ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что мотивация трудовой деятельности персонала организации является важным элементом управления персоналом организации, от мотивации персонала зависит эффективность организации. Мотивация персонала обеспечивает потребности организации в осознанной и качественной реализации функций управления персоналом.

Человеческие потребности носят виртуальный характер, подвижны, условны. Каждая из потребностей несет в себе собственное иное, аспект самоотрицания - в этом и есть ее виртуальность. Вследствие окружающей среды, возраста, разнообразия условий реализации потребность биологическая становится духовной, социальной или материальной, т.е. изменяется.

В системе потребностей важнейшей становится потребность, лучше вооруженная средствами собственного удовлетворения, более соответствующая личному смыслу жизни человека, т.е. наиболее мотивированная. Мотивация и потребность имеют тесную связь: потребность осуществляет стимуляцию человека к деятельности, а элемент деятельности - это всегда мотив.

Управление персоналом является один из самых главных и ключевых аспектов успеха управления организацией. Существует много разных ресурсов предприятия, таких как финансовые ресурсы, бренд, оборудование, разные технологии, оборудование, персонал и т.д. В современной конкурентной экономике, чтобы поддерживать успех организации необходимо уделять большое внимание климату в коллективе, а значит и на такую важнейшую функцию, как мотивация в развитии персоналом.
Сегодня развитие персонала рассматривается как один из важнейших факторов в повышении конкурентоспособности организации. Это в определенной степени связано с интенсивным становлением экономики, которая основана знаниях и внедрении технологий. Развитие персонала - это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, замещению новых должностей, решению качественно новых задач.

Анализ источников по теме исследования показывает, что различные стороны данной проблематики находились в поле зрения отечественных и зарубежных ученых. Труды таких ученых как Н.А. Баткаева, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Н.А. Волгин, Л.П. Владимирова, Г.П. Гагаринская, В.И. Герчиков, И.Н. Герчикова, Б.М. Генкин, А.П. Егоршин, П.В. Журавлев, И.В. Ильин, С.Б. Каверин, С.А. Карташов, А.Я. Кибанов, А.А. Когдин, М.В. Ловчева, И.К. Макарова, Н.К. Маусов, Е.А. Митрофанова, А.И. Наумов, Ю.Г. Одегов, Л.Г. Почебут, О. В. Ромашов, В.А. Чикер, С.А. Шапиро, В.В. Щербина, В.Н. Якимов, Ш. Ричи, П. Мартин посвящены определению работы мотивационного механизма и разработке теорий мотивации.


Объектом исследования является - роль мотивации в поведении организации. Предмет исследования - технологии применяемые для мотивации сотрудников организации.

Цель исследования - изучить и проанализировать особенности мотивации сотрудников и ее роль в поведении организации.

Задачи, поставленные в работе для достижения цели исследования:

-исследовать теоретические аспекты понятия «Мотивация»;

-рассмотреть потребности человека по А.Маслоу; охарактеризовать определение слова «Мотивация», виды мотивов личности;

-изучить основные теории мотивации; исследовать роли мотивации в поведении организации;

-рассмотреть мотивацию трудовой деятельности персонала; изучить эффективные пути поднятия мотивации персонала организации;

-рассмотреть нематериальная мотивация: особенности, методы и возможности их усовершенствования; рассмотреть характеристики системы мотивации.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты понятия «Мотивация»

1.1. Потребности человека по А.Маслоу

Прежде всего, дадим определение понятию «мотивация» и раскроем его. Термин «мотивация» в переводе с латинского означает «побуждение к действию». У каждой личности побуждение персональное, к каждому требуется индивидуальный подход, поэтому задача руководства компании - найти те рычаги и нити, которые позволят запустить мотивационный процесс в действие. Самое главное состоит в том, чтобы запустить динамический процесс психофизиологического плана, который будет управлять поведением человека и определять нацеленность на выполнение поставленной задачи, а в процессе выполнения работы не только достичь намеченного, но и создать условия для удовлетворения потребностей сотрудников. Потребности у каждого человека свои и зависят от личностных особенностей каждого.
Из сказанного следует, что мотивация - это внутренняя энергия человека, позволяющая проявлять активность личности в своей повседневной жизни и в процессе выполнения той или иной работы.

Содержательные парадигмы мотивации базируются на классификации потребностей человека - потребности первичные и вторичные. Процессуальные парадигмы основаны на потребностях, и на обстоятельствах, связанных с ними, которые определяют человеческое поведение - каково поведение людей, учитывая их восприятие.


Самой известной является парадигма иерархии потребностей современного американского экономиста А.Маслоу. Согласно данной парадигмы, человеческие потребности развиваются от низшего к высшему уровню, для возникновения потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворение потребностей низшего уровня.

Иерархическая лестница потребностей по Маслоу представляет собой составляющие:

-Физиологические - жажда, секс, голод ...;

-Потребность в безопасности - защита от гнева, страха, боли ...;

-Потребность социальная - общение, любовь, друзья, семья;

-Потребность в самоутверждении - успех, самоуважение, карьера, престиж;

-Потребность в самоактуализации - осмыслении, понимании, реализации способностей.

В свою очередь, данную классификацию можно пополнить потребностями неосознанными и осознанными, материальными и духовными, косвенными и прямыми, иррациональными и рациональными.

При всем разнообразии потребностей объединяющей составляющей является их невозможность и безграничность полноты удовлетворения ввиду ограничения экономических ресурсов.

