Файл: Организация на рынке труда. Малый бизнес как резерв развития отечественного рынка труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 1399
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Развитие бизнеса в России
1.1. История развития бизнеса в России
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса и рынка труда В РФ
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы рынка труда
Рисунок 2.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2012 году
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели
Рисунок 2.3. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели
Итак, после укрупнения бизнес-единиц, концентрации и монополизации капиталов, характерных для НЭП, при правлении И. Сталина началось их измельчение, т.е. процесс пошел в обратную сторону.
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России
Россия развивалась своеобразным и оригинальным, только ей присущим путем, поэтому развитие бизнеса несет на себе отпечаток этого пути. Разумеется, малый бизнес в России отличается от зарубежных аналогов. Эти различия состоят в следующем:
- российский малый бизнес практически никогда не ориентируется на производство одного вида продукции, даже на один вид деятельности;
- российские малые предприятия, как обычно, самостоятельны, в отличие от зарубежных аналогов, для которых характерна такая организационно-правовая форма бизнеса, как франчайз или субподряд;
- высокая степень знаний и инновационного потенциала на фоне отсталой техники и технологий;
- сосредоточенность высокообразованного и высококвалифицированного персонала, который был высвобожден в результате системного преобразования экономики (например, с заводов, ВПК и т.д.);
- посредственные знания рыночных регуляторов и низкий уровень рыночной этики;
- низки уровень менеджмента, недостаток квалифицированных менеджеров различных уровней;
- уникальная способность владельцев малых предприятий приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры и политики;
- умение работать в условиях высокой степени криминализации, бюрократизации и коррупции общества;
- стремление выхода на международные рынки;
- работа в условиях частичной или полной неопределенности.
Эти особенности являются как положительными, так и отрицательными характеристиками российского малого бизнеса, т.к. приспособлены к условиям неразвитого или «недоразвитого» рынка. Хочется надеяться, что с декриминализацией бизнес сферы и развитием рынка, русский малый бизнес научится функционировать столь же корректно и максимально эффективно, как его зарубежные аналоги. Кроме того, думаем, что если в таких условиях, как наши, бизнес все таки функционирует и не безуспешно, то в более приемлемой среде результаты его деятельности станут более впечатляющими. В России постепенно начинает «оттаивать» замороженная на долгие десятилетия предпринимательская активность, предприимчивость русского человека, невостребованная на протяжении долгих лет, постепенно превращается в такой же фактор производства, как и в других странах. Но если в других странах (преимущественно, в странах Запада) понятия «малый бизнес» и «малое предприятие» отличаются о смыслу, то в России, на данном этапе развития, их значения во многом совпадают.
Что характерно для функционирования малого бизнеса? Это:
- Небольшие размеры,
- Низкая материалоемкость,
- Высокие темпы развития в редких и узкоспециализированных сферах производства,
- Быстрая адаптация к изменившимся условиям производства,
- Рациональная организация труда,
- Высокая мотивация,
- Хороший менеджмент, исключающий дублированные функциональные звенья управленческого аппарата,
- Использование творческого потенциала каждого сотрудника,
- Непосредственная заинтересованность каждого сотрудника в конечных результатах как своего, так и труда всего коллектива.
Преобразованный современный бизнес более мобилен, более гибок, чем «гиганты» промышленности, которые погибли как динозавры в новой системе хозяйственных отношений российской переходной экономики. Считаем, что многие убыточные предприятия, до сих пор обременяющие государственный бюджет своей убыточностью, должны быть отданы в частные руки, приватизированы. Только частная инициатива может превратить их в прибыльные субъекты хозяйства.
Коснемся еще одного вопроса. Крупные заводы и фабрики, одним словом, крупный бизнес, постоянно ощущает «инвестиционный голод», который менее присущ предприятиям малого бизнеса. Быстрый оборот средств обеспечивает меньшую нужду в финансовых средствах и, соответственно, большую инвестиционную привлекательность как для отечественных, так и зарубежных инвесторов. Таким образом, инвестиции в малый бизнесрасширяют налоговую базу и повышают поступление в бюджет.
Еще один плюс малого бизнеса заключается в том, что владельцы инвестиционных средств более охотно вкладывают свои деньги именно в ту область экономики, которая сулит наиболее быструю их отдачу, обеспечивая при этом защиту собственных вложений от инфляции.
Необходимо отметить, что именно малый бизнес является той лабораторией, где происходит апробация новшеств, как технологической, так и сферы управления. Инновации развиваются более бурно именно в «старт-апах», которые, вкладывая сравнительно малые средства, получают часто огромный эффект. В последствии, уже без риска, он может быть использован более крупными формами бизнеса.
Необходимо отметить важную роль малого бизнеса в такой уникальной сфере, как народные промыслы. Именно форма малого предприятия может обеспечить сохранение традиционных, исконно русских видов продукции и процесса производства. Это элементарные, отнюдь не высокотехнологичные виды производств, которые всегда пользуются спросом как на внутреннем, так и мировом рынках. Они дешевы, так как навсегда связаны именно с местными ресурсами и не требуют особенных материальных затрат, сохраняя при этом русскую культуру производства для поколений – народный промысел, ремесла, традиции.
