Файл: Особенности отраслевого сегмента рынка труда (на примере сельского хозяйства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие рынка труда и его особенности в сельской местности
1.1 Понятие рынка труда и его роль в сельской местности
1.2 Особенности сельского рынка труда
Глава 2 Практические аспекты отраслевого рынка труда на примере сельского хозяйства
2.2 Оценка состояния рынка труда в сельском хозяйстве Краснодарского края
Проведенный анализ показывает, что основные противоречия, связанные с незанятостью работников и дефицитом сотрудников, связаны также с демографическими и миграционными причинами.
В частности, наблюдается неоднородность в статистике численности населения Краснодарского края за последнее десятилетие (таблица 2).
Таблица 2 – Численность населения в Краснодарском крае, тыс.чел.
Показатель |
2005г. |
2010г. |
2014г. |
2015г. |
2015г. к 2005г. % |
Всего населения |
5127 |
5214 |
5404 |
5450 |
106,30 |
из них сельского населения |
2421 |
2462 |
2491 |
2502 |
103,35 |
Как свидетельствуют данные таблицы, численность населения Краснодарского края ежегодно возрастает. Это связано не только с естественным приростом населения, но и с миграцией. В целом, можно судить о стабильном приросте населения лишь с 2010г. Миграционный прирост объясняется благоприятными инвестиционными, климатическими и экономико-географическими условиями жизни в Краснодарском крае. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено значительное количество мигрантов.
Однако прибывающие мигранты лишь пополняют статистику тех безработных, которым недостаточно квалификации и образования для работы на предприятиях аграрного сектора экономики.
Общие же тенденции к сокращению числа работников, занятых на предприятиях АПК, связаны с такими процессами, как сокращение регионального производства, закрытие предприятий, снижение уровня финансирования, низкий уровень автоматизации и фондовооруженности на отдельных сельскохозяйственных предприятиях.
Снижение сложившегося напряжения на рынке труда Краснодарского края возможно не только при должном экономическом участии инвесторов, но и при проведении социально значимых программ по содействию занятости населения. Поскольку значительный рост числа безработных в Краснодарском крае, как и в любом другом регионе, может представлять угрозу социальной стабильности и безопасности, необходимо принятие оперативных мер по размещению в регионе современных предприятий, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции.
На наш взгляд, в перспективе рынок труда в сельском хозяйстве Краснодарского края будет способствовать снижению уровня оттока сельского населения, усилению заинтересованности в экономическом росте производства, который, в свою очередь, станет обеспечением роста уровня доходов жителей в сельской местности.
2.3 Влияние структурных изменении в сельскохозяйственном производстве на занятость трудовых ресурсов на примере РСО-Алания
В результате аграрных преобразований в России и, в частности, в РСО- А в период перехода к рыночной экономике произошли далеко не однозначные экономические и социальные последствия, как в жизни, так и трудовой занятости для населения сельской местности.
Это проявилось в возникновении многоукладной экономики, разнообразии форм собственности, изменении состава сельских товаропроизводителей и структуры производимой ими продукции по видам. В РСО-А доля личных подсобных хозяйств, производящих до 70 % всей валовой продукции сельского хозяйства республики, в том числе 70,6 % картофеля, 74,8 % овощей, 89,5 % молока, 91,2 % яиц. К сожалению, в этих хозяйствах высока трудоемкость производства продукции, они связаны, в основном, с самообеспечением этой категории населения, что означает натуральный и низкотоварный характер личного сектора. Сохранившиеся более крупные сельскохозяйственные предприятия заняты в основном производством зерновых культур и в большей мере кукурузой на зерно, посевы которой в общей посевной площади по республике занимают до 80 %. Это в определенной степени объясняется тем, что данные хозяйства лучше обеспечены техникой, горючим, сменами, при этом не требуются значительные затраты труда. Но, на наш взгляд, заниматься только производством кукурузы на зерно не совсем правильно, как с точки зрения агротехники (нарушаются севообороты и ухудшается эффективность использования земли), так с точки зрения производства (в свете введенных продовольственных санкций против России) и занятости сельского населения.
