Файл: Особенности кадровой стратегии организаций реального сектора экономики (Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения кадровой стратегии организаций
1.1 Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации
1.3 Проблемы эффективности кадровой стратегии организаций
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Логистик - Центр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Логистик - Центр»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
3.2 Рекомендации по повышению эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Система профессионального обучения и повышения квалификации персонала - это совокупность форм, методов и средств организации равномерного, последовательного, организованного обучения и перемещения сотрудников организации от простой до сложной работы, от низких до высоких степеней профессионального мастерства с учетом интересов работников и потребностей организации [11, 204].
Систематическое обучение и повышение квалификации персонала решает следующие задачи:
- формирование в организации стабильных кадров в организации;
- повышение эффективности использования трудового и образовательного потенциала личности;
- обеспечение потребности организации в высококвалифицированных специалистах за счет внутренних источников;
- заполнение рабочих мест малопривлекательной и неквалифицированной работы преимущественно за счет внешних источников обеспечения потребности организации в персонале.
Таким образом, предложенные пути призваны повысить эффективность кадровой стратегии исследуемой организации ООО «Логистик-Центр».
3.2 Рекомендации по повышению эффективности кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр»
Как уже было отмечено, руководство организации ООО «Логистик-Центр» уделяет мало внимания нематериальной мотивации, состоянию социально-психологического климата в организации и созданию благоприятных условий на рабочем месте сотрудников. Система мотиваций развита достаточно слабо, что способствует значительному снижению эффективности реализации кадровой стратегии.
В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профессионального мастерства в масштабе организации.
Также можно использовать следующие методы морального стимулирования:
отражение заслуг работника перед компанией на «Доске почета»;
награждение почетными грамотами ООО «Логистик-Центр».
Стимулирование через информационную политику выражается в формировании общественного мнения на уровне сотрудников предприятия в русле повышения лояльности к компании. Основными методами формирования общественного мнения, которые могут быть использованы в ООО «Логистик-Центр», являются:
корпоративная газета;
собрания трудового коллектива (общие и внутри подразделений);
информационные стенды на территории организации.
В вопросе профессиональной адаптации относительно вновь принятых сотрудников на предприятии ООО «Логистик-Центр» необходимо использовать два направления адаптации:
- первичную, то есть приспособление молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной работы (выпускники средних и высших учебных заведений); кадровый стратегия персонал
- вторичную, то есть приспособление работников при переходе на новые рабочие места, должности, объекты.
В условиях деятельности ООО «Логистик-Центр» возрастает роль вторичной адаптации. Производственную адаптацию, как сложное явление, целесообразно рассматривать с разных позиций, выделяя психофизиологическую, профессиональную, социально - психологическую и организационную ее стороны. Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности.
Психофизиологическая адаптация - приспособление работника к новым физическим и психологическим нагрузкам, новым физиологическим условиям труда.
Объектом психофизиологической адаптации являются условия труда, которые определяются как комплекс факторов производственной среды, которые существенно влияют на самочувствие, настроение, работоспособность работника, а при длительном их действии - на состояние здоровья, выражающиеся динамикой заболеваний, стрессов и усталостью.
Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условий и организации.
Степень соответствия субъективных и объективных моментов профессиональной адаптации в значительной степени определяется тем, как рабочее место соответствует социально-профессиональной ориентации работника.
Социально-психологическая адаптация - это приспособление нового сотрудника к производственной деятельности, к новому коллективу, его традициям и негласным нормам, к стилю работы руководителей. Она как бы включает работника в коллектив как равноправного, которого приняли все его члены.
Производственный коллектив как субъективный фактор производственной среды имеет сложную структуру: формальную и неформальную. Социологи выделяют несколько этапов социально-психологической адаптации, которые отличаются по мере приспособления личности к коллективу.
Начальный этап - внешняя переориентация, когда работник не определяет ценностных ориентаций данного коллектива.
Второй этап - личность и коллектив взаимно признают систему шаблонов поведения друг друга, но не меняют своих позиций.
Третий этап - личность принимает систему ценностей коллектива, тоже под ее влиянием изменяет свою систему ценностей.
Четвертый этап - это заключительная форма адаптации. Когда новый работник внутренне принимает ценностные ориентации, нормы коллектива и вполне перестраивает свою психологию и поведение. Последний этап, не совсем желателен потому, что на этом этапе личность растворяется в коллективе, теряет часть своей целостности.
Организационная адаптация - усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления предприятием.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
- качественный уровень работы по профориентации потенциальных специалистов;
- объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации);
- престиж и привлекательность профессии, работы по специальности в ООО «Логистик-Центр»;
- особенности организации труда, которые реализовали мотивационные мероприятия для сотрудников;
- гибкость системы обучения персонала в организации;
- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
Ключевым условием успешного проведения адаптации является разработка организационных механизмов управления этим процессом.