Немаловажным фактором для развития малого бизнеса является то, что он активно создает новые рабочие места. Сегодня, при сокращении крупных производств и росте структурной безработицы, это особенно актуально. Больше того, малый бизнес активизирует структурные преобразования народного хозяйства и способствует гармоничному функционированию альтернативных форм собственности – коллективной, государственной, частной и смешанной.
Весь опыт зарубежных стран показал, что именно в условиях кризиса малый бизнес «спасал» экономику. Сначала он «заводил» ее, давал толчок к развитию, а затем, с ростом экономики и выходом из кризиса, малые бизнес формы постепенно опять усложнялись и укрупнялись. Таким образом, убежденно можно сказать, что малый бизнес необходим с точки зрения баланса в экономическом развитии. Он «спасает» экономику в случае как экономических, так и политических перекосов, создавая рабочие места, насыщая рынки товарами отечественного производства, определяя базис развития для более крупных форм бизнеса, апробируя инновации, создавая здоровый климат свободной конкуренции, сопротивляясь монополиям и решая социальные проблемы в стране.
Малый бизнес оздоравливает экономику, поэтому содействие его развитию – одна из важнейших функций государства в экономической сфере. Государство должно быть заинтересовано в развитии малого бизнеса даже больше, чем негосударственные институции, такие как профессиональные союзы, объединения и ассоциации, агентства по трудоустройству, разнообразные промышленные и торговые палаты, союзы бизнесменов и т.д.
Почему в России, где давно все понимают всю важность малого бизнеса для развития экономики, все же приходиться говорить о необходимости его поддержки со стороны государства? Считаем основной причиной традиционное мышление и не до конца преобразованную государственную собственность. Власти не могут «расстаться» с собственностью, которой давно уже никто не управляет, не могут провести полноценную и адекватную приватизацию, для того, чтобы у собственности, наконец, появился рачительный хозяин. Государство не хочет заниматься только собственными функциями – поддержание и контроль, - оно по традиции хочет управлять громадой государственного имущества, давно при этом понимая, что исчерпало для этого свои административные ресурсы, не приобретя финансовых.
Управление рынком советскими, административно-командными, устаревшими и потерявшими всяческую эффективность методами, в корне неверный подход. Он совершенно не принимает в расчет интерес и мотивацию самого предпринимателя, тормозя при этом рыночное развитие экономики. Одним словом, развитие малого бизнеса в России обременено многими проблемами, многие из которых «наследственные», они получены от предыдущей системы экономики, когда правительство изымало всю прибыль предприятия, лишая его тем самым мощной мотивации к работе. Сегодня, стремясь обеспечить фискальные пополнения бюджетов, государство пытается действовать теми же методами. Однако если в условиях административно-командной системы, это было возможно, то сегодня это сопряжено с рядом трудностей:
- Во-первых, частная собственность никогда не позволит вмешиваться в управление собственным бизнесом и прибылью;
- Во-вторых, если «пресс» со стороны государства станет увеличиваться, частный бизнес просто «спрячет рожки» как улитка, уйдет с рынка, либо «перенесет» капитала в другую страну, сократив таким образом налоговую базу фискальных поступлений в бюджет;
- В третьих, производство станет сокращаться и, в случае продолжения необдуманной политики со стороны государства, в экономике останутся устаревшие, убыточные предприятия с сомнительным потенциалом расширения и обновления;
- В четвертых, товарный ранок «обнищает», безработица увеличится и стремительно начнет падать уровень благосостояния населения страны.
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
- создание льготных условий использования субъектами малого бизнесагосударственных финансовых, материально-технических и информационныхресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малогобизнеса, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции,представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса,включая содействие развитию их торговых, научно-технических,производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров длямалых предприятий и др.
Рассмотрим формы финансовой поддержки, которые оказывает государство малому бизнесу:
- финансовая помощь (безвозмездная и на возмездной основе),
- финансирование программ развития малого бизнеса,
- создание «преимущественных» условий развития для тех предприятий, которые осуществляют свою деятельность в приоритетных для государства сферах,
- предоставление налоговых кредитов,
- проведение тендеров, для предоставления предприятиям малого бизнеса возможности осуществления государственного заказа.
Однако, зная все об инструментах и методах поддержки малого бизнеса, государство пока не спешит применять их широко и повсеместно.
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого бизнеса, создаваемыедля аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных
поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготныхкредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного)капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого бизнеса, составляет менее 51% от общего размера капитала.
Развитие малого бизнеса во многом зависит от матерчально-технической поддержки субъектов малого бизнеса, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизингооборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в
собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого бизнеса правительство г. Москвы организует и проводит для них:
- открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений земельных участков;
- открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого бизнеса могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого бизнеса, развития его инфраструктуры.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого бизнеса в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого бизнеса, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.