Файл: Организация управления проектами. Проектные структуры управления.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения проектных организационных структур
1.1 Понятие и типология организационной структуры предприятия
1.2 Характеристика проектной организационной структуры
1.3 Принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию
Глава 2 Практика применения проектных структур на примере ООО «Завод «Океан»
2.1 Основные проблемы состояния машиностроения
2.2 Предпосылки для построения проектной системы управления в машиностроении
- комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
- концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
- большую гибкость проектных структур;
- активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.
К недостаткам проектной структуры управления можно отнести следующее:
- при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
- от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;
- формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;
- при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
- наблюдается частичное дублирование функций.
1.3 Принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию
Создание проектной структуры управления на основе бизнес единиц предполагает организацию ее на следующих принципах:
- хозяйственной деятельности бизнес - единицы, сочетание централизованного руководства в вопросах стратегического планирования со стороны с хозяйственной самостоятельностью каждого подразделения;
- учет результатов хозяйственной деятельности бизнес - единицы на основе внутренних счетов доходов и расходов;
- предоставление права бизнес - единицам самим распоряжаться средствами, направленными на расходы по каждому проекту и на потребление, с учетом заинтересованности работников бизнес единицы в результатах своей деятельности и усиления мотивации труда;
- экономическая ответственность бизнес – единицы за невыполнение установленного плана по выпуску продукции (работ, услуг);
- применение внутренних цен на продукцию, работы и услуги для оценки результатов работы подразделений и осуществления расчетов между ними и формирования прибыли бизнес - единицы;
- предоставление внутреннего кредита бизнес - единице для оказания ей временной финансовой помощи.
Бизнес - единица функционирует по принципу самоокупаемости, это значит расходы на свою деятельность возмещает доходом, полученным в результате реализации производственной продукции, работ и услуг, при этом самостоятельность, предоставляемая бизнес - единицам на этом этапе, не должна повлечь за собой усложнения или ослабления технологических связей, а также снижения эффективности работы предприятия в целом. Ограничения (обязательства, нормативы), накладываемые на создаваемую бизнес единицу в рамках реализации стратегии предприятия, должны быть минимальны и обоснованы. Механизм и нормативы реализации обязательств бизнес единицы перед предприятием, должны быть оформлены в виде документированных процедур (требования стандартов ИСО).
Проектные структуры занимаются оперативным и стратегическим управлением только в рамках проекта.
Например, в угледобывающей отрасли проектная структура занимается организацией добычи угля только в конкретном регионе с учетом естественно только сырьевой базы региона размещения с учетом коммуникаций, транспортных сетей и так далее.
В кораблестроении проектная структура, должна заниматься не только оперативным управлением организации производства конкретной модели корабля, но и разработками на этой основе модернизированных образцов, как стратегической цели проекта (если такая разработка затребована рынком).
В цветной металлургии проектная структура должна обеспечивать оперативное управление производством сопутствующей продукции и стратегическим управлением в сфере развития этого участка производства.
Управление предприятием должно обеспечивать только стратегическое развитие проектных структур, проводить оперативную оценку текущего состояния проектов на фоне общего состояния предприятия, организовывать и развивать новые проекты и ликвидировать нерентабельные и бесперспективные. При этом в отличие от проектных структур, управление предприятием может развивать и организовывать проекты совершенно несвойственные основной деятельности предприятия.
Основной структурой распределения финансовых потоков в такой схеме является проектная структура. Естественно, что и обеспечением поступлений финансовых средств и затратами на производство должна заниматься только проектная структура. Такой подход делает значительно более прозрачными расходы предприятия, и позволяет четко соотнести расходы предприятия и доходы от производства и реализации продукции и услуг.
В данном случае обращает на себя внимание перераспределение ролей комитета стратегического развития и бюджетного комитета. Если в традиционных структурах предприятий основную роль играли бюджетные комитеты (или их аналоги), то в проектных структурах главная роль отводится стратегическому управлению. То есть, прежде чем принимается решение о формировании бюджета предприятия на определенный период, проводится анализ соответствия текущего развития предприятия стратегическим целям.
Представление деятельности предприятия как совокупности производственных проектов позволяет внедрить наиболее адекватную и гибкую форму управления. Переход организации на проектную модель управления даёт возможности для реализации предпринимательских способностей менеджеров. Принципиально иной подход к организации работ и мотивации персонала позволяет руководству компании отойти от административного стиля управления и сосредоточить свои усилия на развитии предприятия. Кроме того, скорость принятия оперативных решений и их качество обеспечивают предприятию устойчивость и конкурентоспособность.
Глава 2 Практика применения проектных структур на примере ООО «Завод «Океан»
2.1 Основные проблемы состояния машиностроения
Перспективы развития промышленности России неразрывно связаны с уровнем развития машиностроительного комплекса страны, главной задачей которого является обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием. В настоящее время машиностроение считается одной из самых проблемных отраслей промышленности России.
