Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере ООО «ОптМетизы»)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и сфера применения метода экспертных оценок
1.1. Понятие и история метода экспертных оценок
1.2. Область применения метода экспертных оценок
1.3. Виды и этапы проведения экспертного оценивания
1.4. Преимущества и недостатки метода экспертных оценок
2. Применение метода экспертных оценок на примере ООО «ОптМетизы»
2.1. Цели и задачи проведения экспертного опроса
2.2. Условия и этапы экспертного опроса
3. В период роста доллара закупки крепежа из Китая снизились, но продолжаются в силу приемлемой входной цены и надлежащего качества. Многие товарные группы (согласно стандартам DIN и ISO, и нестандартизированные саморезы), поставляемые азиатскими компаниями не выпускаются отечественными заводами. Исключением стали востребованные болты DIN 912 и DIN 931, под выпуск которых несколько заводов переориентировало свои производственные мощности.
4. В период экономической нестабильности отпускные цены на крепеж пересматривались практически каждый день, когда ранее оптимальным сроком для мониторинга цен был месяц. Реакция метизных заводов-производителей на внешнюю экономическую ситуацию была моментальной. Только грамотная политика ценообразования и налаженные бизнес-процессы в оптовых компаниях позволили нарастить клиентскую базу, сохранить темп прироста прибыли.
5. Увеличился промышленный шпионаж между оптовыми компаниями, работающими напрямую от заводов-изготовителей, с целью поддержания рыночных цен.
6. Наблюдается тенденция продажи комплексных готовых решений для конечных покупателей. Крепежные компании предлагают свои инженерные решения по организации рабочего пространства своих клиентов. Одним из популярных таких решений на метизном рынке стала организация системы поставки и снабжения КАН-БАН.
7. Крупные оптовые организации, сосредоточенные исключительно на крупногабаритных единицах отгрузок для B2B рынка (например, гоф- рокороба по 25-30 кг), в период кризиса запустили фасовку в более мелкие тары (менее 1 кг). При ориентации на розничные магазины разрабатывают свою фирменную упаковку, осваивают новые сегменты рынка. Таким образом, увеличилась конкуренция крупнооптовых компаний в борьбе за сотрудничество с розничными магазинами и сетями.
8. Многие эксперты считают, что ввод узкоспециального образования в ВУЗах не столь крайне необходим, как пишут в открытых источниках информации. Компании на метизном рынке уже давно разработали свои образовательные курсы, которые проводят на бесплатной основе для новых сотрудников. В конце таких занятий происходит система зачета, которая определяет - прошел ли сотрудник испытательный срок или нет. Данная система образования позволяет оперативно обучить и воспитать кадры, дать актуальную информацию, которая понадобится им при работе.
В результате проведения экспертного интервью на промышленном рынке выявлены основные тенденции, необходимые в качестве актуальной информационной базы для принятия решения о создании сильных конкурентных преимуществ компании. Разделение автором экспертов на внутренних и внешних позволило объективно оценить ситуацию на метизном рынке. Достоверность и надежность оценок внешних экспертов подтвердилась в процессе сравнения с результатами кабинетного исследования. Вследствие чего отмечается полное сходство основных выявленных тенденций. Отмечается глубина, полнота и развернутость ответов внутренних экспертов, что объясняется большей заинтересованностью респондентов в дальнейшем применении полученных информационных данных компанией.
Полученная качественная информация требует дальнейшей систематизированной количественной оценки.
Трансформация качественной информации в количественные данные возможна с помощью известных методов обработки маркетинговой информации: описательные статистики, дисперсионного анализа, кластерного, автоматизированного SPSS, регрессионный анализ, факторный анализ, дискриминантный метод. Здесь может применяться матричный метод Акао и Мидзуно[32], который требует отдельного исследования, в связи с чем будет только очень кратко представлен в настоящей работе.
Метод Акао и Мидзуно позволит учесть приоритетные направления развития рынка и сформировать на их основе сильную конкурентную позицию ООО «ОптМетизы». Метод наглядно отобразит процесс перевода тенденций рынка в сильные конкурентные преимущества, используя при этом количественные расчеты. В результате таких преобразований возможно получить универсальную формулу конкурентоспособности компании на исследуемом рынке.
Таким образом, маркетинговое исследование тенденций рынка метизной продукции требует проведения анализа первичной и вторичной информации, что позволяет повысить достоверность ответов. Экспертное интервью позволяет получить информацию от лидеров мнений в исследуемых областях. Особое внимание уделяется отбору интервьюеров и экспертов рынка для получения глубинной информации. Применение метода эффективно при исследовании специфических, отраслевых рынков, достоверную и скрытую информацию о функционировании которых невозможно получить из открытых источников.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ выявил, что суть метода экспертных оценок заключается в том, что в основе анализа лежит мнение одного эксперта или группы экспертов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте.
При этом основные трудности в решении проблем при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур его проведения и применения оптимальных методов обработки результатов, что требует от организаторов данного метода владение как существенными знаниями методики его проведения, так и глубокого понимания направления политического прогнозирования.
