Файл: Особенности отраслевого сегмента рынка труда (на примере сельского хозяйства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенный анализ показывает, что основные противоречия, связанные с незанятостью работников и дефицитом сотрудников, связаны также с демографическими и миграционными причинами.

В частности, наблюдается неоднородность в статистике численности населения Краснодарского края за последнее десятилетие (таблица 2).

Таблица 2 – Численность населения в Краснодарском крае, тыс.чел.

Показатель

2005г.

2010г.

2014г.

2015г.

2015г. к 2005г. %

Всего населения

5127

5214

5404

5450

106,30

из них сельского населения

2421

2462

2491

2502

103,35

Как свидетельствуют данные таблицы, численность населения Краснодарского края ежегодно возрастает. Это связано не только с естественным приростом населения, но и с миграцией. В целом, можно судить о стабильном приросте населения лишь с 2010г. Миграционный прирост объясняется благоприятными инвестиционными, климатическими и экономико-географическими условиями жизни в Краснодарском крае. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено значительное количество мигрантов.

Однако прибывающие мигранты лишь пополняют статистику тех безработных, которым недостаточно квалификации и образования для работы на предприятиях аграрного сектора экономики.

Общие же тенденции к сокращению числа работников, занятых на предприятиях АПК, связаны с такими процессами, как сокращение регионального производства, закрытие предприятий, снижение уровня финансирования, низкий уровень автоматизации и фондовооруженности на отдельных сельскохозяйственных предприятиях.

Снижение сложившегося напряжения на рынке труда Краснодарского края возможно не только при должном экономическом участии инвесторов, но и при проведении социально значимых программ по содействию занятости населения. Поскольку значительный рост числа безработных в Краснодарском крае, как и в любом другом регионе, может представлять угрозу социальной стабильности и безопасности, необходимо принятие оперативных мер по размещению в регионе современных предприятий, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции.

На наш взгляд, в перспективе рынок труда в сельском хозяйстве Краснодарского края будет способствовать снижению уровня оттока сельского населения, усилению заинтересованности в экономическом росте производства, который, в свою очередь, станет обеспечением роста уровня доходов жителей в сельской местности.


2.3 Влияние структурных изменении в сельскохозяйственном производстве на занятость трудовых ресурсов на примере РСО-Алания

В результате аграрных преобразований в России и, в частности, в РСО- А в период перехода к рыночной экономике произошли далеко не однознач­ные экономические и социальные последствия, как в жизни, так и трудовой занятости для населения сельской местности.

Это проявилось в возникновении многоукладной экономики, разнообра­зии форм собственности, изменении состава сельских товаропроизводите­лей и структуры производимой ими продукции по видам. В РСО-А доля личных подсобных хозяйств, производящих до 70 % всей валовой продук­ции сельского хозяйства республики, в том числе 70,6 % картофеля, 74,8 % овощей, 89,5 % молока, 91,2 % яиц. К сожалению, в этих хозяйствах высока трудоемкость производства продукции, они связаны, в основном, с само­обеспечением этой категории населения, что означает натуральный и низко­товарный характер личного сектора. Сохранившиеся более крупные сель­скохозяйственные предприятия заняты в основном производством зерновых культур и в большей мере кукурузой на зерно, посевы которой в общей по­севной площади по республике занимают до 80 %. Это в определенной сте­пени объясняется тем, что данные хозяйства лучше обеспечены техникой, горючим, сменами, при этом не требуются значительные затраты труда. Но, на наш взгляд, заниматься только производством кукурузы на зерно не со­всем правильно, как с точки зрения агротехники (нарушаются севообороты и ухудшается эффективность использования земли), так с точки зрения про­изводства (в свете введенных продовольственных санкций против России) и занятости сельского населения.

Таблица 3- Производство основных видов продукции сельского хозяйства в РСО - Алания (все категории хозяйств), тыс. руб.

Вид продукции

Годы

2013г.

в % к 1990г.

1990

2000

2006

2013

Зерновые - всего

380,7

14503

216,1

648,5

170,3

в т.ч. кукуруза на зерно

106,9

36,5

135,0

574,6

в 5,3 р.

Картофель

135,7

82,3

110,4

122,2

90,0

Овощи

59,2

26,4

30,4

37,5

93,5

Скот и птица (в убойном весе)

40,1

24,4

30,4

37,5

93,5

Молоко

159,1

139,3

140,8

217,0

136,4

Шерсть, т

397,0

126,0

138,0

165,0

41,6


Как видим, за анализируемый период в сельском хозяйстве РСО - Алания не произошло значительных сдвигов в производстве продукции этой отрасли. По таким видам, как картофель, овощи, мясо скота и птицы отмечается со­кращение по сравнению с уровнем 1990 года, хотя с 2006 года наблюдается улучшение показателей. Исключение составляет кукуруза на зерно и молоко, где увеличение составило в 6,3 раза и на 36,4 % соответственно.

В настоящее время обеспеченность населения Северной Осетии мясом собственного производства составляет 70,6 %, в том числе говядиной - 64,8 %, молоком - 91,4 %, картофелем - полностью, овощами - на 40 %, а плодами - на 20 %.

Поэтому перед аграриями республики стоит задача импортозамещения, что предполагает увеличение производства важнейших видов продовольст­вия и продуктов питания. В связи с этим в республике следует изменить структуру посевных площадей, а именно сократить площадь под кукурузой, ставшей монокультурой и увеличить площади под овощами, картофелем, подсолнечником. Особое внимание следует уделить развитию садоводства и виноградарства. Безусловно, эти культуры являются трудоемкими и потре­буют привлечения дополнительных трудовых ресурсов, которые имеются в сельской местности в достаточном количестве и часть из них занята в про­изводстве.