Основные предпосылки и идеи мотивации концепции иерархии потребностей Маслоу:

-неизменное ощущение человеком какие-либо потребностей;

-ощущение человеком определенного набора ярко выраженных потребностей, при возможности объединенные в конкретные группы;

-иерархическое расположение групп потребностей по отношению друг к другу;

-неудовлетворенные потребности вынуждают человека действовать - удовлетворенные потребности человека не мотивируют;

-при удовлетворении одной потребности, возникает следующая неудовлетворенная потребность;

-как правило, одновременно человек ощущает несколько разных потребностей, взаимодействующих меж собой в комплексе;

-находящимся у основания «пирамиды» потребностям, необходимо первоочередное удовлетворение;

-при удовлетворении потребностей наиболее низкого уровня, активизируют свое воздействие на человека потребности наиболее высокого уровня;

В сравнении с потребностями низшего уровня, у человека существует большая численность способов удовлетворения потребностей уровня наиболее высокого.

Позднее, в собственной книге «К психологии Бытия», Маслоу добавил группу потребностей высшего уровня, обозначающиеся как потребности роста - ценности бытийные. Вместе с тем, Маслоу отметил, что данные потребности сложно описать, вследствие их взаимосвязи, их невозможно полностью разделить - определяя одну, нужно обращаться к другой.[1]


Бытийные ценности, по Маслоу, содержат: совершенство, простота, истинность, цельность, добро, завершенность, непринужденность, справедливость, честность, жизненность, самодостаточность, богатство проявлений, красота, склонность к игре, индивидуальное своеобразие, честность. Маслоу считает, что бытийные ценности зачастую являют собой сильнейший мотив деятельности человека, а также являются составляющей структуры личностного роста.

1.2. Определение слова «Мотивация». Виды мотивов личности

У каждого человеческого поступка в любом случае имеется причина. Человек может не осознавать ее, но заглянув в глубину сознания можно найти причину любого поступка и действия.

Любой человеческое действие базируется на мотиве - это является причиной совершаемого человеком действия. Влияющие на человека, в совокупности, внешние факторы и мотивы - это мотивация.

При слабой мотивации человека, или отсутствии ее вообще, перспективные планы, хорошая организация и высокие цели ничем не смогут помочь. Мотивацией можно сбалансировать разнообразные недостатки, но невозможно компенсировать низкую мотивацию.

В любой деятельности успех зависит не столь от человеческих знаний, навыков и способностей, сколь от самой мотивации. Чем выше мотивация и активность человека, тем успешнее он решает поставленные задачи.

У высоко мотивированных людей возникает желание больше работать, получать в собственной деятельности высшие результаты. Мотивация является важнейшим фактором - это гарантия успешных результатов в каждой сфере деятельности.

Мотив является внутренним побуждением человека к деятельным воздействиям на среду для удовлетворения личных потребностей. Мотив способствует понять суть потребности, которую человек стремится удовлетворить. В образе мотивов могут предстать чувства, эмоции, потребности или мысли человека.

Человеческий мотив обусловлен окружением, родом деятельности и ситуацией. Практически всегда у любого человека существует совокупность мотивов. На протяжении человеческой жизни они постоянно возникают и развиваются, образовывая мотивационную сферу. Данная сфера имеет свойство постоянно изменяться, однако отдельные мотивы устойчивы и являются ее базисом. В данном базисе проявляет себя главная направленность человеческой личности. К основательно осознанным мотивам относят намерения, убеждения, ценности.[2]


Ценность - это философское понятие, используемое для задавания социально-культурной, личностной значимости конкретных явлений и объектов. Личностные ценности человека являются основой системы элементов внутренней структуры его личности, ценностных ориентаций, которые имеют особую значимость для него. Данные ценностные ориентации - это основа деятельности личности, ее сознания.

Ценность - это субъективное отношение к миру, образующееся не только на основе информации и знания, но и собственного приобретенного опыта жизни. Ценности являются составляющей частью смысла жизни человека. Не утрачивающие своего значения в мире ценностных человеческих ориентаций имеют вера, сомнение, идеал. Ценности являются частью культуры, приобретаемой от семьи, родителей, школы, религии, окружающей среды и организаций. Культурные ценности — это обширно поддерживаемые убеждения, которые определяют, что верно и что желательно.

Ценности бывают:

-самоориентированные - касающиеся человека, отражающие его общий подход к жизни и цели;

-ориентированные другими - отражающие желания общества, затрагивающий взаимоотношений меж группами и человеком;

-ориентированные окружающей средой - воплощающие общественные представления о желаемых взаимоотношениях человека с его природной и экономической средой.

Убеждения - это мотивы теоретической, практической деятельности, доказанные всем мировоззрением и теоретическими знаниями человека. Убеждения, имеющие значительную глубину обдуманности, в течении всей человеческой жизни сохраняются. Убеждения являют собой более обобщенные мотивы, однако, устойчивость и обобщенность - характерные признаки личностных свойств, а убеждения назвать мотивами прямолинейно уже нельзя. В случае, когда мотив наиболее обобщенный, он становится ближе к личностному свойству.

Намерение - это осознанно принимаемое решение при достижении конкретной цели с ясным представлением способов и средств действий. В данной ситуации осуществляется объединение планирования и побуждения к действию. Намерение организовывает человеческое поведение.

Описанные типы мотивов включают только важнейшие обнаружения мотивационной сферы. В действительности присутствует столько разных мотивов, сколько возможно отношений человека с окружающей средой.

Мотивация - это комплекс обстоятельств, которые побуждают человека к действию, адресованному на удовлетворение его собственных потребностей. Мотивация является психическим процессом, детерминирующим человеческое поведением. К тому же, мотивация детерминирует активность и устойчивость, организованность и направленность личности.