Файл: Реформа электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оптовые генерирующие компании (ОГК). Принципы формирования ОГК представляются:

- включением в состав одной ОГК однотипных КЭС;

-ограничением возможности генерирующих компаний (ГК) манипулирования ценой на рынке за счет:

— ограничениями рыночной концентрации производства;

— ограничениями на вхождение ценообразующих станций в одну компанию (принципом экстерриториальности);

- обеспечением сопоставимых стартовых условий ОГК на рынке в результате:

— примерно одинаковой установленной мощности компаний (8—10 ГВт);

— примерно одинаковой стоимости активов, среднего износа оборудования, себестоимости электроэнергии и рентабельности производства, для чего в состав ОГК были включены высоко- и низкорентабельные электростанции;

- обеспечением надежного функционирования отрасли в период структурных преобразований, в том числе:

— сохранением надежности работы электроэнергетики;

— минимизацией государственной поддержки отрасли. Территориальные генерирующие компании (ТГК). [40]

На базе энергетических активов, не вошедших в состав ОГК, в основном активов ТЭЦ, были созданы четырнадцать ТГК. Базовые принципы формирования ТГК представляются:

- объединением электростанций по территориальному признаку;

-созданием крупных компаний (2—4 ГВт);

-минимизацией возможностей для злоупотреблений монополистов на рынке;

-снижением доли госконтроля над генерацией энергии. ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (ОАО «ФСК ЕЭС»).

Для управления ЕНЭС в 2002 г. создано ОАО «ФСК ЕЭС», в уставной капитал которого переданы активы ЕНЭС.

Цели создания ФСК:

-укрепить интегрирующую роль ЕНЭС России;

-в будущем подключить все регионов РФ к ЕНЭС;

- гарантировать недискриминационный доступ продавцов и покупателей на рынок энергии и мощности;

-осуществить единую научно-техническую политику в электрических сетях;

-повысить энергетическую безопасность страны. [41]

ОАО Холдинг «Межрегиональные распределительные сетевые компании» (ОАО «Холдинг МРСК»). Электросетевые активы (напряжением 330 кВ и выше) были переданы в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС». Оставшиеся на территории бывших АО-энерго сетевые активы переданы в уставный капитал региональных сетевых компаний (РСК), которые интегрировались в более крупные компании — межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

Принципы, положенные в основу формирования МРСК характеризуются:


- территориальной сопряженностью РСК, вошедшими в данную МРСК;

- примерно одинаковой стоимостью и рентабельностью активов МРСК. Создание одиннадцати МРСК и холдинга МРСК позволяет осуществить единую научно-техническую политику в распределительных сетях и создать более крупные компании, эффективно работающие на рынке. ОАО «Системный оператор ЕЭС» (ОАО «СО ЕЭС»). [42]

ОАО «СО ЕЭС» создан на базе активов ЦДУ ЕЭС России и призван оказывать участникам рынка следующие услуги, представляющиеся:

-управлением режимами ЕЭС России в реальном времени;

- составлением и исполнением прогнозных и оперативных балансов мощности и энергии;

-оптимизацией режимов работы электростанций и сетей;

-обеспечением надежности энергоснабжения и показателей качества электроэнергии;

-осуществлением коммерческого отбора мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Некоммерческое партнерство «Совет рынка». Управляющей организацией оптового рынка является некоммерческое партнерство «Совет рынка».[43]

Цели создания НП «Совет рынка»:

-обеспечить функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;

- обеспечить эффективную взаимосвязь оптового и розничных рынков;

-сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в электроэнергетику;

- наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики;

- организовать на основе саморегулирования эффективную систему оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках. Необходимо соблюдать баланс интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворять общественные потребности в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией.[44]

2.2. Анализ электроэнергетики России на современном этапе

ЕЭС России на конец 2017 года состоял из семи Объединенных энергосистем (ОЭС): ОЭС Центр, Средняя Волга, Урал, Северо-Запад, Юг, Сибирь и Восток. В 2017 году параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Украины и Монголии, а также энергосистемы Центральной Азии – Узбекистана, Киргизии (через энергосистему Казахстана) и Молдавии (через энергосистему Украины). Линии электропередачи переменного тока передавали электроэнергию в энергосистему Южной Осетии и энергосистему Абхазии.[45]


Вместе с ЕЭС России через преобразовательные устройства постоянного тока действовали энергосистема Финляндии и Китая. Параллельную работу вели энергосистема Финляндии и отдельные генераторы Северо-Западной ТЭЦ и ГЭС Ленинградской и Кольской энергосистем, с энергосистемой Норвегии – отдельные генераторы ГЭС Кольской энергосистемы, по линиям электропередачи переменного тока осуществлялась передача электроэнергии в Китай в «островном» режиме.

