Файл: Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия/продукции предприятия.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Конкурентоспособность организации: её сущность и основные факторы.
1.2.Эффективное руководство как предпосылка повышения конкурентоспособности организации
2.1 Краткая характеристика компании ОАО «МТС»
2.3 Оценка влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности организации
3.1 Основные направления совершенствования конкурентоспособности в компании ОАО "МТС"
3.2Практические приемы, направленные на повышение конкурентоспособности компании
3.3Рекомендации по повышению конкурентоспособности компании через эффективное лидерство
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала.[12]
1.3. Методические основы исследования влияния эффективного руководства на конкурентоспособность предприятия
В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует.
Основы конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект – это не что иное, как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта.
Применяемый метод нахождения интегрального показателя конкурентоспособности должен соответствовать определенным требованиям.
Большинство методов оценки конкурентоспособности организаций основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций. Так, Таран В.А. в работе за основные показатели конкурентоспособности фирмы предлагает принимать:
- экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
- уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности);
- производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику);
- научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники);
- финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала – отношение собственного капитала к общей сумме активов);
- репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
- состояние и квалификация трудовых ресурсов.[13]
Конкурентоспособность – та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке конкурентоспособности учитываются не только совокупность показателей, относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии (комплекс условий его реализации, возможности поставок, сервисного обслуживания, утилизации), важные для потребителей конкретного рынка.[14]
При выявленной проблеме конкурентоспособности ее решение и управленческое воздействие целесообразно осуществлять на основе анкетирования.
В организации ОАО «МТС» было проведено исследование. Цель исследования – анализ повышения конкурентоспособности предприятия за счет эффективного руководства в данной организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучение теоретических и методических основ конкурентоспособности компании через эффективное лидерство;
– разработка методики исследования;
– составление анкеты по данной теме и проведение опроса сотрудников предприятия ОАО «МТС»;
– анализ полученных данных, разработка рекомендаций по решению основных проблем, выявленных в ходе исследования.
Для решения выше указанных задач было проведено исследование в виде анкетного опроса. В исследовании принимало участие 40 респондентов. Им было предложено ответить на ряд вопросов анкеты (см. приложение А). На основе данных был проведен анализ.
Портрет предприятия: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС)
Общие сведения о компании
Полное наименование компании: ОАО "Мобильные ТелеСистемы"
Сокращенное наименование: ОАО "МТС"
Орган государственной регистрации: Государственная регистрационная палата при Минюсте России
Дата государственной регистрации: 01.03.2000
Юридический адрес: Российская Федерация, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4.
Почтовый адрес: Российская Федерация, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4.
Тел.: 915-2110
Факс: 915-7425
E-mail: tak@mts.ru
Руководство: Президент М.А. Смирнов
Регистрационная компания:Открытое акционерное общество "Регистратор "НИКойл"
Тел.: (095) 755-9077
Аудитор: Закрытое акционерное общество "Артур Андерсен ЗАО"
Тел.: (095) 755-97-00
2. Анализ степени влияния эффективного лидерства на повышение конкурентоспособности компании ОАО «МТС»
2.1 Краткая характеристика компании ОАО «МТС»
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - крупнейший российский оператор сотовой связи, работающий в стандарте GSM 900/1800. Стартовав в Московской лицензионной зоне в 1994 г., МТС в 1997 г. получила лицензии и стала активно развиваться в Твери и Тверской обл., Костроме и Республике Коми. В 1998 г. МТС купила «Русскую Телефонную Компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской обл. Участвуя в работе компании РеКом, МТС строит сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской обл. Заключенное соглашение с компанией Росико позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и в 11 регионах на Урале.
На сегодняшний день ОАО "МТС" имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 34 регионах России, в которых проживают 45% населения страны, и активно работает в 21-м регионе, где проживают более 41 млн. человек.[15]
Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), DeutсheTelecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года.
Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании -- 47%. В начале 1995 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.
1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано Открытое Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС».
На сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 57 регионах России, где проживают 106,4 миллионов человек или 74,3% населения страны, и активно работает в 47-и регионах.
Адреса центров продаж МТС можно найти на сайте www. mts.r
МТС сообщает об изменении организационной структуры компании
11 июля 2011
Москва, РФ – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE:MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, сообщает об изменении организационной структуры компании в рамках повышения эффективности операционного управления компанией и увеличения скорости принятия решений на уровне региональных подразделений МТС, а также о расширении состава Правления Группы МТС.