Таблица 4- Численность безработных в РСО - Алания

Показатель

Годы

2000

2005

2010

2010

2014

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел

5,7

18,7

12,8

9,3

11,0

в том числе: лица, проживающие в сельской местности

3,2

9,1

5,9

4,6

5,3

Если сравнивать крайние годы анализируемого периода, то можно было бы констатировать рост безработицы. Однако внутри периода мы наблюда­ем с 2005 года ее снижение. Тем не менее, 48,2 % безработных республики проживают в сельской местности, где найти работу значительно труднее, чем в городе. Более того, в таблице приведены данные регистрируемой без­работицы, а фактически она еще выше.

С развалом колхозов и совхозов произошло не только сокращение объе­мов производимой продукции сельского хозяйства, но и была практически свернута деятельность перерабатывающих производств, а именно консерв­ных заводов, в частности Черменского, Карджинского и Владикавказского, что также негативно отразилось на занятости сельского населения. Эти пред­приятия способствовали сглаживанию сезонности сельскохозяйственного труда и росту доходов сельских жителей.


В отрасли животноводства после некоторого подъема, отмечаются оп­ределенные трудности, что выражается в сокращении поголовья крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях на 11,9 %. Следовательно, основная часть поголовья продолжает оставаться в личных подсобных хозяйствах, что дает возможность сельским жителям выживать в условиях значительно­го сокращения рабочих мест. Тем не менее, эта категория хозяйств отлича­ется меньшей интенсивностью производства и невысоким уровнем продук­тивности скота и товарности. Поэтому возможности импортозамещения ис­пользуются пока неэффективно, что требует корректировки действий в этой отрасли сельского хозяйства республики.

В связи с тем, что, по всей видимости, в настоящее время нет возврата к крупным сельхозпредприятиям, следует развивать современные фермерские хозяйства, которые бы были оснащены необходимыми средствами произ­водства. Такая работа в республике ведется и уже за 2012-2014 годы было создано 111 крестьянских (фермерских) хозяйств и 25 семейных животно­водческих ферм.

В рамках Государственной программы по развитию сельского хозяйства в РСО - Алания в части развития импортозамещения и реализации антикри­зисных мер в республиканском бюджете на 2015 год предусмотрено 115 млн. рублей. Предполагается, что это обеспечит расширенное воспроизводство отдельных сегментов сельского хозяйства республики и позволит создать дополнительные рабочие места.

Кроме того, в республике действует Государственная программа «Реа­лизация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, на­правленных на снижение напряженности на рынке труда» в 2016 году. Фе­деральный центр выделил на реализацию программы в сфере занято­сти 60 млн. рублей.

Заключение

В настоящее время на рынке труда в сельской местности России избыток рабочей силы сосуществует с дефицитом квалифицированных работников. Одновременно растет относительная сельская бедность. Работоспособное и энергичное сельское население мигрирует в города, что приводит к обезлюдению многих сельских территорий, утрате традиционного образа жизни, культуры и традиций. Все эти проблемы - следствие неразвитости сельской экономики, в первую очередь отсутствия перспектив альтернативной занятости сельского населения (и несельскохозяйственной, и в нишевом аграрном производстве).

На формирование и функционирование рынка труда оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: экономические, природно-ресурсные, демографические, социальные и экологические факторы. Данные группы факторов представляют собой систему, которая определяет состояние сельского рынка труда, особенности его формирования и эффективного функционирования.


Анализ рынка труда и занятости в сельской местности позволяет сделать вывод о том, что состояние социальной инфраструктуры села находится в критическом состоянии. Прогрессируют следующие проблемы: безработица, массовая бедность, недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением от ранее завоеванных позиций, нравственная деградация. Поэтому очень важна разработка и осуществление региональной демографической и социальной политики. Достойное образование, качественная медицина, наличие рынка жилья, доступ к культурным ценностям и другие элементы инфраструктуры обеспечивают более привлекательные условия жизни населения и способствуют повышению качественных характеристик трудовых ресурсов села.

В настоящее время личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения жителей деревни, а во многих местах стало единственным местом приложения труда. Низкая заработная плата в коллективных хозяйствах и рост безработицы побуждают сельских жителей использовать личное подсобное хозяйство как сферу самостоятельной занятости. Первичная занятость трудоспособного населения в мелкотоварных и низкодоходных ЛПХ приводит к депрофессионализации работников сельского хозяйства, хотя и частично снижает масштабы бедности сельского населения, несколько ретуширует остроту проблемы занятости.

Только 10% владельцев ЛПХ в состоянии реализовать какую-то часть своей продукции. Остальным — лишь бы прокормиться самим. Стоит ли удивляться, что подчас выход продукции рядового ЛПХ составляет несколько мешков картошки и необходимое количество для прокорма семьи овощей.

Есть и еще одна важная причина, отбивающая охоту заниматься личным подсобным хозяйством. Считается, что хозяин подворья работает "на себя", а значит, не положено ему начисление трудового стажа и, следовательно, отчисления в Пенсионный фонд. В то же время труд на подворье самый тяжелый, с использованием примитивных орудий труда, а рабочий день длится от зари до зари и никаких "больничных" и отпусков. Незавидная перспектива — быть изломанным тяжелой работой и к старости остаться без трудовой пенсии.

Для стабилизации положения на сельском рынке труда области необходимо активизировать деятельность государственных служб занятости и районных центров занятости, нужен комплекс мероприятий, который позволит в новых экономических условиях повысить эффективность их деятельности, снизить уровень сельской безработицы. При этом особое внимание следует уделять социальной защите и трудоустройству сельской молодежи и сельских женщин.