Файл: Организация на рынке труда. Малый бизнес как резерв развития отечественного рынка труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 1401
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Развитие бизнеса в России
1.1. История развития бизнеса в России
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса и рынка труда В РФ
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы рынка труда
Рисунок 2.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2012 году
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели
Рисунок 2.3. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы рынка труда
В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.
Рисунок 2.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2012 году
Однако, по данным Госкомстата РФ, по состоянию на 1 апреля 2012 года на территории Российской Федерации действовало 866 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2012 г рост составил 0,4 процента).
Из общего количества малых предприятий 90 процентов составили предприятия частной формы собственности. В 1 квартале 2012 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности - на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства).
Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.
По данным Госкомстата России в 2011 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % - с частной формой собственности и 8,5 % - со смешанной российской. Во второй половине 2011 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.
Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность (32%).
Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть - в торговле и общественном питании (30%).Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1992 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2012 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.
По предварительным данным Госкомстата России в 2011 году по сравнению с 2010 годом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе в промышленности - на 4,16 %, сельском хозяйстве - на 1 %, в науке и научном обслуживании - на12,7 %. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (в фактических ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе промышленной продукции - на 18,95 %, транспорта и связи - на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи - на59,6 %.
Исходя из этих показателей можно заключить, что малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.
Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека).Малое предпринимательство создает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ.
Динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.
В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно. По данным Госкомстата России треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве - 22 %, Санкт -Петербурге – 11%.
В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской области (94,5 %).
Достаточно высок процент предприятий смешанной формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.
Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8%), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 %).
Результаты обследований подтверждают следующие экономические преимущества малых предприятий:
1) лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;
2) меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
3) более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности,
накладных расходов;
4) более высокий уровень наукоемкости продукции.
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели
В настоящее время оказанию действенной поддержки малым предприятиям препятствуют отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Малое предприятия так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Представлять такую возможность, причем на доступных условиях, должна инфраструктура поддержки малого бизнеса. Инфраструктура поддержки малого бизнеса - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие. Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.
Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрированы более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово- промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений.
ГКРП России в 2011 году проведен анализ видов деятельности объектов инфраструктуры в регионах России. Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес- инкубаторы», «агентства», «учебно - деловые центры», фонды поддержки» и другие. На практике бизнес-инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр от школы менеджеров. Определение же субъектов инфраструктуры следует далее.
Бизнес - школы (БШ).
Бизнес- школы - структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого бизнеса в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется.
Агентства поддержки малого бизнеса.
В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО «Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса», образованного для реализации межправительственной программы России иВеликобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.
Многие региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса тесносотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого бизнеса, часть из которых является агентами Федерального фонда.
Технопарки.
Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержкатребуют значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базевысшей школы. В настоящее время зарегистрированы более 40 технопарков. Большинство технопарков объединены в «Ассоциацию технопарков и бизнес - инкубаторов», созданную в 1992 году.
Технологические центры (ТЦ).
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно - исследовательских институтов и
центров. Цели ИТЦ аналогичны целям технопарков, отличаясь тем, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.
Бизнес-инкубаторы (БИ).
К бизнес - инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес - инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. В 2000 году образовано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес - инкубаторов», объединившее 23 бизнес - инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.