Файл: Особенности кадровой стратегии организаций реального сектора экономики (Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения кадровой стратегии организаций
1.1 Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации
1.3 Проблемы эффективности кадровой стратегии организаций
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Логистик - Центр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Логистик - Центр»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
3.2 Рекомендации по повышению эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
На оперативном уровне кадрового планирования решаются текущие задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка выполняемых видов работ, и, соответственно, планы разрабатываются в пределах года. В документации оперативного планирования оцениваются на основе изучения движения персонала, потребности производства. При этом содержание оперативного планирования не противоречит принципам стратегического планирования предприятия.
В срочные планы карьерного развития персонала входят вопросы комплектования и использования персонала, в который включается план движения персонала, в рамках которого решаются следующие практические задачи:
- ориентация привлеченных работников на занятия тех или иных должностей или рабочих мест;
- овладение знаниями тех специальностей и профессий, к которым они имеют способности;
- укомплектования вакансий кадрами нужной квалификации, с учетом их специфики;
- создание системы профессионального перемещения, которая учитывает возраст, состояние здоровье и интеллектуальные возможности личности.
Если в работе организации появляется необходимость в структурных изменениях, реорганизации производственного процесса или управления, а также сокращения персонала, то разрабатывается соответствующий план подготовки кадров в связи с увольнением и перемещением персонала.
План подготовки кадров в связи с увольнением и перемещением персонала включает следующие разделы:
- определение количества уволенных и уровень их квалификации;
- установление времени, в рамках которого будет проходить увольнения;
- выявление кандидатур на перемещение в рамках подразделений или предприятия;
- регламентация способов материального стимулирования добровольного или досрочного освобождения;
- определение ответственных за выполнение запланированных мероприятий.
Для обеспечения потребностей новых видов деятельности в план подготовки включают:
- характеристику требований к рабочим;
- расчет потребностей в персонале;
- источники удовлетворения временной потребности в кадрах;
- направления и формы повышения квалификации;
- величину необходимых расходов.
На планирование персонала идут следующие статьи расходов:
- основная и дополнительная заработная плата;
- отчисления на социальное страхование;
- командировочные и служебные разъезды;
- расходы на профессиональное развитие;
- приобретение спецодежды и т.п.
Комплекс документов по функциям управления кадрами содержит следующие основные группы:
- личные документы работников;
- организационно-распорядительная документация;
- первичная учетная кадровая документация.
К группе личных документов относятся: паспорт, трудовая книга, военный билет, диплом, свидетельство, аттестат и другие документы, удостоверяющие юридическое подтверждение личности работника. Личными считаются также документы, которые выдаются работниками. Например, пропуск, удостоверение, справки, подтверждающие место работы, занимаемую должность, заработную плату, рекомендательные и аттестационные листы и т.п.
С целью поиска других кандидатов из числа работников организации дают сообщения в организационных средствах массовой информации и вывешивают объявления об имеющихся вакансиях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на их замещение.
Способствует подбору кандидатов обращения к работникам организации с просьбой рекомендовать возможных кандидатов из числа своих знакомых, а также к деловым партнерам, к другим государственным и негосударственным организациям.
Данный способ отбора кандидатов имеет следующие преимущества:
Низкую стоимость – так как рекламу по поиску персонала осуществляют сами работники без материального поощрения.
Эффективность – работникам в большей степени предлагают подобрать себе помощника. Т.е. сам работник выступает в качестве заинтересованного агента, который не берет за это плату.
Также стоит отметить, что в виду большого объема работы в организации отсутствует практика введения в новую должность сотрудника. То есть проведения адаптации как таковое отсутствует.
Стоит отметить, что на кадровое планирование в «Логистик-Центр» идут следующие статьи расходов:
- основная и дополнительная заработная плата;
- отчисления на социальную поддержку (медицинское страхование, помощь при особых обстоятельствах: рождение детей, смерть близких родственников, пожар и т.д.);
- командировочные и служебные разъезды;
- расходы на профессиональное развитие, обучение и повышение квалификации персонала;
- приобретение спецодежды и т.п.
Также важной составляющей анализа кадровой стратегии является анализ управления карьерным развитием. Это, прежде всего, профессиональное обучение и повышение квалификации персонала. Так, расходы на профессиональное обучение в течение 2013-2015 гг. относительно не изменялись (табл.3 ).
Таблица 3-Затраты ООО «Логистик-Центр» на обучение персонала
Показатель |
Исследуемый период |
Средний показатель |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Затраты на обучение персонала |
20 000 руб |
22 500 руб |
21 000 руб |
21 200 руб |
Таким образом, затраты на обучение персонала в рассматриваемой организации в среднем одинаковые в каждом году.
Далее проведем анализ количества сотрудников ООО «Логистик-Центр», которые прошли обучение за счет организации в 2013-2015 гг. (табл. 2.5).
Таблица 4-Подготовка кадров ООО «Логистик-Центр» в 2013-2015гг.
Показатель |
Исследуемый период |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Всего прошло обучение, чел.,в том числе: |
12 |
12 |
11 |
повышение квалификации |
5 |
4 |
4 |
дополнительное обучение |
6 |
8 |
7 |
При этом преимущественный характер обучения – это дополнительное обучение: курсы, мастер-классы, тренинги и т.д. Таким образом, на предприятии проводиться систематическое обучение персонала, характеризующееся стабильными статистическими показателями.
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
После проведения исследования и анализа деятельности организации ООО «Логистик-Центр» в сфере реализации кадровой стратегии были определены следующие замечания и проблемы:
1) Неэффективная система мотивации трудовой деятельности персонала.
На предприятии ООО «Логистик-Центр» используется только материальная мотивация в виде премий и доплат, но в тоже время активно применяется практика взыскания дисциплинарных штрафов и вычислений из заработной платы. При этом для получения премии персоналу выдвигается большой объем требований, который иногда просто невозможно осуществить. Такая стратегия руководства снижает желание персонала работать на данном предприятии вообще.
2) Отсутствие на предприятии системы введения в должность вновь принятых сотрудников.
По причине недостатка свободного времени для работников не проводятся мероприятия по адаптации сотрудника на новом рабочем месте. В таком случае человеку сложней вникнуть в рабочий процесс, адаптироваться к специфике работы организации, что влечет за собой снижение трудоспособности персонала.
3) Отсутствие кадрового резерва персонала. То есть имеющиеся специалисты в организации не рассматриваются в перспективе в качестве руководящих работников. Такое положение дел не мотивирует сотрудников к профессиональному росту и снижает эффективность стратегического управления персоналом.
4) На предприятии отсутствует система профессионального обучения и повышения квалификации персонала.
Как было отмечено ранее, на предприятии проводиться систематическое обучение персонала, характеризующееся стабильными статистическими показателями.
Однако, в нынешних рыночных условиях этого недостаточно, то есть количество работников, которые повышают свой профессиональный уровень, должна быть значительно больше, а программа осуществления обучения кадров - направленной на поддержку качественного фактора подготовки кадров.
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Логистик - Центр»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
В качестве первого направления повышения эффективности кадровой стратегии в ООО «Логистик-Центр» стоит рассмотреть повышение мотивации персонала.
Мотивация персонала - одна из центральных категорий науки управления. Однако многие руководители забывают об этом. И впоследствии, как показывает опыт, на данном предприятии приостанавливается процесс карьерного и профессионального развития персонала, и организация в итоге только терпят немалые убытки. ООО «Логистик-Центр» не является исключением в этом отношении.
Руководство данной организации уделяет мало внимания нематериальной мотивации, состоянию социально-психологического климата в организации и созданию благоприятных условий на рабочем месте специалистов. Система мотиваций развита достаточно слабо, что способствует значительному снижению эффективности кадровой стратегии.
Существует три различных варианта введения в новую должность сотрудника:
1) Поступление на службу сотрудника имеющего опыт профессиональной деятельности в других организациях.
В этом случае период адаптации осуществляется в сроки, оговоренные в трудовом договоре. Если договор не рассматривает данный пункт, то период адаптации может длиться от 1 до 3 месяцев.
2) Перевод работника внутри организации на другую должность или другое структурное подразделение.
В этом случае период адаптации может длиться 1 месяц.
3) Прием молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной деятельности.
В таком случае период адаптации совпадает с периодом стажировки и может достигать 6 месяцев.
Целями проведения адаптации является наиболее быстрое и четкое введение нового сотрудника в новую для него должность или организацию. Высшим показателем профессиональной адаптации является быстрое «вникание» в свои новые должностные обязанности и демонстрация высоких профессиональных качеств.
Далее следующим направлением повышения эффективности кадровой стратегии можно обозначить формирование кадрового резерва в организации «Логистик-Центр».
Продвижение административного или рабочего персонала на вышестоящую должность должно проводиться целенаправленно, а не спонтанно в связи с неожиданной вакансией, которая появилась в организации. Если в организации освобождается место директора, и на это место приглашают специалиста со стороны, то ему необходимо от 3 до 6 месяцев, чтобы ознакомиться с делами организации, от 1 года до 3 лет, чтобы стать признанным «своим», и от 2 до 5 лет, чтобы впитать культуру организации. У работников, которые ранее работали в данной организации, такие проблемы, как правило, не возникают.[11, c. 96]
Под кадровым резервом понимается группа работников, которую отобраны для выдвижения на вышестоящие руководящие должности по результатам оценки их способностей, уровня профессиональной подготовки, деловых и личных качеств.
Основные задачи формирования кадрового резерва следующие:
- выявление среди работников организации лиц, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
- подготовка лиц, которые зачислены в резерв руководителей для занятия руководящих должностей;
- обеспечение своевременного замещения вакантных должностей руководителей из числа компетентных и способных к управленческой работе сотрудников;
- создание надлежащих условий для преемственности и устойчивости управления организацией и ее подразделениями.
Завершающим направлением повышения эффективности кадровой стратегии организации является формирование системы профессионального обучения и повышения квалификации персонала ООО «Логистик-Центр».