Файл: Сетевая форма организации бизнеса (на примерах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В инновационной экономике широкое распространение получает межфирменная сетевая кооперация. Зарубежные исследователи к преимуществам сетевых организаций относят их информационную открытость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, возможность органического включения инновационной компоненты в сеть взаимодействующих субъектов. В этой связи в экономической литературе и на практике одной из актуальных современных проблем является организация эффективного управления сетью.

Целью настоящей работы организация коммерческой работы на рынке посредством использования сети.

Объектом исследования выступает организация коммерческой деятельности посредство использования сетевых форм бизнеса (на примере франчайзинга).

Субъектом исследования выступает коммерческая деятельность сети ОАО «Росинтер Ресторантс» и «Инвитро».

В задачи исследования вошли следующие вопросы:

  • выявить особенности организации сетевых форм бизнеса для деятельности предприятий потребительского рынка;
  • рассмотреть теоретические основы франчайзинга;

- провести анализ организации коммерческой работы по организации сети на примере «Росинтер Ресторантс» и «Инвитро».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Основы сетевых форм организации бизнеса

1.1 Понятие сетей: преимущества и недостатки

Торговой сетью принято считать «некоторое количество магазинов (торгующих одинаковым товаром, ориентированных на один класс покупателей, имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику) и объединяющую их инфраструктуру».

Данное определение не совсем точно раскрывает экономическую природу понятия «торговая сеть»: декларируется ориентация всех торговых объектов сети на один сегмент потребителей, в то время как сетевая структура может быть мультиформатной и может ориентировать свои торговые объекты на разные целевые аудитории потребителей. Следует выделить ряд принципиальных особенностей сетевой формы торговли:

– единая для всех торговых объектов (различных форматов) сети товарная специализация;

– единый для всех торговых объектов сети торговый знак;


– единый орган управления, осуществляющий руководство всеми объектами торговой сети.

Сетевая форма организации торговли определяется как способ управления и организации розничной торговли, при котором ряд торговых предприятий разного формата с одной и той же специализацией разных подгрупп товаров, имея один торговый знак, используют общую торговую инфраструктуру, управляются из единого административного центра, имеют общую стратегию развития сети, реализуемую в рамках единой торговой политики. Сетевая розничная торговля является сектором рынка розничной торговли, представляющим собой совокупность предприятий торговли разного формата, объединенных в единую сеть и использующих преимущества сетевой формы ее организации. В основе организации сетевой торговли в современных условиях лежит интеграция, объединяющая предприятия оптовой и розничной торговли и способствующая межрегиональной экспансии крупных торговых предприятий за счет расширения сферы локализации их основных рынков [9. с.75].

В условиях возрастания конкуренции на потребительских рынках экономически развитых стран, быстрый рост сетевых компаний, географическое расширение бизнеса становятся единственно возможными и закономерными путями их развития и поддержания конкурентоспособности. Выход розничных сетей за пределы национального рынка приводит к глобализации торговой деятельности. Процесс освоения региональных потребительских рынков сетевыми организациями характеризуется масштабом и быстротой происходящих событий, четкостью планов и действий, практически не оставляющих шансов на успех более мелким региональным конкурентам. Быстрыми темпами увеличивается число сетей и расширяются границы их территориального присутствия [4. с.78].

Сети магазинов – один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX веке. Как мировой, так и российский опыт подтверждает, что объединение магазинов в единую сеть – самый эффективный путь развития розничной торговли.

Преимущества сетевой торговли заключаются в следующем:

– С учетом территориальных сегментов целевого рынка возможно размещение товара с изменением пространства.

– В соответствии с потребительскими предпочтениями возможно изменение ассортимента товаров и формирование привлекательного ассортимента по конкурентоспособным ценам.

– Размеры сетей позволяют им закупать большие партии товаров, получая при этом максимальные скидки и экономя на транспортных расходах.


– Централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина.

– Возможна диверсификация видов деятельности с учетом повышения эффективности.

– Снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на большое количество товара.

– Способность объединить функции оптовой и розничной торговли. [11. с.33].

В развитых странах торговыми сетями захвачено все рыночное пространство. Прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4% рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70–75% розничного товарооборота, а в России – на уровне 20–30%.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

– концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

– централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

– сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

– внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;

– оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

– использование методов штрихового кодирования;

– внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, определяемыми ассортиментом, размером торговой площади, формами и методами обслуживания. Развиваются новые форматы магазинов, современные торговые центры и огромные моллы. Предприятия розничной торговли оснащены передовыми технологиями ведения бизнеса, располагают современными помещениями. Все это не может не отразиться на конкурентной борьбе, которая начинает усиливаться и ведется не только в ценовом диапазоне. Сетизация может быть рассмотрена как среда для экономической деятельности, «в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной

Торговая сеть представляет собой гибкую, устойчивую структуру взаимосвязи фирм и корпорации, позволяющую интегрировать новых партнеров. Торговая сеть, как перспективная организационная форма розничной торговли, характеризуется высокой конкурентоспособностью, обусловленной эффективной организацией управления, четко выстроенной логистической схемой, объединяющей функции маркетинга, закупки, пополнения запасов и сбыта.