Рассматривая промышленное производство в долгосрочной ретроспективе, следует отметить, что его динамика в постреформенный период характеризовалась этапами падения (1991—1998 гг.), стабилизации с положительным трендом (1999—2004 гг.), роста (2006—2008 гг.), падения в период мирового финансового кризиса и последующего восстановительного роста с выходом на докризисный уровень (2009—2014 гг.).
Динамика индекса производства по России за 2007—2014 гг. показана в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика индекса производства в % к предыдущему году |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Обрабатывающие производства, всего: |
110, 5 |
100, 5 |
84, 8 |
110, 6 |
108 |
105, 1 |
100, 5 |
102, 1 |
Производство машин и оборудования |
126, 7 |
99, 5 |
66, 8 |
115, 2 |
111, 1 |
102, 7 |
96, 6 |
92, 2 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
110, 9 |
92, 6 |
68, 4 |
118, 9 |
111, 9 |
106, 4 |
99 |
99, 5 |
Производство транспортных средств и оборудования |
107, 8 |
100, 4 |
68, 5 |
127, 2 |
117, 2 |
110, 3 |
102, 2 |
108, 5 |
Примечание: построено по данным [1] |
Как видно из данных таблицы, в 2007 г. наблюдались положительные темпы роста по всем видам производств. В 2008—2009 гг. мировой финансовый кризис, настигший практически все отрасли национальной экономики, внес свои коррективы, в том числе, и в развитие машиностроительного комплекса страны. Главной проблемой стало резкое падение спроса на продукцию отрасли, обусловленное неплатежеспособностью покупателей.
Кроме того, среди основных проблем, с которыми столкнулись предприятия машиностроения в период кризиса можно выделить: нарушение ритмичности производства; замедление расчетов с кредиторами; низкую степень загрузки производственных мощностей; резкое сокращение численности работающих; удорожание и снижение доступности кредитного финансирования и др.
В подобных условиях большинство машиностроительных предприятий в результате падения платежеспособного спроса на их продукцию были вынуждены снизить ее выпуск, многие из них прекратили производство ряда машин и оборудования, частично или полностью изменив специализацию. В результате в 2009 г. темпы роста машин и оборудования составили — 66, 8 %, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 68, 4 %, производства транспортных средств и оборудования — 68, 5 %.
В 2010 г. ситуация резко изменилась — как по обрабатывающим производствам в целом, так и по отдельным видам деятельности наблюдалась положительная динамика. Особо следует отметить высокий темп роста транспортных средств и оборудования — 127, 2 %.
Рост объема отгруженных товаров собственного производства в стоимостном выражении в период с 2010 г. по 2013 г. можно также проследить в таблице 2.
Таблица 2. Анализ динамики объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности, охватывающим машиностроение, млн. руб.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темпы роста, % |
||||
2011/ 2010 |
2012/ 2011 |
2013/ 2012 |
2014/ 2013 |
||||||
Обрабатывающие производства, всего: |
1888 0737 |
2281 3279 |
2511 0611 |
2713 2731 |
28757 257 |
120, 8 |
110, 1 |
108, 1 |
106, 0 |
производство машин и оборудования |
1013 071 |
1237 036 |
1305 850 |
1352 142 |
1201 944 |
122, 1 |
105, 6 |
103, 5 |
88, 9 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
1131 549 |
1329 329 |
1481 611 |
1535 828 |
1311 022 |
117, 5 |
111, 5 |
103, 7 |
104, 9 |
производство транспортных средств и оборудования |
1669 930 |
2339 932 |
2800 498 |
3161 600 |
2925 034 |
140, 1 |
119, 7 |
112, 9 |
92, 5 |
Примечание: построено по данным [1]
Однако, на мой взгляд, существенный рост производства в эти годы не следует трактовать как определенный «качественный скачек» в развитии машиностроения, это так называемый компенсационный рост, который позволил лишь приблизиться к докризисным объемам производства.
При этом необходимо отметить, что в немалой степени положительная динамика объемов производства наблюдалась за счет реализации инфраструктурных госпроектов, господдержки сельского хозяйства, роста потребительского кредитования, стимулируемого государством, реализации программы утилизации легковых автомобилей, что способствовало поддержанию инвестиционного и потребительского спроса на продукцию машиностроения.
В 2011—2013 гг. наблюдалось существенное снижение темпов роста машиностроения России. По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад производства был связан с ухудшением инвестиционного климата внутри страны.
Динамика инвестиций в основной капитал в России находится в тесной корреляции с динамикой производства в машиностроительном комплексе. В 2013 году снижение инвестиций в основной капитал составило 0, 3 %. В 2014 г. ситуация немного улучшилась за счёт реализации масштабных госпроектов. Рост инвестиций по предварительным оценкам составил около 0, 5—1 % [2].