Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые аспекты обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений
1.1. Кадровая безопасность банковского учреждения, как составляющая
1.2. Классификация угроз кадровой безопасности банка
1.3. Требования по вопросу кадровой безопасности в международной и отечественной системах стандартов
2. Тактика реализации кадровой безопасности в коммерческих банках
2.1. Принципы формирования политики безопасности персонала банковского учреждения
2.2. Кадровая стратегия как условие обеспечения информационной и имущественной безопасности банка
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамично развивающейся рыночной среды функционирования предприятий остро стоят вопросы обеспечения их экономической безопасности. Экономическая безопасность является собирательным понятием, так как объединяет различные функциональные составляющие. По мнению большинства ведущих экономистов, в этой предметной сфере среди составляющих экономической безопасности выделяются информационная, финансовая, технико-технологическая, интеллектуальная, политико-правовая, кадровая. Единым является мнение экономистов по поводу выделения кадровой составляющей экономической безопасности, что подтверждает актуальность темы исследования.
Несмотря на это, более детального рассмотрения требуют подходы к построению процесса управления кадровой безопасностью в банковской сфере, поскольку специфические условия рыночной трансформации отечественной экономики значительно увеличивают вероятность негативной реализации различных банковских рисков, среди которых можно назвать: сокращение объема привлекаемого капитала; обострение конкуренции на рынке банковских услуг; усиление соперничества за обслуживание населения между коммерческими банками и небанковскими структурами.
При этом Банк России ужесточает требования к банкам по поводу качества управления банковскими активами, что серьезно повышает значение кадровой политики как приоритетного фактора обеспечения стабильного положения банка на рынке банковских услуг. Среди основных направлений развития банковской кадровой политики акцент делается на повышение качества персонала, минимизацию кадровых рисков и совершенствование системы управления кадрами, которые предопределяют успешность достижения стратегических целей деятельности коммерческого банка.
Целью исследования выступает изучение основ стратегии кадровой безопасности современного банка и разработка подходов к оптимизации тактики управления на основе рационального сочетания системно и ситуационно ориентированного управления.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- определить сущность, структуру и направление реализации кадровой безопасности банковских учреждений;
- классифицировать угрозы кадровой безопасности банка по различным основаниям;
- раскрыть требования по вопросу кадровой безопасности в международной и отечественной системах стандартов ;
- изучить принципы формирования политики безопасности персонала банковского учреждения;
- обозначить тактику реализации кадровой безопасности в коммерческих банках через систему кадровых стратегий.
Объектом исследования выступила кадровая безопасность условие обеспечения экономической безопасности действующей организации
Предмет исследования составили трудовые отношения, в рамках которых формируется механизм координации кадровой безопасности коммерческого банка и тактика ее обеспечения.
Теоретические основы исследования опираются на работы таких ученых, таких как: А.Р. Алавердов, В.А. Гамза, А.Я Кибанов, М.А. Молчанов, Н.Л. Ульянов, Л.В. Астахова и др.
Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки.
Структурно курсовая работа содержит введение, пять параграфов, объединенных в две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретико-правовые аспекты обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений
1.1. Кадровая безопасность банковского учреждения, как составляющая
экономической безопасности: сущность понятия, структура, направление реализации
В условиях рыночной экономики одним из актуальных вопросов является управление бизнесом с позиции экономической безопасности. С точки зрения системного подхода, современные банковские учреждения должны противостоять различного рода рискам и угрозам, а также уметь быстро восстанавливаться после их наступления [16, с. 3].
С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности банковское учреждение должно проводить работу по обеспечению максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы.
Функциональные составляющие экономической безопасности любого предприятия, в том числе и банковского учреждения - это совокупность основных направлений экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию [13, с. 190].
Одним из важных аспектов организации экономической безопасности банковского учреждения является процесс обеспечения кадровой безопасности, который необходим при ликвидации социальных и экономических угроз в их производственно-коммерческой деятельности. Это связано с тем, что основные риски банка, как правило, генерируются с его собственными кадрами.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, почти 80 % убытков мировых компаний причиненные вследствие незаконных и непрофессиональных действий собственных сотрудников [28, с. 69]. Нарушение работниками трудовой дисциплины, неэффективное использование ресурсов, разглашение конфиденциальной информации создает угрозу имуществу, репутации и безопасности банков.
От угроз кадровой безопасности банковские учреждения несут материальные и нематериальные потери, которые проявляются через снижение морального духа персонала, испорченную репутацию, снижение стоимости акций и нарушения деловых отношений с партнерами.
Формирование экономики рыночного типа обуславливает потребность в создании надежной и финансово устойчивой банковской системы к воздействию внешних и внутренних угроз в условиях усиления макроэкономической нестабильности. Одним из направлений решения этой задачи является разработка теоретических положений обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений.
