Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
. В-седьмых, поддержка в процессе работы по франшизе, то есть те услуги, которые будут оказаны франчайзером франчайзи в процессе сотрудничества единовременно или на регулярной основе. Это маркетинговые, логистические, информационные, образовательные и консалтинговые услуги. В-восьмых, требования, предъявляемые к приобретателю франшизы. Отсутствие специальных требований может свидетельствовать о непроработанности франшизы. Также франчайзи до встречи с франчайзером сможет оценить, подходит ли он сам по формальным признакам для работы по этой франшизе. Как правило, предъявляются следующие требования: наличие специального образования или опыта работы; регион, в котором планируется развитие франчайзинговой сети (франчайзер считает, что именно в этих регионах франшиза может принести наибольший результат и именно этот рынок считает наиболее перспективным); требования по наличию помещения и собственных финансовых ресурсов. После того как информация о франшизах собрана и сделан выбор в пользу одной или нескольких франшиз, начинаются непосредственные переговоры и сотрудничество с франчайзером.
Как известно, отношения между субъектами франчайзинговых отношений характеризуются высокой взаимозависимостью. Исследования российской практики работы предпринимателей по франшизам показывают, что франчайзеры обладают большей рыночной силой и властью, чем их франчайзи. Это в ряде случаев становится причиной конфликтов между франчайзером и франчайзи. Франчайзи начинают нарушать стандарты франшизы, объясняя своё поведение наличием излишних необоснованных требований со стороны франчайзера. Возникают финансовые и экономические проблемы, которые вызывают стагнацию в развитии франчайзинговой системы, уменьшение продаж, снижение рентабельности работы субъектов, входящих во франчайзинговую систему (причем как конфликтующих, так и находящихся вне зоны конфликта). Характеристика основных компонентов, формирующих доверие между субъектами франчайзинговой системы, представлена в соответствии с рисунком 1. Доверие зависит как от психологических установок, существующих у франчайзи, так и от менеджмента внутри франчайзинговой системы, организованного как внутри всей франчайзинговой системы, так и на уровне отдельных предприятий франчайзи.
Стратегическое позиционирование на рынке с определением: - вида товаров и услуг; - продвижения на рынке; - требований, предъявляемых к реализации товаров и услуг; -механизма адаптации к местным условиям
Оперативное управление с определением порядка: - поставок и составления прогноза продаж; - осуществления логистики; - контроля качества; - правовой поддержки и т.п.
Франчайзинговые отношения в сфере управления на предприятии франчайзи, в том числе: - набор и отбор персонала, его обучение и развитие; - управление производительностью; - коммуникативная политика и управление конфликтами; - ограничения деятельности франчайзи
Психологическая склонность франчайзи доверять франчайзеру
Оценка достоверности, необходимости и эффективности данных, поступающих от франчайзера к франчайзи.
Доверие франчайзи к франчайзеру и франчайзинговой системе в целом франчайзинговых отношений возможен в случае, когда все этапы сотрудничества чётко прописаны и соответствуют концепции франшизы, а между субъектами франчайзинговых отношений в процессе сотрудничества наблюдается высокий уровень доверия.
Глава 2 Примеры применения франчайзинга в крупных российских компаниях
2.1 Пример ОАО «Росинтер Ресторантс»
ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» владеет эксклюзивным правом развития торговой марки Friday`s в 19 странах и успешно развивает сеть этих ресторанов в России, странах СНГ и Европы. В 2001 году «Росинтер» получила эксклюзивные права на развитие ресторанов «Benihana of Tokyo» на территории СНГ. В 2003 году компания открыла первый ресторан сети в центре Москвы. Компания создала программу лицензирования для собственных популярных торговых марок ресторанов «IL Патио» и «Планета Суши», которые были признаны лучшей франчайзинговой системой и получили награду «Золотая франшиза 2010».