Организационные изменения будут способствовать сокращению числа согласующих звеньев на ключевом для МТС рынке – России, росту персональной ответственности президента МТС за результаты бизнеса в России одновременно с ростом роли макрорегионов в принятии управленческих решений и повышению эффективности управления вопросами развития инфраструктуры на уровне Группы.
Ключевые изменения:
- Создание позиции вице-президента по операционным вопросам (ChiefOperatingOfficer), в сферу ответственности которого войдут вопросы, связанные с развитием инфраструктуры;
- Разделение функций маркетинга и продаж под руководством вице-президента по маркетингу и вице-президента по продажам и обслуживанию соответственно;
- Разделение функций управления персоналом и административных функций под руководством вице-президента по управлению персоналом и директора по административным вопросам;
- Прямое подчинение директоров макрорегионов «МТС Россия» президенту МТС.
Позицию вице-президента по операционным вопросам займет Александр Поповский. На должность вице-президента по продажам и обслуживанию МТС назначен Вадим Савченко. Блок по управлению персоналом возглавит Наталья Береза в должности вице-президента.
Состав Правления ОАО «МТС» будет расширен до 14 человек, в него войдут вице-президент по управлению персоналом Группы МТС Наталья Береза и вице-президент по продажам и обслуживанию Группы МТС Вадим Савченко. Таким образом, действующими членами Правления ОАО «МТС» являются:
- Андрей Дубовсков – президент ОАО «МТС»;
- Александр Поповский – вице-президент ОАО «МТС» по операционным вопросам;
- Михаил Герчук – вице-президент ОАО «МТС» по маркетингу;
- Вадим Савченко – вице-президент ОАО «МТС» по продажам и обслуживанию;
- Фредерик Ваносчуйзе – вице-президент ОАО «МТС» по информационным технологиям;
- Руслан Ибрагимов – вице-президент ОАО «МТС» по корпоративным и правовым вопросам;
- Наталья Береза – вице-президент ОАО «МТС» по управлению персоналом;
- Алексей Корня – вице-президент ОАО «МТС» по финансам и инвестициям;
- Сергей Никонов – директор ОАО «МТС» по административным вопросам;
- Олег Распопов – вице-президент, директор бизнес-единицы «МТС Зарубежные компании»;
- Валерий Шоржин – директор по управлению закупками Группы МТС;
- Андрей Теребенин – ВРИО вице-президента ОАО «МТС» по корпоративным коммуникациям;
- Андрей Ушацкий – вице-президент ОАО «МТС» по технике;
- Михаэль Хеккер – вице-президент ОАО «МТС» по стратегии, слияниям, поглощениям и корпоративному развитию.[16]
2.2 Анализ результатов исследования факторов формирования конкурентоспособности организации ОАО "МТС"
Исследование проводилось на примере регионального отделения (филиала) ОАО "МТС" города Пензы.В процессе исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
Основной характерной чертой современного управления предприятием является осознание ведущей роли лидера в организации - как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических инструментов руководства.
Всего в анкетировании принимали участие 40 человек, из которых 64% женщины, и 36% мужчины ( рис. 2)
Рис.2 Распределение работников по половому признаку, %
Возраст опрошенных сотрудников колеблется от 20 до 40 лет. Это говорит о том, что в организации достаточно молодой персонал, и, следовательно, активный и перспективный, а значит, у предприятия имеются большие перспективы в области конкурентоспособности на рынке телекоммуникаций.Менеджерами по продажам данной организации являются сотрудники в возрасте от 25 до 35 лет. (Рис. 3)
Рис. 3 Распределение работников по возрасту, %
На основе проведенного анализа видно, что 88% опрошенных респондентов считают, что их компания весьма конкурентоспособная. Малая часть респондентов - это 10%, считают что компания не конкурентоспособная, и 2% опрошенных затрудняются ответить (рис.4)
Рис.4 Конкурентоспособность компании
На вопрос: Кто по Вашему мнению является эффективным руководителем в компании? респонденты ответили следующим образом: 65%, считают что это лидер, так как считают, что) Лидерство - это искусство вести за собой других к поставленной цели. Для 35% работников эффективный руководитель это авторитет и инициативный, мотивированный на результат руководитель (рис.5)