Таблица 3- Производство основных видов продукции сельского хозяйства в РСО - Алания (все категории хозяйств), тыс. руб.
Вид продукции |
Годы |
2013г. в % к 1990г. |
|||
1990 |
2000 |
2006 |
2013 |
||
Зерновые - всего |
380,7 |
14503 |
216,1 |
648,5 |
170,3 |
в т.ч. кукуруза на зерно |
106,9 |
36,5 |
135,0 |
574,6 |
в 5,3 р. |
Картофель |
135,7 |
82,3 |
110,4 |
122,2 |
90,0 |
Овощи |
59,2 |
26,4 |
30,4 |
37,5 |
93,5 |
Скот и птица (в убойном весе) |
40,1 |
24,4 |
30,4 |
37,5 |
93,5 |
Молоко |
159,1 |
139,3 |
140,8 |
217,0 |
136,4 |
Шерсть, т |
397,0 |
126,0 |
138,0 |
165,0 |
41,6 |
Как видим, за анализируемый период в сельском хозяйстве РСО - Алания не произошло значительных сдвигов в производстве продукции этой отрасли. По таким видам, как картофель, овощи, мясо скота и птицы отмечается сокращение по сравнению с уровнем 1990 года, хотя с 2006 года наблюдается улучшение показателей. Исключение составляет кукуруза на зерно и молоко, где увеличение составило в 6,3 раза и на 36,4 % соответственно.
В настоящее время обеспеченность населения Северной Осетии мясом собственного производства составляет 70,6 %, в том числе говядиной - 64,8 %, молоком - 91,4 %, картофелем - полностью, овощами - на 40 %, а плодами - на 20 %.
Поэтому перед аграриями республики стоит задача импортозамещения, что предполагает увеличение производства важнейших видов продовольствия и продуктов питания. В связи с этим в республике следует изменить структуру посевных площадей, а именно сократить площадь под кукурузой, ставшей монокультурой и увеличить площади под овощами, картофелем, подсолнечником. Особое внимание следует уделить развитию садоводства и виноградарства. Безусловно, эти культуры являются трудоемкими и потребуют привлечения дополнительных трудовых ресурсов, которые имеются в сельской местности в достаточном количестве и часть из них занята в производстве.
Таблица 4- Численность безработных в РСО - Алания
Показатель |
Годы |
||||
2000 |
2005 |
2010 |
2010 |
2014 |
|
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел |
5,7 |
18,7 |
12,8 |
9,3 |
11,0 |
в том числе: лица, проживающие в сельской местности |
3,2 |
9,1 |
5,9 |
4,6 |
5,3 |
Если сравнивать крайние годы анализируемого периода, то можно было бы констатировать рост безработицы. Однако внутри периода мы наблюдаем с 2005 года ее снижение. Тем не менее, 48,2 % безработных республики проживают в сельской местности, где найти работу значительно труднее, чем в городе. Более того, в таблице приведены данные регистрируемой безработицы, а фактически она еще выше.
С развалом колхозов и совхозов произошло не только сокращение объемов производимой продукции сельского хозяйства, но и была практически свернута деятельность перерабатывающих производств, а именно консервных заводов, в частности Черменского, Карджинского и Владикавказского, что также негативно отразилось на занятости сельского населения. Эти предприятия способствовали сглаживанию сезонности сельскохозяйственного труда и росту доходов сельских жителей.
В отрасли животноводства после некоторого подъема, отмечаются определенные трудности, что выражается в сокращении поголовья крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях на 11,9 %. Следовательно, основная часть поголовья продолжает оставаться в личных подсобных хозяйствах, что дает возможность сельским жителям выживать в условиях значительного сокращения рабочих мест. Тем не менее, эта категория хозяйств отличается меньшей интенсивностью производства и невысоким уровнем продуктивности скота и товарности. Поэтому возможности импортозамещения используются пока неэффективно, что требует корректировки действий в этой отрасли сельского хозяйства республики.
