Файл: Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия/продукции предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и методические основы изучения возможностей повышения конкурентоспособности компаниичерез эффективное лидерство

1.1 Конкурентоспособность организации: её сущность и основные факторы.

1.2.Эффективное руководство как предпосылка повышения конкурентоспособности организации

1.3. Методические основы исследования влияния эффективного руководства на конкурентоспособность предприятия

2. Анализ степени влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности компании ОАО «МТС»

2.1 Краткая характеристика компании ОАО «МТС»

2.2 Анализ результатов исследования факторов формирования конкурентоспособности организации ОАО "МТС"

2.3 Оценка влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности организации

3. Разработка мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности ОАО "МТС" через эффективное лидерство в компании

3.1 Основные направления совершенствования конкурентоспособности в компании ОАО "МТС"

3.2Практические приемы, направленные на повышение конкурентоспособности компании

3.3Рекомендации по повышению конкурентоспособности компании через эффективное лидерство

Заключение

Список использованной литературы

Рис.5 Эффективный руководитель

На вопрос: какими качествами в первую очередь должен обладать лидер, респонденты распределили их так (табл. 1)

Таблица 1.

п/п

Качества

Количество человек

Процент

1

коммуникабельность

14

38%

2

организаторские способности

9

27%

3

компетентность

6

15%

4

уверенность в себе

5

10%

5

умение решить конфликтную ситуацию

3

5%

6

сильная воля

3

5%

На вопрос " Кем осуществляется принятие решений в компании?" 53% опрошенных ответили, что принятие решений осуществляется руководителем совместно с сотрудниками,27% утверждают, что руководитель единолично принимает решения,  и20% утверждают, что решения осуществляются сотрудниками в чьи полномочия это входит( рис. 6)

Рис. 6Принятие решений в компании

Респондентам был задан вопрос: По каким показателям на ваш взгляд формируется конкурентоспособность фирмы? Сотрудники расставили эти качества в порядке приоритетности таким образом (табл.2).

Таблица 2.

Качества

Количество человек

Процент

1

по экономическим показателям

18

40%

2

по наличию в коллективе лидеров

10

30%

3

по профессионализму менеджера

7

17%

4

По уровню компетентности

5

13%

Методы  управления — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления  организацией.

Как показал опрос, в компании ОАО "МТС" центральное место отводится экономическому методу управления. Так считает 75% опрошенных, в свою очередь 15% респондентов считают, что в их компании присутствует административно - правовой метод управления. И остальные 5% выбрали социально - психологический метод управления (рис.7)

Рис. 7 Методы управления

Почти 80% опрошенных утверждают, что компания ОАО "МТС" придерживается демократического стиля руководства (рис. 8)


Рис. 8 Стиль руководства

Таким образом, полученные данные анкетного  опроса позволили выявить положительные и отрицательные моменты в  конкурентоспособности предприятия  через эффективное руководство  в ОАО "МТС".

2.3 Оценка влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности организации

Предприятия придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в  конкурентной борьбе, а так же разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

По данным представленным на рисунке 5 можно сделать следующие выводы: большинство опрошенных респондентов считают что эффективный руководитель это лидер. Лидерство - это искусство вести за собой других к поставленной цели и это определенное вдохновение, влияние и мужество сделать так, чтобы ваши сотрудники желали получать от вас приказы и следовать им. Обычный руководитель может силой и властью принуждать других что-либо сделать для организации.  Лидер готов взять на себя ответственность и предложить свой план для решения производственных задач.

Для остальных работников эффективный руководитель это авторитет и инициативный, мотивированный на результат руководитель.   Эффективность руководящей должности во многом зависит от авторитета руководителя. Для того чтобы руководителя считали авторитетом, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

    В  ОАО "МТС" руководитель обладает лидерскими чертами, которые позволяют ему управлять своим коллективом. Эти компетенции сочетаются с организаторскими качествами, умением организовать сотрудников на выполнение общей задачи. А когда коллектив организован и направлен на достижение общей цели, у предприятия есть все шансы, чтобы обойти своих конкурентов на открытом рынке.

В процессе управления у руководителя вырабатывается повседневная манера поведения  по отношению к подчиненным, посредством  которой он оказывает на них влияние  в целях достижения целей организации. И это поведение  принято называть стилем руководства. Как показал анализ руководители компании ОАО "МТС" придерживаются демократического стиля руководства.


Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 

Такой стиль управления дает преимущество руководству, так как лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Таким стилем управления руководитель как бы отгораживает себя от таких вопросов, которые под силу решить подчиненным.

