Файл: Особенности кадровой стратегии организаций реального сектора экономики (Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения кадровой стратегии организаций
1.1 Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации
1.3 Проблемы эффективности кадровой стратегии организаций
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Логистик - Центр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Логистик - Центр»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
3.2 Рекомендации по повышению эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
- свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъектами РФ);
- антимонопольность деятельности;
- договорные формы между хозяйствующими субъектами.
Управленческая структура предприятия определяется организационно-правовой формой данного предприятия и от того, какие рычаги государственного регулирования на него воздействуют.
ООО «Логистик – Центр» представляет собой организацию с вертикальной структурой управления, то есть используется несколько уровней управления. При этом организационная структура определяет сферу ответственности каждого отдельного работника и его взаимоотношения с коллективом. В случае, когда все взаимосвязи организационной структуры используются грамотно, возможно получение гармоничного сотрудничества и общее стремление решить поставленные перед организацией цели и задачи.
Структура ООО «Логистик – Центр» - это разделение организации на составляющие элементы, каждый из которых наделен своими четко определенными и обозначенными задачами и обязанностями, то есть структура предполагает деление сотрудников на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники.
Во главе управления ООО «Логистик – Центр» находится директор, которому, в свою очередь, подчиняются все остальные работники и структурные руководители (рис. 4). Общая численность сотрудников предприятия согласно штатного расписания составляет 145 человек.
Зам. директора
Отдел логистики
Менеджеры
Директор
Бухгалтерия
Отдел управления персоналом
Юрисконсульт
Транспортный участок
Административно-хозяйственный отдел
Диспетчеры
Склад
Рисунок 4- Организационно-управленческая структура ООО «Логистик - Центр»
Организационно-управленческая структура ООО «Логистик – Центр» имеет линейно-функциональный характер. Данная структура характеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся на функциональных подсистемах. Такой тип организационной структуры в достаточной мере подходит для исследуемой организации.
В ООО «Логистик – Центр» согласно размера средств, рассчитанных на оплату труда, определяется численность персонала, ставки, оклады, размеры надбавок, премий и другие выплаты стимулирующего характера.
Обязанности в ООО «Логистик – Центр» распределены таким образом. Директор осуществляет общее руководство предприятием и подчиняется непосредственно учредителю. Кроме того, директор оказывает влияние на все структурные отделы и может принимать управленческие решения помимо непосредственных руководителей подразделений. В непосредственном подчинении директора находятся: заместитель директора, бухгалтерия, юрисконсульт, транспортный участок, отдел логистики, административно-хозяйственный отдел и служба управления персоналом.
Заместитель директора занимается общими организационными вопросами, а также в его непосредственной компетенции находится вопрос управления транспортным участком.
Юрисконсульт в исследуемой организации занимается различными юридическими вопросами, связанными напрямую с деятельностью организации.
Главный бухгалтер выполняет функцию организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности фирмы, а также выполняет контролирующую функцию над рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности фирмы. Кроме того, главный бухгалтер формирует рациональную организацию учета и отчетности в организации и в ее структурных отделах на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, современных программных продуктов в сфере бухгалтерского учета и контроля.
Руководитель службы управления персоналом проводит аналитическую и оперативную работы, осуществляет исполнительные, распорядительные, контролирующие и координирующие функции в сфере управления персоналом.
В обязанности отдела логистики входит планирование, организация, контроль и управление материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе движения грузов клиентам, а также обработка, анализ и хранение соответствующей информации.
Осуществление организации, планирования и контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятия на стадиях:
- заключения договоров;
- поставки продукции в соответствии с заключенными договорами;
- таможенного оформления товаров;
- ведения учета и отчетности на складах.
В обязанности менеджеров ООО «Логистик-Центр» входит прием товара, комплектация и последующая отгрузка товара.
Также следует отметить, что служебным правом подписи рабочей документации наделены следующие категории сотрудников:
- первая подпись – директор; заместитель директора, другие сотрудники, уполномоченные приказом по организации.
- вторая подпись – главный бухгалтер, другие сотрудники, уполномоченные приказом по организации.
Все сотрудники организации обеспечены «полным социальным пакетом»: им предоставляются обязательные отпуска, больничные и т.д.
Для работников ООО «Логистик – Центр» установлена 40-часовая 5-дневная рабочая неделя.
Работникам организации предоставляется 2 выходных дня – суббота и воскресенье. Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавливается администрацией.
График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работники извещаются не позднее, чем за 2 недели до его начала.
Трудовая дисциплина обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду методами убеждения, воспитания, а так же поощрением за добросовестный труд. К нарушителям трудовой дисциплины применяются меры дисциплинарного и общественного воздействия.
Далее рассмотрим финансово-экономическую характеристику ООО «Логистик-Центр». Рентабельность основной деятельности показывает, какова доля прибыли от оказания работ и услуг основного вида деятельности в сумме затрат на оказание данных услуг:
Род = Пр/З, (1)
где Пр – прибыль;
З – затраты.