В связи с тем, что, по всей видимости, в настоящее время нет возврата к крупным сельхозпредприятиям, следует развивать современные фермерские хозяйства, которые бы были оснащены необходимыми средствами производства. Такая работа в республике ведется и уже за 2012-2014 годы было создано 111 крестьянских (фермерских) хозяйств и 25 семейных животноводческих ферм.
В рамках Государственной программы по развитию сельского хозяйства в РСО - Алания в части развития импортозамещения и реализации антикризисных мер в республиканском бюджете на 2015 год предусмотрено 115 млн. рублей. Предполагается, что это обеспечит расширенное воспроизводство отдельных сегментов сельского хозяйства республики и позволит создать дополнительные рабочие места.
Кроме того, в республике действует Государственная программа «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда» в 2016 году. Федеральный центр выделил на реализацию программы в сфере занятости 60 млн. рублей.
Заключение
В настоящее время на рынке труда в сельской местности России избыток рабочей силы сосуществует с дефицитом квалифицированных работников. Одновременно растет относительная сельская бедность. Работоспособное и энергичное сельское население мигрирует в города, что приводит к обезлюдению многих сельских территорий, утрате традиционного образа жизни, культуры и традиций. Все эти проблемы - следствие неразвитости сельской экономики, в первую очередь отсутствия перспектив альтернативной занятости сельского населения (и несельскохозяйственной, и в нишевом аграрном производстве).
На формирование и функционирование рынка труда оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: экономические, природно-ресурсные, демографические, социальные и экологические факторы. Данные группы факторов представляют собой систему, которая определяет состояние сельского рынка труда, особенности его формирования и эффективного функционирования.
Анализ рынка труда и занятости в сельской местности позволяет сделать вывод о том, что состояние социальной инфраструктуры села находится в критическом состоянии. Прогрессируют следующие проблемы: безработица, массовая бедность, недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением от ранее завоеванных позиций, нравственная деградация. Поэтому очень важна разработка и осуществление региональной демографической и социальной политики. Достойное образование, качественная медицина, наличие рынка жилья, доступ к культурным ценностям и другие элементы инфраструктуры обеспечивают более привлекательные условия жизни населения и способствуют повышению качественных характеристик трудовых ресурсов села.
В настоящее время личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения жителей деревни, а во многих местах стало единственным местом приложения труда. Низкая заработная плата в коллективных хозяйствах и рост безработицы побуждают сельских жителей использовать личное подсобное хозяйство как сферу самостоятельной занятости. Первичная занятость трудоспособного населения в мелкотоварных и низкодоходных ЛПХ приводит к депрофессионализации работников сельского хозяйства, хотя и частично снижает масштабы бедности сельского населения, несколько ретуширует остроту проблемы занятости.
Только 10% владельцев ЛПХ в состоянии реализовать какую-то часть своей продукции. Остальным — лишь бы прокормиться самим. Стоит ли удивляться, что подчас выход продукции рядового ЛПХ составляет несколько мешков картошки и необходимое количество для прокорма семьи овощей.
Есть и еще одна важная причина, отбивающая охоту заниматься личным подсобным хозяйством. Считается, что хозяин подворья работает "на себя", а значит, не положено ему начисление трудового стажа и, следовательно, отчисления в Пенсионный фонд. В то же время труд на подворье самый тяжелый, с использованием примитивных орудий труда, а рабочий день длится от зари до зари и никаких "больничных" и отпусков. Незавидная перспектива — быть изломанным тяжелой работой и к старости остаться без трудовой пенсии.
Для стабилизации положения на сельском рынке труда области необходимо активизировать деятельность государственных служб занятости и районных центров занятости, нужен комплекс мероприятий, который позволит в новых экономических условиях повысить эффективность их деятельности, снизить уровень сельской безработицы. При этом особое внимание следует уделять социальной защите и трудоустройству сельской молодежи и сельских женщин.