Во исполнение установленных Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[46] функций по организации и управлению режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств в 2017 году АО «СО ЕЭС» значительно расширила и качественно усовершенствовала правовое, нормативно-техническое, технологическое и информационное обеспечение совместной работы ЕЭС России и энергосистем иностранных государств.

В 2017 году частота электрического тока в ЕЭС России поддерживалась в пределах, установленных Стандартом ОАО «СО ЕЭС» СТО 59012820.27.100.003-2012 «Регулирование частоты и перетоков активной мощности в ЕЭС России. Нормы и требования» и национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55890-2013 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Регулирование частоты и перетоков активной мощности. Нормы и требования» 8760 часов или 100 % в пределах 50±0,2 Гц и 8756 часов 49 минут или 99.964% в пределах 50±0,05 Гц с восстановлением частоты при выходе до уровня 50±0,05 Гц за время не более 15 минут.

Максимальным и минимальным мгновенным значениям частоты в первой синхронной зоне ЕЭС России явились соответственно 50,112 Гц и 49,860 Гц. Максимальной продолжительностью периода выхода частоты за пределы явилось (50,00±0,05) Гц и составила 07 минут 40 секунд.

В 2017 году суммарная продолжительность работы 1-ой синхронной зоны ЕЭС России с частотой электрического тока более 50,05 Гц составила 37 минут, а с частотой менее 49,95 Гц – 02 часа 34 минуты.

На конец 2017 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 239 812,2 МВт.

Выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2017 году составила 1 053,86 млрд. кВтч. Потребление электроэнергии в 2017 году составило 1 039,88 млрд. кВтч.

Годовой максимум потребления мощности ЕЭС России зафиксирован в 17:00 (мск) 09.01.2017 при частоте электрического тока 50,00 Гц и составил 151 170 МВт. При этом нагрузка электростанций ЕЭС России составила 152 103 МВт.[47]


В 2017 году по ряду энергосистем были установлены новые значения исторического максимума потребления мощности.

Сравнительные данные по уровню максимального потребления мощности энергосистем и энергорайонов, превысивших исторический максимум, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные данные по уровню максимального потребления мощности энергосистем и энергорайонов[48]

Наименование энергосистемы

Достигнутый исторический максимум потребления мощности в 2017 году

Предыдущее значение исторического максимума потребления мощности

Величина превышения

МВт

дата

МВт

дата

МВт

Белгородская ЭС

2 220

05.12.2017

2 219

16.12.2016

1

ОЭС Юга

16 235

01.02.2017

15 043

09.02.2012

1192

Дагестанская ЭС

1 270

01.02.2017

1 260

17.12.2016

10

Ингушская ЭС

140

31.01.2017

137

31.12.2016

3

Кубанская ЭС

5 037

09.08.2017

4 599

18.07.2016

438

Крымская ЭС

1 427

30.01.2017

1 419

1991

8

ОЭС Востока

5 506

13.12.2017

5 472

26.12.2012

34

Приморская ЭС

2 311

27.12.2017

2 263

17.12.2014

48

ЭС Хабаровского края без ЕАО

1 457

11.12.2017

1 446

21.12.2014

11

Энергорайон Еврейской АО

314

23.12.2017

304

03.03.2015

10

Южно-Якутский энергорайон

316

13.12.2017

310

1991

6

Основные показатели работы ОЭС и ЕЭС России за 2017Г. в табл. 2.

