Файл: Организация управления проектами. Проектные структуры управления.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения проектных организационных структур
1.1 Понятие и типология организационной структуры предприятия
1.2 Характеристика проектной организационной структуры
1.3 Принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию
Глава 2 Практика применения проектных структур на примере ООО «Завод «Океан»
2.1 Основные проблемы состояния машиностроения
2.2 Предпосылки для построения проектной системы управления в машиностроении
Главной проблемой машиностроительной отрасли на протяжении всего исследуемого периода остается изношенность основных фондов, которая составляет в среднем от 40 до 50 %. Анализ состояния материально-технической базы машиностроительного комплекса России за 2010—2013 гг. представлен в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, степень износа основных фондов на 2013 г. составляет более 40 %. Причём удельный вес полностью изношенных основных фондов достаточно высок (от 13, 9 до 18, 9 %). Процесс обновления основных фондов идёт недостаточными темпами.
Необходимо также отметить, что за последние годы показатели состояния материально-технической базы обрабатывающего производства в России существенно не изменяются. Положительным моментов является небольшой рост коэффициента обновления основных фондов.
Анализ состояния основных фондов предприятий отрасли машиностроения приводит к выводу о низкой их эффективности. В результате — низкое качество продукции, невысокая конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке и, как следствие, недостаточный объем реализации продукции и недостаточный объем инвестиционных средств для обновления основных фондов.
Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятий машиностроения, представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Цифры, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что сальдированный финансовый результат деятельности предприятий машиностроения, как и показатели рентабельности в 2013 г. имели отрицательную динамику.
Анализ состояния и основных проблем машиностроительной отрасли России позволяет выделить стратегические приоритеты развития машиностроительного комплекса:
- повышение эффективности основных фондов;
- ускорение обновления основных фондов, внедрение новейшей техники и принципиально новых технологических процессов;
- повышение конкурентоспособности и качества продукции;
- повышение эффективности инвестиционной и инновационной деятельности.
Таким образом, состояние машиностроительной отрасли России на современном этапе можно охарактеризовать как достаточно сложное. Существует ряд проблем, решение которых во многом будет зависеть от эффективности предпринятых государством мер по поддержанию и дальнейшему развитию отрасли.
2.2 Предпосылки для построения проектной системы управления в машиностроении
В последнее время наблюдаются интенсивные процессы, связанные с укрупнением бизнеса за счет всевозможных способов объединения предприятий с различными формами собственности. С одной стороны, конечно же, можно было понять гонку расширения бизнеса, когда издержки связанные с качеством принимаемого решения с лихвой покрываются в будущем за счет количественного наполнения. Но время таких действий прошло. И теперь в азарте количественного увеличения сферы бизнеса «в стратегических интересах» очень часто выпадают из внимания качественная сторона управления этими вполне конкретными предприятиями. Это положение усугубляется тем, что объединяются предприятия с далеко не блестящим финансовым состоянием в надежде, что достоинства одного с лихвой покроют недостатки другого за счет диверсификации, избыточных финансовых ресурсов (которых, как правило, нет ни у той, ни у другой стороны). Это хорошо видно на примере создания крупных объединений государственных предприятий самолетостроения. Проблема усложняется тем, что у каждого предприятия имеется по десятку и более «перспективных» проектов, за которыми стоят годами складывавшиеся коллективы. Эти проекты требуют в той или иной мере или постоянной финансовой поддержки или принятия кардинальных мер по приостановлению, ликвидации и так далее. Для нефтяной промышленности в качестве таких «проектных единиц» выступают разрабатываемые месторождения, которые также различны как по прибыльности, так и по издержкам необходимым для освоения месторождений. Но если в нефтяной промышленности пытаются найти выход из ситуации за счет организации предприятий на базе нерентабельных месторождений, выделения их и повышения таким образом их эффективности, то в машиностроении да и других отраслях этот процесс практически на нулевой отметке.
Наиболее сложная ситуация на предприятиях имеющих полный цикл бизнеса (или производства) от разработки изделия до его сервисного обслуживания и последующей утилизации.
Признаки этого видны «невооруженным глазом»:
- отсутствие, какой либо достоверной информации о полном составе издержек, связанных с выпуском продукции,
- отсутствие в структуре компаний конкретного менеджера, группы менеджеров, которые были бы в курсе происходящего относительно какого либо вида продукта,
- отсутствие в бухгалтерском учете разделения учета по видам продукции (проектам, видам деятельности),
- отсутствие элементарных бизнес планов на выпускаемую продукцию и осуществляемую деятельность.
По этим вопросам всегда есть возражения.
У нас есть стоимость единицы изделия, но при детальном анализе это оказывается суммированная стоимость материалов, комплектующих, но ведь существует управляющая надстройка, доля на заработную плату которой составляет приличную часть общих затрат, существуют офисные площади, стоимость содержания которых особенно в Москве достигает осязаемых величин и так далее. Проблема здесь заключается в большинстве случаев в корректном разнесении затрат на отдельные виды продукции. Реально её решают относительно просто: суммируются затраты на материалы ( по всем видам продукции), затраты на содержание конструкторских бюро (не привязываясь к конкретному продукту), затраты на закупки, затраты на производство, сбыт и так далее, то есть затраты формируются независимо от набора продукции по функциональному признаку. В машиностроении это конструкторские бюро, закупочные структуры, опытное производство. В нефтедобыче это геологоразведка, бурение, обустройство, эксплуатация и т.д.