Далее рассмотрим рекомендации относительно формирования кадрового резерва в ООО «Логистик-Центр».
Этапы формирования кадрового резерва специалистов для «Логистик-Центр» отражены на рис. 9
Определение дополнительных потребностей в специалистах в разрезе структурных
подразделений и должностей
Обоснование требований к кандидатуре на каждую должность специалиста организации
Предварительный набор кандидатов в кадровый резерв
Изучение и оценка кандидатов, утверждение состава резерва руководителем
Контроль над подготовкой резервов до назначения
на должность
Подготовка индивидуальных планов развития, работа с резервами специалистов
Определение степени подготовки резервиста для назначения на должность
Нет
Да
Исключение из списка резервистов
Назначение и производственная адаптация на рабочем месте
Рисунок 9- Этапы процесса формирования кадрового резерва
Для определения дополнительных потребностей в специалистах в разрезе структурных подразделений служба управления персоналом совместно с директором организации должны проанализировать состояние использования персонала с учетом возраста, перспектив профессионально-квалификационного продвижения, личных интересов, состояния здоровья и определить на этой основе возможные сроки высвобождения каждого из них.
Они должны содержать требования к организаторским способностям, личным качествам, знаниям, умениям и навыкам, которые необходимы работнику для эффективной работы на должности специалиста.[7, c. 37]
В заключении, можно выделить следующие направления профессионально-квалификационного развития персонала ООО «Логистик-Центр», которые представлены на рис. 10.
Профессионально-квалификационное продвижение специалистов
Внутрипрофессиональное продвижение
Межпрофессиональное продвижение
Линейно-функциональное продвижение
Социальное
продвижение
Рисунок 10- Направления профессионально-квалификационного развития персонала ООО «Логистик-Центр»
Внутрипрофессиональные продвижения персонала происходят в пределах своей профессии и категории за счет овладения смежных операций и приемов, расширение зон обслуживания и овладения передовыми методами труда.
Профессионально-квалификационное продвижение персонала в организации проводится на основе:
- разработки четких требований к работнику как условия его профессионально-квалификационного продвижения (стаж работы по специальности, в занимаемой должности, уровень профессиональной подготовки, наличие ученой степени или звания, прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки и т.п.);
- обоснование направлений продвижения (по горизонтали, вертикали, комбинированное), в том числе и типовых вариантов;
- соблюдение принципов планомерности и последовательности в профессионально-квалификационном продвижении;
- информированности работников и их активного участия в решении вопроса планирования собственной трудовой карьеры;
- объективные оценки результатов трудовой деятельности специалистов, определения соответствия их профессиональных, деловых и личных качеств занимаемой должности, выделения перспективных специалистов организаторскими способностями и включение их в резерв на должности руководителей.
Заключение
Кадровая стратегия - это совокупность целенаправленных действий долгосрочного характера, которые направлены на формирование и развитие производительных способностей персонала, их эффективное использование, что обеспечивает предприятию достижения преимуществ в конкурентной борьбе.
Кадровая стратегия позволяет связать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на персонал предприятия, в первую очередь на трудовую мотивацию работников и их образовательно-профессиональные характеристики.
На формирование стратегии управления персоналом влияет организационная структура служб управления персоналом: внутреннее устройство этих служб, служебно-профессиональный состав работников, степень централизации кадровых служб, взаимосвязи организации с внешней средой.
Организационно-управленческая структура ООО «Логистик – Центр» имеет линейно-функциональный характер. Данная структура характеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся на функциональных подсистемах.
Стратегический потенциал организации ООО «Логистик-Центр» включает в себя:
- наличие высококвалифицированных сотрудников;
- эффективно функционирующую систему управления организацией;
- использование высокотехнологичного оборудования;
- оперативность;
- ориентация деятельности на запросы клиентов.
Сотрудники фирмы – это молодые, энергичные с достаточным уровнем образования специалисты, большая часть которых имеет приличный стаж работы в исследуемой организации. Всего в организации работает 145 человек.
Проведенный анализ стратегии управления персоналом позволяет сделать вывод о том, что организация деятельности в области управления персоналом на предприятии находится на должном уровне. Вопросами кадровой политики занимаются высшие руководящие органы правления. Организация имеет достаточный кадровый потенциал и способна к нововведениям, в том числе и в области кадровой политики и стратегии. Однако, наряду с вышесказанным, кадровая стратегия компании «Логистик-Центр» имеет и недостатки, а именно:
1) Неэффективная система мотивации трудовой деятельности персонала.
2) Отсутствие на предприятии системы введения в должность вновь принятых сотрудников.
3) Отсутствие кадрового резерва персонала.
4) На предприятии отсутствует система профессионального обучения и повышения квалификации персонала.