IL Патио (год основания 1993 Количество ресторанов 144) — сеть семейных ресторанов итальянской кухни, каждый из которых представляет тот или иной город Италии. Концепция возникла в результате ребрендинга сети «Патио Пицца» в 2004 году. Интерьеры «IL Патио» выполнены в ярких огненных оттенках. Мягкий свет, продуманное музыкальное оформление, декор в стиле барокко, светло-кирпичные цвета создают уютную семейную атмосферу итальянского гостеприимства. В ресторанах сети гостям предлагают блюда различных регионов Италии: легкие салаты, разнообразные закуски, приготовленную в дровяной печи настоящую пиццу, более десяти видов пасты, а также мясо, рыбу и морепродукты, приготовленные на гриле.
Планета Суши (Год основания 1999 Количество ресторанов 134) — сеть ресторанов японской кухни. Декор ресторанов выполнен в бежево-коричневых тонах в стиле минимализма, что в сочетании с приглушенным освещением и японской музыкой создает уютную и спокойную атмосферу. В ресторанах «Планета Суши» гостям предлагают более 50 видов суши и сашими, а также другие традиционные блюда японской кухни.
В дальнейшем компания предполагает разработать систему лицензирования и для других своих брендов.
Как выделяет «Росинтер» стратегической целью холдинга является усиление лидерства в России и странах СНГ, чему способствуют пять основных компонентов их стратегии:
- Расширение присутствия ключевых брендов на уже освоенных рынках и одновременное открытие новых территорий
- Развитие новых брендов и форматов ресторанов
- Повышение лояльности потребителей и узнаваемости брендов
- Постоянное увеличение прибыльности и эффективности предприятий за счет оптимизации управления расходами, создания ресторанных комплексов, а также использования системы лицензирования и правильной политики в области управления человеческими ресурсами
- Развитие бизнеса путем выгодных приобретений ресторанных сетей с хорошим месторасположением объектов
В качестве франчайзеров предлагают:
- технологии производства и оказания услуг общественного питания;
- спецификации продукции, оборудования;
- дизайн и интерьер ресторана;
- стандарты обслуживания;
- методы управления рестораном;
- подготовку и обучение персонала;
- прочие стандарты и рекомендации по предпринимательской деятельности в сфере общественного питания;
- постоянную операционную и маркетинговую поддержку в управлении и продвижении после открытия ресторана;
- экспертную оценку помещения или земельного участка, отведенного под строительство ресторана;
- помощь в выборе помещений, предоставление критериев оценки и консультирование по вопросам оптимального местоположения и пригодности помещений для строительства ресторана;
- консультацию по вопросам строительства и оформления разрешительной документации;
- согласование плана расстановки и спецификации оборудования;
- утверждение дизайн-проекта;
- утверждение списка поставщиков;
- консультацию по товарообороту, среднему чеку и оборачиваемости;
- консультацию по подбору персонала, обучение менеджерского и рядового состава.
Стоимость франчайзингового пакета торговых марок «IL Патио» и «Планета Суши»:
Первоначальный взнос - 35 000 евро, но не менее 1 300 000 руб.
Роялти (ежемесячный платеж от выручки*) - 6%
Взнос в федеральный маркетинговый фонд (ежемесячный платеж от выручки) - до 4%
(Все суммы указаны без учета НДС)
* Валовая выручка без НДС
Требования к франчайзи:
- наличие объектов недвижимости, подходящих для организации ресторанов наших Торговых Марок или возможность получения прав пользования такими объектами;
- наличие свободных денежных средств для открытия нескольких ресторанов;
- опыт управления успешным бизнесом и наличие ресурсов (люди, связи, знания и т.д.);
- хорошая деловая репутация;
- принятие и соблюдение стандартов Компании;
- желательно – опыт в сфере общественного питания и/или опыт работы по франчайзингу.