Создание торговой сети – закономерный путь расширения бизнеса в розничной торговле, который дает возможность получения значительной прибыли и поддержания крепких позиций на рынке в условиях возрастания конкуренции и глобализации торговой деятельности [12. с.108].

1.2 Особенности развития сетевых предприятий: франчайзинг

Ежегодно увеличивается число предпринимателей, принявших решение приобрести франшизу. Однако эта положительная тенденция имеет обратную сторону. Многие из предпринимателей, изъявивших желание приобрести франшизу, не представляют всю ответственность, которую они на себя берут, вступая во франчайзинговую систему. Одной из первых проблем, которая возникает в начале сотрудничества франчайзера и франчайзи, можно назвать нежелание, а в ряде случаев и отсутствие возможности выполнить все условия работы, которые ставит франчайзер.

Существует заблуждение, которое поддерживают некоторые продавцы франшиз, что работать по франшизе может любой. Это не соответствует действительности и приводит к разногласиям между субъектами франчайзинговой системы. А неурядиц вполне можно было бы избежать, если бы франчайзеры внимательно осуществляли отбор франчайзи. Крупные франчайзеры разрабатывают типовую схему работы с приобретателями франшизы. Её применение позволяет систематизировать бизнес-процессы при работе по франшизе и, таким образом, оптимизировать сотрудничество между франчайзером и франчайзи. Основными направлениями поиска партнёров для продажи франшизы являются [2, с.155]: - размещение информации о франшизе и условиях её приобретения на собственном сайте франчайзера; - размещение информации о франшизе в специализированных базах данных по франчайзингу; - размещение информации о франшизе в специализированных справочниках по франчайзингу или в отраслевых справочниках; - участие в выставках (как специализированных по франчайзингу, так и в отраслевых); - проведение в регионах образовательных семинаров по франчайзингу с привлечением субъектов малого предпринимательства и начинающих предпринимателей, включая субъектов молодёжного предпринимательства; - размещение рекламы с информацией о франшизе в отраслевых специализированных журналах; - привлечение консультантов для продвижения и продажи франшизы на рынок.


К основным критериям, влияющим на выбор франшизы, относятся следующие критерии [3, с.101].

Во-первых, мотивация предпринимателя, приобретающего франшизу. В первую очередь должна быть определена внутренняя мотивация будущего франчайзи. Что предприниматель ожидает получить от приобретения франшизы? К примеру: - максимизировать прибыль за счет диверсификации своей деятельности; - иметь гарантированный регулярный доход; - построить сеть предприятий в своём регионе; - работать под известным брендом.

Во-вторых, концепция предприятия-франчайзера. Франчайзи должен собрать информацию о том, чем обусловлен успех франчайзера на рынке и может ли эта концепция быть воспроизведена на другом рынке другим предпринимателем. Для этого предлагается проанализировать следующие параметры работы продавца франшизы: - кто являются основными клиентами предприятий, входящих во франчайзинговую систему; - какова товарная политика предприятия и какой ассортимент является ключевым для компании; - какими конкурентными преимуществами обладает компания по сравнению с конкурентами?

В-третьих, рыночный спрос и характеристика рынка. Покупателю франшизы следует в первую очередь оценить ёмкость и потенциал рынка. Нужно понять, каковы прогнозы его развития, кого можно назвать реальными и потенциальными конкурентами, а также какие изменения могут произойти в этой отрасли в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В-четвёртых, история становления предприятия франчайзера и его имидж на рынке. Здесь рекомендуется оценить следующие положения, характеризующие работу франчайзера: - когда компания основана и когда началась продажа франшизы; - как развивается франчайзинговая сеть; - есть ли примеры судебных разбирательств с франчайзи, какие нарушения были допущены.

В-пятых, информация о компании-франчайзере. Здесь в первую очередь должна быть проанализирована динамика показателей работы франчайзера, какими ресурсами располагает правообладатель, какой стратегии работы придерживается франчайзер, как компания реагирует на изменение экономической ситуации на рынке.

В-шестых, услуги, предлагаемые франчайзером при продаже франшизы. В зависимости от вида продаваемой франшизы услуги могут существенно варьироваться. Существуют безвозмездно оказываемые и платные услуги. К ним могут относиться: участие в выборе помещения для предприятия франчайзи; проектирование предприятия франчайзи; формирование ассортиментной матрицы; обучение франчайзи, его управляющего и ключевых сотрудников; оказание рекламной поддержки