Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики и ее необходимость
1.2 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Глава 2 Исследование механизма реализации финансовой политики
2.3 Финансовое планирование и финансовый контроль
Глава 3 Современная финансовая политика Российской Федерации
Введение
В условиях современного мирового финансового кризиса в социально ориентированной рыночной экономике финансы приобретают особенное значение. Считается, что эффективность антикризисного регулирования в современный период можно оценивать согласно результатов выполнения двух важнейших планов - государственного бюджета и кредитного плана Центрального банка. Их выполнение (состояние выполнения этих двух планов) влияет на успех противостояния кризисным явлениям и дальнейшее развитие экономики. Всем известно, что регулирующая, стимулирующая, контролирующая и фискальная функции свойственны финансовым отношениям, но именно две первых играют особенную роль в кризисный период. Однако большая часть функциональных возможностей финансовых отношений для борьбы с кризисными явлениями используются минимально и остаются нераскрытыми. Поэтому как звено общеэкономической системы они в значительной мере выпадают с макроэкономического регулирования, что является одной из основных причин нарастания финансового кризиса.
Использование только фискально-монетарных методов для преодоления кризиса давно уже себя перестало оправдывать, кроме того, фискально-монетарные методы служат причиной столкновения экономических интересов государства и субъектов хозяйствования. Поэтому условием эффективной антикризисной политики государства должно стать сбалансирование финансовых отношений, недопущение роста финансовых спекуляций и финансового перегрева экономики. Следует в финансовой политике проводить согласование различных функций финансовых отношений в процессе общественного воспроизведения на всех его стадиях, учитывать главную современную задачу финансов – служить повышению эффективности производства, стимулировать развитие производства, благоприятствовать экономии затрат овеществленного и живого труда.
То есть, финансы должны усиливать влияние на процессы кругооборота капитала, содействовать ускорению оборота капитала, стимулировать эффективность использования материальных, трудовых и денежно-кредитных ресурсов.
Поэтому с целью ликвидации влияния отрицательных факторов на развитие финансовых отношений и обеспечения экономической стабилизации целесообразно необходимо разрабатывать и принимать концепцию финансовой политики и финансовой стабилизации, которая исходила бы с позиций финансовых отношений как единой целостной системы и учитывала вертикальные и горизонтальные потоки средств в каждом секторе экономики и на макроэкономическом уровне в целом. Таким образом, исследование сущности финансовой политики, ее реализации в современных условиях является важной и актуальной задачей.
Главной целью данного исследование является анализ финансовой политики, ее составляющих и типов, особенностей реализации в современной России.
Предмет исследования – финансовая политика как направление государственного регулирования финансовой сферы.
Объект исследования – система конкретных направлений реализации финансовой политики.
Задачи работы следующие:
- проанализировать сущность понятия «финансовая политика», рассмотреть ее составляющие и типы;
- исследовать механизм реализации финансовой политики;
- провести анализ современной финансовой политики Российской Федерации.
В соответствии с поставленными задачами работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.
Информационной основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статьи периодических изданий, материалы сети Интернет.
Во время подготовки и написания курсовой использовался целый ряд общенаучных и специальных методов исследования, как-то: анализ и синтез, сравнение, табличный метод, использование относительных и абсолютных показателей.
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики и ее необходимость
Финансовая сфера привлекала пристальное внимание чиновников еще на ранних этапах становления государства. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации свидетельствует только об усилении государственного вмешательства в эту область. А в Новое Время одним из основных направлений экономической политики государства стала финансовая политика. Именно в это время возникли и первые попытки ученых объяснить сущность данного явления.
Следует упомянуть работы классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, труды Дж. Кейнса и А. Мапршалла, взгляды современных экономистов. Так, А. Смит и Д. Рикардо призывали к невмешательству государства в экономическую жизнь, соответственно они и не приветствовали финансовую политику государства. Напротив, Дж. Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства, отмечал финансовую политику как одно из наиболее сильны и действенных направлений этого вмешательства. Дж. Кейнс под финансовой политикой понимал «систему мер правового и административного плана для целенаправленного регулирования финансовой системы и национальной экономики в целом» [7, 174]. Большинство современных экономистов в качестве основы используют именно такую кейнсианскую трактовку финансовой политики.
В то же время среди видных западных экономистов н существует единого мнения, стоит ли вообще выделять финансовую политику как отдельную интегрированную сферу государственной экономической политики. Фишер, Дорнбуш и Шмалензи считают, что большее право на существование имеет фискальная политика (как политика в сфере государственных доходов и расходов), а финансовая политика – искусственное образование. Другие видные экономисты, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю смешивают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики.
Следует упомянуть и отечественные исследования сущности финансовой политики. По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» [11, 169].
В.В. Лавров, сущность финансовой политики видел через связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Другой ученый, И.В.Левчук, высказывает мнение, что финансовая политика отвечает за распределение и использование финансовых ресурсов. В.С. Павловым трактует финансово-кредитную политику через реальное финансово-экономическое положение государства, направления и методы функционирования финансово-кредитной системы.