Таблица 1
Требования к помещениям и инвестициям
Торговые марки |
Общая площадь, кв.м |
Размер инвестиций, $/кв.м |
IL Патио |
320-350 |
1500-2000 |
Планета Суши |
250-300 |
1500-2000 |
Таким образом, привлечению потенциальных партнеров способствуют оригинальная концепция, огромный опыт компании на рынке, отлаженная технология и надежная инфраструктура, наличие большой группы лояльных гостей и льготные цены от поставщиков.
Главными преимуществами компании являются:
- хорошие позиции на быстро растущих рынках;
- стабильная платформа для дальнейшего развития в регионах;
- легко воспроизводимая бизнес-модель;
- потенциал для создания новых успешных торговых марок;
- эффективность бизнеса, основанная на комплексе взаимодополняющих брендов и масштабе деятельности;
- опытная и профессиональная управленческая команда;
- международные стандарты организации и ведения бизнеса.
2.2 Рецепт успеха ИНВИТРО
Предлагаемая ИНВИТРО франшиза стала своеобразным российским пионером на рынке лабораторной диагностики. Как оказалось, строить бизнес в этой сфере оказалось правильным решением, которое предоставило то, чего нет в обычных больницах — качественные анализы.
Всё началось с идеи, которая была вне конкуренции — создать действительно надежную лабораторию, которая смогла бы улучшить качество медицины в целом благодаря точным исследованиям и диагнозам.
В 1995 году штат фирмы составлял 5 человек, и было всего 30 анализов, сейчас ИНВИТРО - это федеральная структура с штатом в 800 сотрудников, и в списке анализов более 1000 наименований тестов.
Первый офис в Москве был открыт в начале 2000 года, в 2005 году стартовала франчайзинговая программа, с помощью которой появилась возможность привлечь в свою сеть активных и предприимчивых людей, готовых инвестировать и развивать бизнес, применяя свой талант на региональном уровне. Все бизнес-процессы были отработаны с помощью специалистов «Магазина готового бизнеса», поэтому, особых трудностей при запуске программы практически не было.
Стоит отметить, что те, кто пришли в бизнес под данной торговой маркой еще в 2005 году, продолжают работать и поныне, и уже открыли по нескольку офисов — повторно покупают 2-3 франшизы. Отличительной чертой программы франшизы стала прозрачность договора. Никаких подводных камней нет — есть четкий бизнес-план и определенный размер инвестиций — 2-3 миллиона рублей.
Войти в сеть в Москве довольно сложно, и дороже. Срок окупаемости там гораздо меньше, но и в регионах возврат средств не затягивается больше чем на 2-3 года. Менеджер, который прикрепляется к партнеру, помогает на абсолютно всех этапах построения медицинского центра, это занимает по времени 5-6 месяцев, все процессы готового предприятия просчитываются заблаговременно. С открытием центра у него появляется персональная страничка в Интернете на корпоративном сайте компании. Подбор персонала и разработка маршрута доставки биоматериалов производится квалифицированными специалистами [6].
Франчайзинг в ИНВИТРО развивался следующим образом:
2005 г – старт франчайзинговой программы;
2008 г – франшиза компании вошла в пятерку лучших российских франшиз по мнению российской версии журнала Форбс;
2009 г – компания получила награду «Золотую франшизу»;
2010 г – открыт 200-й по счету медицинский офис ИНВИТРО, компания удостоина премии «Золотой бренд» [19].
Условия и преимущества, которые ИНВИТРО предлагает в данный момент:
- франчайзи необязательно иметь медицинское образование;
- компания дает рекомендации по алгоритмам ведения бизнеса и направляет медицинский персонал на дополнительное обучение;
- проводится постоянная работа над развитием бренда, PR и рекламные кампании, направленные на развитие сети;
- специалисты ИНВИТРО оказывают широкий спектр консультационной, технической и материальной поддержки на всех этапах взаимодействия партнёров;
- в число преимуществ входит относительно небольшая сумма первоначальных инвестиций, необходимых для открытия медицинского офиса, и быстрый срок ввода его в эксплуатацию;