Файл: Мотивация в управлении на примере существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*таблица составлена по материалам источника [15]

предыдущем параграфе работы. В то же время понимание их сущности имеет большое значение при определении особенностей технологии их разработки. Формирование как системы материального, так и системы нематериального стимулирования в организации осуществляется в несколько этапов.

При проектировании системы материального стимулирования первым этапом является определение основных категорий персонала. Формирование таких категорий осуществляется на основе различных критериев, в качестве которых, по мнению И. К. Макаровой в первую очередь необходимо рассматривать цели работника в конкретной должности, какой результат – индивидуальный или коллективный – может быть получен от осуществления работы в конкретной должности, в какой степени данный результат зависит от работника [24, с.110 ]. В соответствии с данными критериями персонал организации делится на управленческий, основной, вспомогательный и обслуживающий. Каждая из перечисленных выше категорий работников вносит свой вклад в формирование общего результата, что, безусловно, должно быть учтено в системе мотивации.

Большое значение при разработке системы материального стимулирования работников предприятия имеет также классификация рабочих мест, которой предшествует их описание и анализ. После того как такая классификация проведена, непосредственно переходят к определению особенностей начисления заработной платы, как постоянной, так и переменной ее части. Для этого в зависимости от класса рабочего места устанавливается величина оклада, определяется возможный диапазон окладов, что позволяет обеспечить их конкурентоспособность для различных должностей, а также рассчитываются величины возможных надбавок и доплат, учитывающих индивидуальные особенности работников и условия работы, что делает систему оплаты труда более гибкой.

После того, как разработана методика определения основного, разрабатывается также и технология расчет дополнительного вознаграждения, которое находится в определенной зависимости от базового оклада и необходимо для установления четкой взаимосвязи между величиной вознаграждения и результатами труда работника.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе бакалаврской работы, воздействие на персонал может осуществляться с использованием материальных и нематериальных стимулов. И если первые определяются в первую очередь величиной заработной платы, а также различных доплат и надбавок, то определение вторых осуществляется в процессе разработки так называемого социального пакета. По своему содержанию социальный пакет не оказывает стимулирующего влияния на результаты работы персонала предприятия, а скорее направлен на устранение тех негативных факторов, которые возникают в процессе трудовой деятельности и снижают удовлетворенность работников трудом.


Социальная составляющая системы стимулирования является гораздо более сложной по сравнению с материальной, так как направлена на удовлетворение социальных потребностей, в то время как система материального вознаграждение способна в большей степени обеспечить удовлетворение первичных потребностей. В связи с этим для различных категорий работников могут быть разработаны различные варианты социального пакета, общая характеристика которых дана в таблице 5

Таблица 5 – Состав различных типов социального пакета*

Вариант социального пакета

Состав пакета

Типовой социальный пакет для руководящего состава

Включает имиджевые, социальные льготы, льготы, дополняющие условия труда. Направлен на поддержание статуса должностной позиции в компании и вне ее, высвобождение времени руководителей и повышение эффективности его использования

Общедоступный типовой социальный пакет

Включает льготы и компенсации преимущественно социальной направленности, для отдельных должностей может включать льготы, дополняющие условия труда

Индивидуальный социальный пакет

Включает индивидуальные льготы, направлен на целенаправленное развитие персонала и удержание редких, высококвалифицированных сотрудников путем предоставления льгот, учитывающих индивидуальную мотивационную направленность.

*таблица составлена по материалам источника [15]

Для того чтобы выбранный тип социального пакета был в максимальной степени адаптирован к индивидуальным особенностям работников необходимо определение на данный момент времени доминирующих потребностей работников, анализ их целей и ценностей, оценка степени удовлетворенности трудом. На основе полученной информации осуществляется выбор конкретных нематериальных стимулов, основными из которых являются:

  • Обеспечение возможностей гибкой занятости;
  • Возможности квалификационного и профессионального роста;
  • Повышение статуса в организации.

После того, как в организации определены способы материального и нематериального стимулирования работников, процесс формирования системы мотивации может считаться завершенным. На заключительном этапе основные положения системы мотивации персонала должны быть оформлены в виде локальных нормативных актов. К ним в первую очередь должны быть отнесены документы, которые регламентируют порядок оплаты труда: Положение об оплате труда и материальном стимулировании и Положение о премировании. Кроме того, необходимо обеспечить доступность данных документов для всех работников организации, что сделает процесс использования как материальных, так и нематериальных стимулов более прозрачным и понятным для работников, что в свою очередь предоставит им возможность выбора форм и способов трудового поведения в рамках установленных в организации правил с целью обеспечения роста результатов деятельности, а следовательно, и получаемого вознаграждения.


Анализ теоретических и методологических аспектов формирования системы трудовой мотивации персонала на предприятии, проведенный в данном параграфе бакалаврской работы, позволяет сделать следующие выводы:

Систему мотивации трудовой деятельности необходимо рассматривать как совокупность внутренней и внешней мотивации. В качестве основных структурных элементов системы трудовой мотивации персонала необходимо рассматривать цели, задачи, принципы, функции, стратегии и политику организации в сфере мотивации персонала. Основу системы мотивации персонала составляют процессы стимулирования трудовой деятельности, которые предполагают использование как материальных, так и нематериальных стимулов, направленных на формирование желательного трудового поведения работников и достижение как их индивидуальных целей, так и целей организации.

