринимательской деятельности пользователя на возмездной основе комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение правообладателя, секреты производства (ноу-хау). Прежде всего такие исключительные права индивидуализируют продукцию и услуги. Объектом договора коммерческой концессии можно считать комплекс исключительных прав. Также в составе предмета договора имеет место и действие, направленное на объект – обязательство передать комплекс исключительных прав пользователю. Также, помимо комплекса прав и обязанности его передачи в предмет договора можно включить еще и положение о том, что правообладатель обязан оказывать постоянное консультативное и техническое содействие деятельности пользователя в рамках договора[11].
У договора коммерческой концессии есть ряд признаков, по которым его можно разграничить от других схожих договоров, используемых в предпринимательстве[12].
Но при этом важно отметить, что договор коммерческой концессии имеет очень много схожего с лицензионным договором. Законодателем закреплено что к договору коммерческой концессии применимы правила, установленные для регулирования условий лицензионного договора, если это не противоречит положениям о договоре коммерческой концессии и существу договора коммерческой концессии[13].
Одной из разграничительных черт является ранее оговоренный предмет объект - комплекс исключительных прав, состоящий из товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения, запатентованные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, объекты авторского права, охраняемая законом информация. Именно специфика объекта разграничивает этот вид договора от других, направленных на передачу имущества. Комплексность объекта договора отделяет его от лицензионного договора. Также при разграничении важен субъектный состав - договор коммерческой концессии сугубо предпринимательский и его сторонами могут выступать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, так как целью договора является извлечение прибыли.
Важное значение имеет цель предоставления прав на использование комплекса исключительных прав – содействие в продвижении товаров и услуг правообладателя, расширение присутствия на рынках сбыта[14].
Договор коммерческой концессии содержит специфичные для него права и обязанности правообладателя и пользователя, к примеру, обязанность передавать пользователю техническую и коммерческую документацию, иную информацию в целях осуществления прав пользователем, а также консультировать по вопросам ведения деятельности, определенной договором, следить за качеством товаров и услуг. Пользователь же обязан обеспечивать надлежащее качество, выполнять инструкции правообладателя, направленные на соответствие использования комплекса прав условиям договора[15]. Но несмотря на экономическую зависимость пользователя от правообладателя, юридически он самостоятелен, хоть и обязан указывать для клиентов, что работает на условиях коммерческой концессии. Все это предусмотрено договором исходя из целей правообладателя по развитию собственной сети сбыта, повышению имиджа компании, завоеванию доверия потребителей[16].
Также определяющими факторами являются обязательность государственной регистрации как самого договора, так и изменений, вносимых в него. Помимо этого, договор является сугубо возмездным, в отличие от, например, лицензионного договора или некоторых других. Соглашением устанавливаются как разовые (паушальные) платежи, так и периодические (роялти). Притом сумму платежей можно установить в виде начислений от выручки или наценки на оптовую цену товаров. Договором могут устанавливаться и другие формы оплаты.