    Методы  управления — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления  организацией.

Исходя из анализа можно сделать вывод, что компания ОАО "МТС" придерживается экономического метода управления. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении.

15% опрошенных утверждают, что в компании присутствуют административно-правовые методы управления. Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.

Социально-психологические  методы — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.  Такой метод управления выбрали 5% опрошенных (рис.7).

Большинство респондентов(53%), на вопрос о принятии решений, ответили, что принятие решений осуществляется руководителем совместно с сотрудниками (рис. 6). 27% работников утверждают, что руководитель единолично принимает решения.

Действия руководителя ОАО "МТС" можно охарактеризовать разными методами. Один из этих методов это участие в принятии решений: руководитель проводит консультации с подчиненными по важнейшим вопросам ведения дел на предприятии, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения. Хороший тот руководитель, который не боится признавать своих ошибок. Но принятые поправки поднимут его предприятия на новый уровень или не дадут упасть ниже.


По данным представленным в таблице 2, можно говорить о том, что именно по экономическим показателям формируется конкурентоспособность компании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность компании ОАО "МТС" достаточно велика, за счет эффективности лидерского потенциала. Большинство сотрудников компании обладают такими лидерскими качествами как коммуникабельность, организационные способности, компетентность, а так же уверенность в себе. Все эти качества играют не малую роль в повышении конкурентоспособности компании.

3. Разработка мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности ОАО "МТС" через эффективное лидерство в компании

3.1 Основные направления совершенствования конкурентоспособности в компании ОАО "МТС"

Чтобы усовершенствовать конкурентоспособность компании можно:

увеличить использование научных подходов к стратегическому менеджменту в компании;

  • повысить развитие технологической оснащенности;
  • уменьшить совокупные расходы;
  • использование современных методов исследований и разработок.

Важную роль в повышении конкурентоспособности компании также играет лидерский потенциал.

Повышение качественных и количественных характеристик лидера в соответствии с потребностями компании; улучшение условий труда; повышение удовлетворенности трудом.[17]

Потенциал конкурентоспособности компании находит своё воплощение через лидерский потенциал. Уровень развития лидерского потенциала определяется уровнем развития каждого лидера и уровнем эффективности его использования в соответствии с установленными целями компании. Потенциал лидера представляет собой комплексную характеристику способности человека выступать в роли активного субъекта (лидера) групповой деятельности.


Лидер должен знать потребности своей группы, проявлять высокую степень искренности – это существенная черта коллективного подхода, быть внимательным к членам группы, выяснять их индивидуальный потенциал, создавать каждому из них возможность роста и развития. Известно, что суть лидерства – в межличностном влиянии, которое реализуется через общение.

Для того чтобы играть главенствующую роль неформальному лидеру в группе, он обязан придерживаться нескольких правил:

- распределять работу по принципу справедливости;

- показывать пример, не демонстрируя свою неспособность владеть ситуацией;

- делиться информацией с группой

- передавать ответственность представляя этим, что доверяет им.

Управление трудовыми ресурсами, являясь подсистемой в общеорганизационной структуре, само является сложной системой. Система управления лидерским потенциалом включает ряд функциональных стадий: формирование, использование, развитие и стабилизация, и конечно, самоуправление и представлена на рисунке9.

  1. Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения
  2. Использование монетарных и немонетарных побудительных систем
  3. Организация и проведение обучения
  4. Оценка результатов труда для выявления потенциала каждого сотрудника

Система управления лидерским потенциалом в компании

Стадии «жизненного» цикла

Развитие и стабилизация лидерского потенциала

Использование лидерского потенциала

Формирование лидерского потенциала

Сокращение резерва нереализованных возможностей лидера

Повышение уровня саморазвития лидера

Стабильность, закрепление формальных лидеров

Реализация целей компании

Повышение эффективности использования лидерского потенциала

  1. Прогнозирование структуры группы
  2. Определение потребности в поощрении
  3. Планирование лидерских ресурсов
  4. Обеспечение ресурсами компании
  5. Регулирование групповых взаимоотношений
  6. Определение сплочённости и результатов деятельности руководителя
  7. Выявление количества подгрупп
  8. Производственная социализация
  9. Обеспечение проведения совместного времени

Рис. 9 Системы управления лидерским потенциалом в компании

Формирование или становление лидерских ресурсов компании – стадия, в процессе которой закладывается основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания, является исключительно важной в жизнеспособности, т.к. эффективность его работы во многом зависит от своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач. [18]