У нас есть лица ответственные за конкретный вид продукции, но потом оказывается, что эта самая дирекция практически не имеет никаких прав в общей структуре Компании, потому что вполне резонно составляет конкуренцию дирекциям функциональных структур. К их функциям в лучшем случае относится своевременное информационное обеспечение руководства Компании на основе информации тех же дирекций функциональных структур, но никак не управление производством продукции в полном смысле этого слова: маркетинг, разработка, совершенствование, модернизация, дизайн и так далее. Что из этого получается известно всем. Либо постоянно меняющийся кадровый состав дирекций, или постоянные конфликты между дирекциями. Да, конечно же, бухгалтерский учет обязательно ведется, но как уже говорили выше на уровне «железа», а вот как отнести остатки материалов в конце отчетного периода на какой либо вид продукции и вообще необходимость их существования никто вам не сможет объяснить. Тем более, что покупалось все это на 5..6 и более видов продукции. Но это самый простой пример в проблемах бухгалтерского учета.
Бизнес планы – сегодня это «бич» менеджеров среднего уровня. И не потому что они безграмотные, нет - это та прослойка руководителей, на которых держится порой уникальное производство. Но вот как планировать свою работу в ситуации, когда практически каждый день что-нибудь происходит и предусмотреть все необходимое ? Честно говоря, не смотря на обилие существующих пособий, курсов по разработке бизнес планов, нормального документа на сегодня не существует. Документа, которые положив на рабочий стол, можно было бы впоследствии выдать вполне обоснованный план нет. Но это отдельная тема. В существующих структурах управления менеджеры, которым нужны как воздух эти бизнес планы и функциональные подразделения потенциально способные их разработать разделены внутриведомственными барьерами.
Всё это можно перечислять долго и бесконечно. Например, на одном из крупнейших предприятий директор планово-экономического департамента, взяв на себя обязательство оценить затраты на одно из направлений деятельности в трехмесячный срок, так и не смог этого сделать. Тогда возникают вопросы: как предприятие будет реагировать на колебания рынка сбыта, рынка поставщиков, деятельность конкурентов и на другие постоянно колеблющиеся факторы? Каким образом предприятие будет определять наиболее эффективные объекты инвестиций? Какие направления деятельности в стратегическом плане считать приоритетными, какие нет. Но это вопросы высокого порядка. Нет ответа на элементарный вопрос: кто несет ответственность за маркетинг, разработку, выпуск, сбыт, сервисное обслуживание и утилизацию вполне конкретной продукции, проекта, направления деятельности. Ответ, который, как правило, дают: ответственность несет вся компания, но как мы уже знаем «отвечают все, значит, не отвечает никто». Одним из выходов из создавшейся ситуации может быть внедрение проектного управления.
Традиционно организационная структура предприятия представляет собой два основных блока (по способу участия в формировании затрат предприятия): производство – как источник формирования переменной доли затрат и управляющая надстройка (как источник постоянной доли затрат).
Почему я акцентирую внимание на таком разделении? Переменная доля затрат это та часть затрат которая изменятся пропорционально объему производства. Постоянная доля остается на одном и том же уровне независимо от объема производства. В критической ситуации, например, отсутствие спроса на выпускаемую предприятием продукцию переменная составляющая сокращается практически до минимума, постоянная же не изменяется никак и поэтому именно эта часть создает угрозу стабильному положению предприятия. В идеале с сокращением производства должны сокращаться все затраты как бы сами собой. Но такого в практике не бывает. По тем или иным причинам всегда находятся затраты, которые проблематично отнести на тот или иной вид продукции. Это и является одной из тех проблем на решение которой и ориентирован переход на проектное управление.
2.3 Применение проектных структур на примере ООО «Завод «Океан»
ООО «Завод «Океан» было создано в 1998 году, на базе обанкротившегося завода «Родина», который до 1994-го года производил некогда популярные в Советском Союзе холодильники марки «Океан». В мае 1998 года были пущены в эксплуатацию цех строительных материалов, деревообрабатывающий цех и цех термопластавтоматов. Эти производства сыграли большую роль в ускорении реконструкции и дальнейшем развитии промышленной территории завода «Родина». Несмотря на финансовый кризис 1998 года, руководством компании было принято решение восстанавливать производство, причём не по старым, а по самым современным технологиями. Приобрели импортное оборудование, специалисты завода прошли обучение на заводах мировых производителей бытовой техники. 6 октября 1998 года собран первый холодильник марки LG GR-282, который подарили Уссурийскому детскому дому. Этот день можно считать началом серийного производства на заводе.
В 2002 году, завод «Океан», до этого собиравший лишь технику под марками LG, BEKO, SAMSUNG, TCL, DAEWOO и KONKA, начал выпуск собственной продукции – телевизоры, холодильники и стиральные машины под торговой маркой «Океан». За непродолжительное время продукция ТМ «Океан» заслужила популярность у жителей Приморского края, Хабаровска, Магадана, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Якутска.
В 2009 году, на базе завода «Океан», был запущен проект и создано подразделение по разработке и внедрению линии сборки персональных компьютеров под маркой «Миллениум». А уже в 2010 году был запущен ещё один проект по разработке и производству ноутбуков под маркой «V-Lazer».
Если рассматривать завод «Океан» в целом, как предприятие, то структура этого управления получается следующая (рис.1).
Рисунок 1.
Как мы видим, это классическая структура управления иерархического типа. Данная схема справедлива, когда все проекты, по разработке и запуску в производство, полностью закончены и завод работает на полной загрузке мощностей.
Как только возникает идея запуска нового продукта проекта, то проводится коммерческий анализ, его задача - оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.
В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:
- маркетинг;
- источники и условия получения ресурсов;
- условия производства и сбыта.
В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:
- где будет продаваться продукция?
- имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния
на ее цену?
- если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
- останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?
- какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
- предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
- какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок, и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
- способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
- практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
- кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?
Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки владелец завода должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет