Файл: Транспортный налог ( Особенности начисления транспортного налога в различных регионах Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика транспортного налога
1.1 Транспортный налог в Российской Федерации
1.2 Особенности начисления транспортного налога в различных регионах Российской Федерации
1.3 Транспортный налог в Российской Федерации и в зарубежных странах
Глава 2 Анализ начисления транспортного налога на примере Ленинградской области
2.1 Порядок начисления и уплаты транспортного налога в Ленинградской области
2.2 Классификация основных ошибок по учету транспортного налога
В таблице 9 представлены суммы доначислений по основным ошибкам, возникающим при исчислении транспортного налога за 2016 год.
Таблица 9
Анализ ошибок при исчислении транспортного налога
Тип ошибки |
Сумма доначислений, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Расчет ТН по автомобилю ТОЙОТА ШАСЕ |
||
Сумма налога за 2016 г. по данным налогоплате льщика, руб. |
Сумма налога за 2016 г. по данным налогового органа, руб. |
Сумма доначисленн ого налога за 2016 г., руб. |
|||
Определение типа транспортных средств |
134 365 |
30,57 |
101*35* *12/12= 3535,00 |
101*40* *12/12 = 4040,00 |
505,00 |
Определение коэффициента ТН |
157 089 |
35,74 |
101*40* *9/12= 3030,00 |
101*40* *12/12= 4040,00 |
1010,00 |
Определение мощности транспортных средств |
148 084 |
33,69 |
100*25* *12/12= 2500,00 |
101*40* *12/12= 4040,00 |
1540,00 |
Налоговым органом от Управления ГИБДД по Санкт- Петербургу получено сведение о транспортном средстве марки ТОЙОТА НАСЕ государственный регистрационный номер: Н547ЕР47, дата регистрации 08.09.2005, тип транспортного средства: «03» - грузовой автомобиль фургон, мощность двигателя - 101 л.с. Согласно ПТС, представленным налогоплательщиком тип данного автомобиля - легковые прочие, мощность - 100 л.с., период владения 08.09.2005 - 21.09.2015 гг.
Рассмотрим более подробно проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога:
1. Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя. Определение категории в отношении наземных транспортных средств нередко вызывает затруднение у налогоплательщиков, а также вызывает немало споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые нередко приводят к судебным разбирательствам.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Статьей 361 НК РФ определены налоговые ставки и категории транспортных средств. Для целей налогообложения установлены следующие категории наземных транспортных средств, а именно автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
Согласно статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется, налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о типе (наименовании) конкретного транспортного средства.
Таким образом, при исчислении суммы транспортного налога ставка этого налога должна определяться налоговым органом, исключительно на основании и в соответствии с представляемыми ГИБДД сведениями о типе и категории конкретного автомобиля.
При этом категория «В» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.
Если представленные сведения характеризуют автомобиль категории «В» как легковой или как грузовой, т.е. в его наименовании присутствует такое определение (например, «грузовой пикап» или «фургон легкий грузовик», или просто «легковой» или «грузовой»), то налогообложение данного автомобиля следует осуществлять по ставке, применяемой, в отношении, соответственно, легковых или грузовых автомобилей.
2. Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:
- договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;
- справка-счет;
- документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств).
На рисунке 2 представлена справка- счет по приобретенному автомобилю.
Рисунок 2 - Справка - счет, подтверждающая приобретение автомобиля
В случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений.
3. В соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Налогоплательщики не сообщают налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога. Это право закреплено за органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортного средства, которые извещают налоговые органы о зарегистрированных транспортных средствах, а последние на основании предоставленной информации исчисляют транспортный налог (п. 1 ст. 362 НК РФ).
В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой Кодекса.
Рассмотрим динамику доначислений по ошибкам, возникающим в ходе исчисления транспортного налога за 2014-2016 гг. в таблице 10.
Таблица 10
Динамика доначислений по транспортному налогу
за 3 года
Тип ошибки |
Сумма доначис лений за 2014 г., тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме за 2014 г., % |
Сумма доначис лений за 2015 г., тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме за 2015 г., % |
Сумма доначис лений за 2016 г., тыс. руб. |
Удельны й вес в общем объеме за 2016 г., % |
Определение типа транспортных средств |
102 782 |
20,72 |
124 087 |
24,86 |
134 365 |
30,57 |
Определение коэффициента ТН |
148 003 |
29,83 |
151 598 |
30,37 |
157 089 |
35,74 |
Определение |
||||||
типа |
102 782 |
20,72 |
124 087 |
24,86 |
134 365 |
30,57 |
транспортных |
||||||
средств |
||||||
Определение |
||||||
коэффициента |
148 003 |
29,83 |
151 598 |
30,37 |
157 089 |
35,74 |
ТН |
||||||
Определение |
Таким образом, из таблицы видно, что сумма доначислений из-за ошибок в определении типа транспортных средств на протяжении трех лет возросла, так удельный вес доначислений вырос с 20,72 процентов до 30,57 процентов. Также удельный вес доначислений из-за неправильного определения коэффициента вырос с 29,83 процентов до 35,74 процентов. Это вызвано тем, что Управлением ГИБДД по Санкт- Петербургу и Ленинградской области в 2015-2016 годах поздно передан в Управление ФНС России по Ленинград ской области годовой файл выгрузки, содержащий сведения о постановке и снятии с регистрационного учета транспортных средств в указанные периоды времени. Однако сумма доначислений по причине применения неправильной мощности двигателей транспортных средств значительно снизилась, это вызвано тем, что в 2014 году от УГИБДД по Санкт- Петербургу и Ленинградской области было принято большое количество файлов не прошедших форматно- логический контроль, что повело за собой искажение мощностей транспортных средств. В дальнейшем данная ошибка была устранена.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрен транспортный налог, а также проанализированы проблемы при его исчислении.
Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Изучая транспортный налог, хочется отметить, что статус регионального налога, с моей точки зрения, очень удобен, так кат позволяет детализировать налог, установить налоговые ставки исходя их экономических и географических особенностей каждого субъекта, закрепить четкие сроки уплаты налога, определить перечень налоговых льгот.
В бакалаврской работе проведен анализ проблем, возникающих при исчислении транспортного налога, дана их характеристика и предложены способы их решения. На сегодняшний день, налоговыми органами ведется активная работа по устранению ошибок баз данных налоговых органов, а также все больше проводится семинаров и дней «открытых дверей» для налогоплательщиков, с целью повышения информативности населения в части налогового законодательства.
Транспортный налог - один из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России. Все граждане, владеющие автомобилями, мотоциклами, мотосанями, катерами и т.д. должны платить транспортный налог, а также очень мало организаций обходится без транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог приходится платить и тем фирмам, у которых собственного транспорта нет, но они пользуются им по доверенности.
При исчислении транспортного налога налоговые органы Ленинградской области используют сведения, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (Управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области). Сведения о мощности автомобилей служат налоговой базой при начислении транспортного налога, а наименование типа транспортного средства определяет категорию ставки при исчислении налога. В связи с вышеизложенным, у налоговых органов Ленинградской области возникает ряд проблем связанным с исчислением транспортного налога.