Таким образом, финансовая система решает определенные задачи экономического развития, которые стоят перед обществом. Решению этих задач подчинены сферы организации финансовых отношений в обществе, процессов движения и размещения финансовых ресурсов, ценообразования на них, пропорций между их централизацией и децентрализацией, порядка формирования, распределение и перераспределение доходов, направленности затрат отдельных субъектов предпринимательской деятельности, граждан и государства, структурных соотношений между отдельными сферами и звеньями финансовой системы, характера взаимоотношений между ними, пропорций между индивидуальным и общественным потреблением. В процессе решения этих задач становится возможным существование практически безграничного количества вариантов организации финансовых отношений и финансовой деятельности. Из этих вариантов следует выбрать самый оптимальный, наиболее подходящий в данных условиях. Задача выбора варианта макроэкономических финансовых решений и является основой государственной финансовой политики.
Исходя из этого, современные экономисты делают вывод, что «финансовая политика - комплекс действий и мероприятий, которые осуществляются государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и финансовых учреждений, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных задач и достижения поставленных целей» [7, 117].
В финансовой политике отображается субъективная сторона функционирования финансов, несмотря на то, что и финансы, и финансовая система - объективные явлениям. Эти явления существуют помимо воли отдельных субъектов финансовых отношений, им характерно отражение объективных закономерностей развития. Но следует от объективной сущности финансов и финансовых отношений отделить работу механизма функционирования финансов, организации финансовых отношений и движения денежных потоков. Эти механизмы конечно подчиняются объективным закономерностям, но функционируют при помощи организации их работы конкретными субъектами. Интересы данных субъектов не являются исключительно экономическими, они руководствуются интересами политического, экономического и гуманитарного характера. ТО есть, можно сказать, что финансовая политика - результат сочетания разнообразных интересов политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, разных слоев населения и т.п.
Основной субъект выработки финансовой политики в современных условиях – государство, а именно его вышестоящие органы власти и управления и основные финансовые органы - Министерство финансов и Центральный банк, субъекты реализации финансовой политики - финансовые органы и учреждения. При формировании финансовой политики происходит обоснование принципов и направлений этой политики с целью решения основных задач социально-экономического развития (для вышестоящих органов власти и управления) и разработка мероприятий с целью реализации поставленных задач (Министерство финансов и центральный банк).
1.2 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Финансовую политику рассматривают в широком и узком понимании. Финансовая политика в широком понимании - отражение всех сторон функционирования финансов, она включает монетарную (денежно-кредитную) и фискальную политики. Под монетарной политикой понимают государственную политику регулирования сферы денежного рынка. При этом механизм монетарной политики использует концепцию предложения денег, и формирует их стоимость как финансовых ресурсов.
Вторая составляющая - фискальная политика. В фискальной политике отражена активность государства в распределении и перераспределении произведенного ВВП. Ее основные мероприятия охватывают разнообразные методы мобилизации государственных доходов и последующее распределение собранных средств по отдельным направлениям государственных расходов. Как мы видим, уже упомянутые западные экономисты под финансовой политикой понимают именно эту ее составляющую. Фискальная политика - основа финансовой политики в ее узком понимании. Кроме того, финансовая политика включает политику регулирования фондового и страхового рынков, активность государства в сфере международных финансов [4, 221].
Фискальную политику условно разделяют на два основных направления – налоговую политику и бюджетную политику. Налоговая политика отражает активность государства в сфере налогообложения и связана с установлением видов и соотношений налогов, определением плательщиков и подходов к ним (унифицированного или дифференцированного), установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот и т.п. Она служит отражением потребностей государства в средствах, воздействия налогообложения на деловую активность предприятий и граждан. Бюджетная политика связана с формирование государственного бюджета, его сбалансированием, распределением бюджетных средств и т.п. Бюджетная политика разбивается по направлениям - социальное, экономическое или военное направления, которые характеризует конкретная структура государственных расходов. Помимо этого, бюджетная политика связана с определением принципов бюджетного устройства страны и построением бюджетной системы, а также организацией межбюджетных отношений.
Финансовая политика в сферах фондового и страхового рынков характеризует действия государства по поводу их дельнейшего развития и регулирования, создает соответствующие гарантии клиентам страховых компаний и институционным инвесторам. Следует сказать, что данные финансовые организации - самостоятельные коммерческие структуры, поэтому государство влияет на них, как и на других субъектов предпринимательской деятельности, только посредством соответствующего регулирования.
Финансовая политика в сфере международных финансов отражает налаживание взаимоотношений государства с разнообразными международными финансовыми организациями и учреждениями, в которых существует добровольное членство. В результате данного членства государство платит членские взносы, но в то же время имеет возможность получения финансовой помощи. Финансовая политика в это сфере направлена на эффективное сотрудничество с данными финансовыми международными организациями в решение глобальных и государственных финансовых вопросов и проблем.