Глава 2 Мотивация в управлении предприятием на примере ООО «Автогруз»

2.1 Предприятие ООО «Автогруз»: общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью «Автогруз» (в дальнейшем «Общество») создано в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством и на основании Решения Учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Автогруз» (Решение от 11.08.2008 г.), является брендом компании Terra Truck на территории Российской Федерации. Устав Общества определяет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правовое положение Общества, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации Общества. Общество с ограниченной ответственностью «Автогруз» является официальным дилером DAF в Северо-Западном регионе с 2008 года и входит в группу компаний Lengo automotive group.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Автогруз».

Место нахождения Общества: 196626, г. Санкт-Петербург, п. Шушары, Московское шоссе, 15, литер В. Местонахождение Общества определяется местом его государственной регистрации.

Почтовый адрес Общества: 196626, г. Санкт-Петербург, п. Шушары, Московское шоссе, 15, литер В.


Общество является коммерческой организацией.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли, а также наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в работах и услугах, выполняемых Обществом.

Основными видами деятельности Общества является:

продажа грузовой техники марки DAF и других предприятий, производящих автотехнику для грузовых перевозок;

продажа грузовых полуприцепов;

продажа запасных частей;

сервисное обслуживание грузовой техники физических и юридических лиц;

услуги в заключении договоров страхования и лизинга. Организационная структура ООО «Автогруз» выстроена по

линейно-функциональному принципу (рис. 6). Предприятие возглавляет Генеральный директор, назначаемый Советом директоров.

Структура состоит из функциональных блоков:

Рис. 6 Организационная структура ООО «Автогруз»

2.2. Организация стимулирования труда на предприятии ООО

«Автогруз»

Для исследуемого предприятия, на котором работает 69 человек характерны многочисленные, своеобразные условия, а именно:

конкретные условия и характерные особенности организации, связанные со сферой ее деятельности, масштабами, разновидностями отдельных производств, наличием филиалов;

социальная характеристика организации, структурный состав ее работников, их квалификация;

сложность и комплектность решаемых задач по управлению персоналом;

техническое обеспечение управленческого труда;

разнообразие работ, а, следовательно, разнообразие специальностей и должностей персонала (таблица 6) включая и управленческие (таблица 7) должности.

Таблица 6- Перечень специальностей ООО «Автогруз»

№ п/п

Специальность, профессия

1

Автослесарь

2

Автоэлектрик

3

Администратор (салона, СТО)

4

Бухгалтер

5

Заведующий хозяйством

6

Инспектор по кадрам

7

Инженер-автомеханик

8

Мастер-приемщик автотехники

9

Механик

10

Менеджер по маркетингу

11

Слесарь МСР

12

Сторож

13

Специалист по контролю

14

Специалист по продажам

15

Специалист по рекламе

16

Специалист по таможенному оформлению

17

Электрик


Как известно, эффективное использование потенциала работников возможно при:

планировании и совершенствовании работы с персоналом;

поддержке и развитии способностей и квалификации работников;

действенной системе стимулирования, соответствующей мотивационным ожиданиям.

Таблица 7-Перечень управленческих должностей

№ п/п

Управленческая должность

1.

Директор

2.

Начальник отдела

3.

Начальник СТО

4.

Главный бухгалтер

5.

Заведующий магазином

При назначении на должность учитываются многочисленные критерии, в том числе: уровень и качество знаний, опыт, умение работать с людьми, оперативность в принятии решений, объем поручаемой работы, ответственность и т.п. (таблица 8)

Таблица 8- Общие критерии оценки должностей

Знания и навыки

Квалификация.

Необходимость освоения нового. Бизнес-экспертиза.

Коммуникация

Влияние.

Межфункциональное взаимодействие. Взаимодействие с контрагентами.

Управление

Количество человек в подчинении.

Бюджет.

Разнообразие и уровень регламентации деятельности подразделения.

Работа с людьми.

Принятие решений

Уровень регламентации и контроля. Условия принятия решений.

Объем и разнообразие информации. Уровень ответственности. Самостоятельность.

Цена ошибки.

Уровень влияния на стратегию.

Масштаб услуг

Объем услуг.

Разнообразие продуктов, услуг.

Уровень ответственности за формирование ценовой политики.

Необходимость находить и привлекать новых клиентов.

Уровень стратегичности в управлении клиентами.

Управление территорией.

На предприятии ООО «Автогруз» в силу указанных условий не может применяться одна какая-нибудь, общая для всех работников система оплаты, а также единый по объему услуг социальный пакет.

Для большинства персонала применяется бестарифная система оплаты труда с учетом индивидуального вклада конкретного работника в конечном результате труда. В этом случае штатный персонал получает гарантированную оплату в размере должностного оклада плюс

вознаграждение за конкретные проведенные коммерческие или предпринимательские операции. В случае участия в операции нескольких работников распределение производится исходя из размера индивидуального вклада. Должностной оклад устанавливается в соответствии с утвержденным руководителем штатным расписанием предприятия. При этом уровень оплаты труда (в части оклада) устанавливается, как правило, по согласованию с принимаемым (переводимым) работником на основании имеющегося у него опыта работы, достигнутого уровня образования и других показателей. Часто с такими работниками заключается срочный трудовой договор (контракт) с фиксированным размером оклада на все время действия договорных отношений. В случае продления срока действия договора размер оклада работника может быть пересмотрен.