Файл: Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия/продукции предприятия.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Конкурентоспособность организации: её сущность и основные факторы.
1.2.Эффективное руководство как предпосылка повышения конкурентоспособности организации
2.1 Краткая характеристика компании ОАО «МТС»
2.3 Оценка влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности организации
3.1 Основные направления совершенствования конкурентоспособности в компании ОАО "МТС"
3.2Практические приемы, направленные на повышение конкурентоспособности компании
3.3Рекомендации по повышению конкурентоспособности компании через эффективное лидерство
Введение
На современном этапе развития рыночных отношений ни одна организация не может обойтись без оценки как своего конкурентного положения на рынке, так и конкурентоспособности своей продукции, товаров, работ или услуг. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию, свои конкурентные преимущества для достижения рыночного успеха.
В наиболее полном смысле конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству, другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.[1]
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства, необходимых для выработки методов эффективного руководства.
Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо тем, что все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того на сколько силен лидерский потенциал.[2]
Целью курсовой работы является повышение конкурентоспособности ОАО "МТС" через применение эффективного лидерства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть конкурентоспособность организации её сущность и основные аспекты
- определить эффективное руководство и способ повышения конкурентоспособности организации
- изучить методические основы исследования влияния эффективного руководства на конкурентоспособность предприятия
- проанализировать результаты исследования факторов формирования повышение конкурентоспособности организации ОАО "МТС"
- исследование влияния повышения конкурентоспособности через эффективное лидерство
- определить основные направления совершенствования конкурентоспособности в компании ОАО "МТС"
- изучить практические приемы направленные на повышение конкурентоспособности компании
- рекомендации по повышению конкурентоспособности компании через эффективное лидерство
Предметом изучения в данной работе является эффективное лидерство как фактор повышения конкурентоспособности организации. Объектом исследования выступает ОАО «МТС».
Рассматривая степень разработанности темы, необходимо отметить что проблема конкурентоспособности компании посвятили свои работы многие отечественные ученые. Значительный вклад в научную работу проблем конкурентоспособности компании внесли отечественные и зарубежные ученые А.В. Гличев, Р.А. Фатхутдинов, А.М. Яновский и другие.
1. Теоретические и методические основы изучения возможностей повышения конкурентоспособности компаниичерез эффективное лидерство
1.1 Конкурентоспособность организации: её сущность и основные факторы.
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономике конкуренция выполняет ряд функций:
выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.[3]
Конкурентоспособность организации — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.
Конкурентоспособность - положение организации в отрасли, ее рейтинг, репутация восприятие ее со стороны конкурентов в борьбе за покупателей.[4]
Конкурентоспособность фирмы является основным критерием эффективности производства и системы управления.
К главным условиям обеспечения конкурентоспособности объектов относятся:
- использование научных подходов к стратегическому менеджменту;
- обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
- рассмотрение в единстве качества и совокупных расходов на всех стадиях жизненного цикла объекта;
- использование современных методов исследований и разработок;
- рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла.[5]
В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем.
В экономической литературе рассматривается несколько подходов к оценке конкурентоспособности предприятия. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка, лёгкостью вхождения на него, видом товара, однородностью рынка, структурой отрасли или конкурентными позициями фирм, возможностями для технологических нововведений и прочим.[6]
Итак, в общем виде под конкурентоспособностью в условиях рынка подразумевается реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- Качество продукции и услуг;
- Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- Уровень квалификации персонала и менеджмента;
- Технологический уровень производства;
- Среда, в которой действует предприятие;
- Доступность источников финансирования.
По мнению В.А. Мошнова, комплексная оценка конкурентоспособности предприятия проводится по следующим параметрам:
- конкурентоспособность выпускаемых изделий;
- финансовое состояние предприятия;
- эффективность маркетинговой деятельности;
- рентабельность продаж;
- эффективность менеджмента.
Французские экономисты А. Олпивье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» Рис.1[7]
Рисунок 1- Многоугольник конкурентоспособности
Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные стороны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента (Рисунок 1).
Анализ этих факторов позволяет сделать выводы о том насколько предприятие конкурентоспособно по сравнению с аналогичными предприятиями, существующими на данном рынке.
1.2.Эффективное руководство как предпосылка повышения конкурентоспособности организации
Сегодня на мировом рынке создалась такая конкурентная ситуация, что без признанных руководителей-лидеров нельзя выжить ни коммерческой, ни любой другой организации. Людям дела, в каком бы уголке мира они ни вели бизнес, требуется лидер мысли, лидер интуиции, лидер сердца. В современном бизнесе эффективное руководство состоит не столько в умении заставить всех подчиниться чему-то, сколько в умении самому генерировать идеи и позволять это делать другим. Необходимо создать условия для того, чтобы сделать каждого сотрудника лидером. В этом случае можно более эффективно использовать личный потенциал сотрудников, поставить креатив на поток и тем самым успешно решать проблему конкурентоспособности фирмы.[8]
Управленческий лидер по своему статусу является руководителем. Поэтому оценка его эффективности включает коэффициент полезного действия организационной системы и процедур, которые в совокупности определяют способ реализации поставленных задач. Технология принятия решений, использование ресурсов организации, распределение социальных ролей и заданий – эти и другие аспекты работы менеджера закономерно приводят к той или иной результативности деятельности функциональных подразделений и фирмы в целом.[9]
Е.С. Яхонтова предложила модель эффективного руководителя.
В первой модели руководства, полномочия и процедуры принятия решения приводят иррациональному использованию имеющихся возможностей, обуславливая низкую результативность организационной деятельности.
Вторая модель характеризуется конечной результативностью организационной деятельности «вопреки обстоятельствам». Итоговый результат достигается с помощью затраты значительных технических, материальных и человеческих ресурсов.
Стержнем третьей модели эффективного руководства служит идея, сплачивающая сотрудников и позволяющая им достигать единства понимания цели организационной деятельности. Однако несогласованность между стратегией развития и структурой, распределением ролей и функций, процедурами принятия и реализации решений приводит к низкой результативности деятельности.
Четвертая модель успешно совмещает единство видения цели, и направления организационных усилий с адекватной системой правил и процедур, подходящей структурой организации и распределения ролей. Это модель эффективного руководства.
Изучение процесса эффективного руководства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи, рассмотренные выше, и существенно расширила взгляд на управление.[10] Модель «Основы эффективного руководства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией.
Перед программой ставились следующие задачи:
• создание гибкой и надежной системы найма;
• преобразование квалификационной системы;
• улучшение системы исполнения решений;
• совершенствование системы обучения и развития служащих;
• обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
• сокращение бумажных потоков;
• формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.[11]