В переводе с греческого понятие безопасность означает «владеть ситуацией» [20, с. 26]. В экономической литературе безопасность банка трактуется как: состояние устойчивой жизнедеятельности, при которой обеспечивается реализация цели банка и основных его интересов, защиту от внутренних и внешних дестабилизирующих факторов, независимо от условий функционирования; свойство своевременно и адекватно реагировать на все негативные проявления внутренней и внешней среды банка; способность противостоять различным посягательством на собственность, деятельность и имидж банка, создавать эффективную защиту от внутренних и внешних угроз [19, с. 80], состояние защищенности банка от внутренних и внешних угроз [22, с. 29]; система мероприятий, обеспечивающих защищенность интересов собственников, клиентов, работников и руководства банка от внешних и внутренних угроз [18, с. 30].
Более системное определение понятия «безопасность банка» приведено в работе В. Гамза: это совокупность внешних и внутренних условий банковской деятельности, при которых потенциально опасные для банковской системы (отдельного банка) действия или обстоятельства предупреждены, прекращены или сведены до такого уровня, при котором не способны нанести ущерб установленному порядку банковской деятельности (функционированию банка, сохранению и воспроизведению имущества и инфраструктуры банковской системы или отдельного банка) и помешать достижению банком поставленных целей [14, с. 41].
В данном определении обеспечение безопасности банка должно осуществляться на двух уровнях: уровне отдельного банка, на основании реализации мероприятий банковского менеджмента и на уровне банковской системы, на основании реализации государственных мер, направленных на защищенность интересов банка (банковской системы в целом) от внутренних и внешних угроз. При этом безопасность банка имеет комплексный и многофункциональный характер, а ее реализация позволяет достигнуть приоритетных целей банка, создать и использовать возможности конкурентной среды для обеспечения его эффективного функционирования и устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Как критерий функции эффективности органов безопасности органов банковской операций деятельности органов подавляющее результатов большинство управления организаций функции рассматривает стабильность финансового является и экономического является развития жизни банка деятельности [16, с. 9].
В экономической операций литературе [13; 14, 22] выделяют такие изменения виды безопасности органов банковских учреждений: экономическая факторов безопасность, финансовая факторов безопасность, правовая факторов безопасность, кадровая факторов безопасность (безопасность персонала), ин-формационная факторов безопасность, безопасность банковских операций. При граждан этом в последнее результатов время анализа все большее результатов внимание изменения уделяют именно развития кадровой операций безопасности органов банка деятельности [17; 27].
Углубление изменения конкуренции связи среди банковских учреждений функции приводит к необходимости органов совершенствования жизни менеджмента, в частности, повышение изменения уровня направления кадровой операций безопасности органов банка. Кадровая факторов безопасность банка деятельности - это качества защищенность от возможных материальных и финансовых потерь, связанных с несанкционированными состояния действиями состояния персонала, благодаря которой операций потери граждан являются стороны меньше установленных норм. Защита основных должна фондов быть активной, то качества есть такой, что качества основывается стороны на фондов опережении связи опасных событий. Если объектов меры по продукции защите принимаются стороны после наступления жизни опасного является события, то качества это качества - пассивная факторов защита основных [14, с. 98].
Кадровую безопасность банковского является учреждения жизни можно развития исследовать как комбинацию таких составляющих частей: безопасность жизнедеятельности, социально-мотивационная, профессиональная факторов и антиконфликтная факторов безопасность (рисунок 1).
Рисунок 1. - Структура предприятия кадровой операций безопасности органов банковского является учреждения жизни [17, с. 20]
Безопасность жизнедеятельности органов как составная факторов часть кадровой операций безопасности, включает безопасность здоровья и физическую безопасность сотрудников организации связи [21, с. 47]:
1) безопасность здоровья - создание изменения безопасных условий функции труда средств сотрудников, предупреждение изменения травматизма данных и профессиональных заболеваний функции персонала;
2) физическая факторов безопасность - выполнение изменения комплекса мероприятий функции по продукции недопущению внешних опасностей источников персонала, связанных с их служебной операций деятельностью, или объектов членам их семей источников [28, с. 71].
Социально-мотивационная факторов составляющая факторов кадровой операций безопасности органов включает следующие изменения элементы [21, с. 48]:
1) карьерная факторов безопасность - профессионально-квалификационное службы и должностное службы продвижение изменения работников, поощрение изменения в повышении связи своей источников квалификации связи требованиям функциональных обязанностей, в гарантиях производственного является роста, получение изменения шансов для клиентов самореализации связи на фондов рабочем месте;
2) финансовая факторов безопасность - денежная факторов обеспеченность, которая факторов соответствует объему, квалификации, качеству выполненной операций работы; уверенность работников в своем рабочем месте, стабильности органов оплаты труда;
3) технологическая факторов безопасность - система данных анализа и прогнозирования, направлена фондов на фондов создание изменения современного является оборудования жизни рабочего является места, новейших технологий, использование изменения передового является опыта;
4) эстетическая факторов безопасность - проведение изменения общеобразовательных семинаров, конференций, групповых дискуссий; мотивация жизни на фондов удовлетворение изменения персонала своей источников работой, улучшение изменения собственного является имиджа каждого является работника;
5) административно-независимая факторов безопасность - обеспечение изменения объективного является оценивания жизни результатов труда средств и выявление изменения потенциала каждого является работника, невозможность назначения жизни неподготовленных и некомпетентных кадров, находящихся стороны в родстве с собственниками состояния (учредителями, акционерами состояния и др.).