Таблица 2 - Основные показатели работы ОЭС и ЕЭС России в 2017 году[49]

Энергосистемы

в том числе:

Показатель

ЕЭС

ОЭС Центра

ОЭС

ОЭС Урала

ОЭС

ОЭС Сибири

ОЭС Востока

России

Средней Волги

Северо- Запада

ОЭС Юга

Установленная мощность на

239 812,20

53 077,07

27 203,76

52 714,90

23 865,23

21 538,55

51 911,19

9 501,50

01.01.2018, МВт

± к 01.01.2017, %

+1,5

+0,4

+0,7

+3,1

+1,2

+4,5

-0,1

+3,4

Располагаемая мощность

электростанции на годовой максимум потребления мощности 2017 года, МВт

220 781

52 265

25 679

50 315

22 371

20 002

41 013

9 136

± к 2016 году, %

-0,97

-2,68

-0,82

-0,53

-0,71

+1,95

-1,07

-0,34

Нагрузка электростанций на годовой максимум потребления мощности 2017 года, МВт

152 103

36 007

16 814

36 338

15 771

13 721

28 793

4 659

± к 2016 году, %

-0,7

+2,3

-2,0

-2,1

+2,2

-6,9

+0,4

-3,6

Выработка электроэнергии в 2017 году, млрд. кВтч

1 053,86

237,55

107,78

260,66

108,35

100,01

202,66

36,85

± к 2016 году, %

+0,5

+0,4

+1,4

+0,9

+1,0

+3,9

-2,0

+0,1

Потребление электроэнергии в 2017 году, млрд. кВтч

1 039,9

238,6

108,0

261,2

93,9

99,1

205,9

33,2

± к 2016 году, %

+1,27

+0,5

+1,6

+0,7

+1,1

+9,3

-0,6

+0,2


Чтобы достигнуть устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 нужно развить все типы электростанций, в том числе малые распределительные генерирующие установки и электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России гидроэнергетикой, также с 2015 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций.[50] В настоящее время главная проблема использования возобновляемых источников энергии - их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии[51].

3.Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России

3.1.Основные проблемы электроэнергетики России

За годы после распада СССР произошло ухудшение экономических показателей работы отрасли. С 1991 г. более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии в электрических сетях[52]. Более чем в 1,5 раза выросла удельная численность персонала в отрасли. Более чем в 2 раза снизилась эффективность использования капитальных вложений. Существенно сократились вводы генерирующих мощностей. Ввод новых мощностей на электростанциях России с 1992 года по 2008 г. составил 24 ГВт (около 1,4 ГВт в год) что примерно в 5 раз меньше вводов в 60-80-х годах прошлого столетия.[53]

В энергетической стратегии до 2035 года были обозначены внешние вызовы, характерные для электроэнергетической отрасли. Важнейшие внешние вызовы российской электроэнергетики представляются масштабной трансформацией и нестабильностью мировых энергетических рынков, а также чрезмерной зависимостью оборудования и инновационных технологий от импорта.

Подробное обоснование этого и ряда других факторов, а также актуальных задач по их устранению представлено нами в табл.3.

Таблица 3 - Внешние вызовы развития электроэнергетики России (по данным Министерства энергетики РФ[54]

Внешние вызовы

Актуальные задачи развития

Влияние трансформации и нестабильности мировых энергетических рынков:

– геополитическая и межтопливная конкуренция (традиционные и возобновляемые источники энергии),

– высокие темпы научно-технического развития,

– волатильность цен на энергоносители,

– неизбежность экономических кризисов

Повысить конкурентоспособность электроэнергетики России, создать благоприятные условия для ее диверсификации и поддержать участие российских компаний в международных проектах в энергетической сфере. Содействовать развитию экспорта электроэнергии, прежде всего в страны Северо-Восточной Азии.

Сформировать общий рынок электроэнергии с Евразийским экономическим союзом

Технологическое отставание отрасли от уровня передовых стран в использовании прогрессивных оборудования и технологий. Низкая инновационная активность компаний отрасли

Стимулировать и поддержать инновационную активность инвестиций в НИОКР и инновации, использовать перспективные технологии и оборудование

Чрезмерная зависимость электроэнергетики России от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала в условиях экономических санкций

Необходимость энергетического самообеспечения: увеличить закупки отечественного оборудования, программного обеспечения, технологий и услуг