Таблица 1 -Расчет прибыли и рентабельности ООО «Логистик-Центр»
Показатели |
Сумма, тыс. руб. 2014 год |
Сумма, тыс. руб. 2015 год |
Темп роста, % |
Валовой доход |
20216,37 |
30990,77 |
153,29 |
Издержки деятельности и обращения |
7351,40 |
9626,33 |
130,95 |
Прибыль от оказания работ |
12548,83 |
20197,73 |
160,95 |
Рентабельность, % |
170,70 |
209,82 |
122,92 |
Налог на прибыль (20%) |
2509,77 |
4039,55 |
160,95 |
Чистая прибыль |
10039,06 |
16158,18 |
160,95 |
Чистая рентабельность, % |
136,56 |
167,85 |
122,92 |
Согласно данным таблицы 1 предприятие можно считать рентабельным, так как его прибыль в 2014 году превышала издержки в 1,7 раз, а в 2015 году более чем в 2 раза (2,09). Прибыль от оказания услуг выросла на 60,95%. А это означает, что ООО «Логистик-Центр» может успешно функционировать и развивать свою деятельность.
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Стратегический потенциал организации ООО «Логистик-Центр» включает в себя:
- наличие высококвалифицированных сотрудников;
- эффективно функционирующую систему управления организацией;
- относительно небольшой опыт работы в своей сфере деятельности;
- использование высокотехнологичного оборудования;
- оперативность;
- ориентация деятельности на запросы клиентов.
Внутренняя деятельность организации регламентируется следующими документами:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- положениями об отделах;
- должностными инструкциями;
- инструкциями по выполнению определенных видов деятельности (например, входному контролю, монтажу, наладке и др.);
- внутренними положениями (например, положением о коммерческой тайне);
- регламентами по использованию программного обеспечения;
- регламентами, предусмотренными группой стандартов качества ISO 9001:2009;
- действующими законами РФ;
- действующими нормативными документами ГОСТ;
- приказами директора.
Комплекс документов по функциям управления кадрами содержит следующие основные группы:
- личные документы работников;
- организационно-распорядительная документация;
- первичная учетная кадровая документация.
На момент начала работы фирмы обще количество рабочего персонала насчитывало 70 чел. Но уже в настоящий момент согласно штатному расписанию на предприятии задействовано 145 человек (табл. 2).
При этом важно отметить, что административные работники организации имеют высокий образовательный уровень.
Таблица 2Структура персонала ООО «Логистик-Центр»
Персонал |
Количество сотрудников |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Административный персонал |
19 |
14 |
21 |
15 |
21 |
14 |
Специалисты |
25 |
18 |
25 |
18 |
26 |
18 |
Рабочие |
95 |
68 |
96 |
67 |
98 |
68 |
Всего: |
139 |
100 |
142 |
100 |
145 |
100 |
Изменения в количественном и процентном соотношении численности персонала по годам в графическом виде представлены на рис. 5.
Рисунок 5- Количественная численность персонала
в 2014-2016 гг., %
Таким образом, из анализа можно сделать вывод о том, что за весь анализируемый период деятельности организации отмечается постоянное увеличение количества работающего персонала. Такая динамика объясняется, в первую очередь, улучшением существующей стратегии управления персоналом (увеличение заработной платы, улучшение внутренней среды в организации) и выходом на новые уровни рынка выполняемых работ.
Также для более объективной оценки и анализа кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр» необходимо рассмотреть трудовой потенциал работающего персонала в данной организации. Целесообразно рассматривать трудовой коллектив по таким критериям, как возрастной состав и тип имеющегося образования.
В отношении уровня образования персонала организации можно отметить, что преобладающее число сотрудников имеют средне-техническое образование (рис. 6).
Рисунок 6 - Количество персонала по степени образованности
ООО «Логистик-Центр», %
Согласно исследованию основная часть сотрудников ООО «Логистик-Центр» по данным на 2016 г., а именно (72 %) находится в возрасте от 30 до 50 лет, в возрасте до 30 лет находится 17 %, в возрасте свыше 50 лет - 11% персонала фирмы (рис. 7).
Рисунок 7- Процентное соотношение возрастных категорий сотрудников ООО «Логистик-Центр»
При этом стаж работы в данной организации характеризуется следующей динамикой: до 5 лет имеют 44% персонала организации, стаж от 5 до 10 лет имеют 22%, стаж от 10 лет - 34% (рис. 8).
Рисунок 8- Процентное соотношение трудового стажа персонала в организации по состоянию на 2016 год
Таким образом, из проведенного анализа кадрового потенциала, можно сказать, что сотрудники фирмы – это относительно молодые, энергичные с достаточным уровнем образования специалисты, большая часть которых имеет приличный стаж работы в исследуемой организации.
Также на предприятии ООО «Логистик-Центр» достаточно весомое внимание уделяется кадровому планированию, которое создает условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой в среде персонала.
Планирование потребности в персонале осуществляется директором совместно с руководителем службы управления персоналом. План кадрового развития предприятия является официальным документом, в котором сконцентрирована система взаимосвязанных показателей прогноза развития организации для достижения поставленной цели.
В зависимости от продолжительности планового периода, целей и условий планирования на предприятии ООО «Логистик-Центр» используются следующие виды планирования:
- стратегическое (перспективное);
- текущее (оперативное).
На стратегическом уровне определяют долгосрочные, рассчитанные на долгосрочное будущее, цели предприятия, направления его развития, учитывая общую ситуацию на рынке труда и тенденций развития сферы выполняемой работы. Устанавливаются трудовые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для достижения целей организации. Выбирается метод (стратегия) достижения этих целей. На предприятии план стратегического развития оформлен в виде утвержденной директором программы развития сроком на 10 лет.