В данной работе проанализировали реальную крупнооптовую метизную компанию, основанную около 20 лет назад в Санкт-Петербурге, условно - ООО «ОптМетизы». Компания развивает три основных направления: оптовая продажа крепежа, производство нестандартного крепежа согласно чертежам заказчика, реализация фирменного фасованного крепежа розничным магазинам.
В работе поставлены цели:
1. Выявление тенденций рынка крепежных изделий в период глобальной нестабильности с целью дальнейшего создания долгосрочных сильных конкурентных позиций ООО «ОптМетизы».
2. Подтвердить актуальность и достоверность ранее выявленных тенденций рынка, полученных при кабинетном исследовании.
3. Выявить тенденции метизного рынка, которые не реализованы в исследуемой компании.
4. Собрать видения сотрудников ООО «ОптМетизы» по созданию долгосрочных сильных конкурентных позиций компании при существующих направлениях развития рынка.
В результате проведения экспертного интервью на промышленном рынке выявлены основные тенденции, необходимые в качестве актуальной информационной базы для принятия решения о создании сильных конкурентных преимуществ компании. Разделение экспертов на внутренних и внешних позволило объективно оценить ситуацию на метизном рынке. Достоверность и надежность оценок внешних экспертов подтвердилась в процессе сравнения с результатами кабинетного исследования. Вследствие чего отмечается полное сходство основных выявленных тенденций. Отмечается глубина, полнота и развернутость ответов внутренних экспертов, что объясняется большей заинтересованностью респондентов в дальнейшем применении полученных информационных данных компанией.
Список использованных источников
Монографии и периодические издания
- Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. / А.С. Ахременко. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - С. 197-215.
- Белостокова В.Ю. Специфика проведения экспертного интервью в промышленном маркетинге на примере метизной отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 13-17.
- Белостокова, В. Ю. Возможности и угрозы развития метизных компаний в период глобальной нестабильности // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Серия «Экономика и право». - 2015. - № 7-8. - С. 29-34.
- Григорьев Е.С. Механизм политического прогнозирования: теоретико-методологические принципы: дис. … канд. полит. наук: 23.00.01 / Е.С. Григорьев. - Саратов, 2006. - С. 49.
- Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований / А. П. Дурович. - Минск: Издательство Гревцова, 2015. – 386 с.
- Рогозин, Д. Фальсификация экспертности экспертного интервью // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований / Д. Рогозин, А. Яшина. - 2014. - № 4. – С. 32-45.
- Фирсанова, О. В. Конкурентоспособность компании на рынке B2B: особенности применения матричных методов к оценке // Журнал «Проблемы современной экономики» / О. В. Фирсанова, В. Ю. Белостокова. - 2015. - № 3. – С. 55-57.
- Хлебович, Д. И. Экспертный опрос как инструмент исследования проблем высшего профессионального образования: предпосылки и практика использования // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6. – С. 17-23.
- Экспертные оценки: методы и применение // Статистические методы анализа экспертных оценок / Д. С. Шмерлинг, С. А. Дубровский, Т. Д. Аржанова, А. А. Френкель. - Москва: Наука, 1977. – 280 с.
Интернет-ресурсы
- Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017)
- Даудрих, Н. И. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.m/data/2012/02/29/1265871301/14%20Экспертный%20 опрос.pdf. (дата обращения: 18.03.2017)
- Записки маркетолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/je/expert_ interview/ (дата обращения: 18.03.2017)
- Прогнозирование с помощью метода экспертной оценки: достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfprognoz.ru/prognozirovanie-s-pomoshhyu-metoda-ekspertnoj-ocenki-dostoinstva-i-nedostatki/ (дата обращения: 20.03.2017)
- Соловьева, Д. В. Экспертные методы в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iteam.ru/publications/marketing/section_22/ article_1321/ (дата обращения: 18.03.2017)
- Goldstone, Jack A., Using Quantitative and Qualitative Models to Forecast Instability. [Electronic resource] Special Report 204 of the United States Institute of Peace, March, 2008 – Mode of access :http://www.usip.org/files/resources/sr204.pdf (дата обращения: 18.03.2017)
Приложение 1
Рис. 1. Технология экспертного оценивания
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Прогнозирование с помощью метода экспертной оценки: достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfprognoz.ru/prognozirovanie-s-pomoshhyu-metoda-ekspertnoj-ocenki-dostoinstva-i-nedostatki/ (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. / А.С. Ахременко. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - С. 197. ↑
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Там же. ↑
-
Даудрих, Н. И. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.m/data/2012/ 02/29/1265871301/14%20Экспертный%20опрос.pdf. (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Григорьев Е.С. Механизм политического прогнозирования: теоретико-методологические принципы: дис. … канд. полит. наук: 23.00.01 / Е.С. Григорьев. - Саратов, 2006. С. 27. ↑
-
Goldstone, Jack A., Using Quantitative and Qualitative Models to Forecast Instability. [Electronic resource] Special Report 204 of the United States Institute of Peace, March, 2008 – Mode of access :http://www.usip.org/files/resources/sr204.pdf ↑
-
Прогнозирование с помощью метода экспертной оценки: достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfprognoz.ru/prognozirovanie-s-pomoshhyu-metoda-ekspertnoj-ocenki-dostoinstva-i-nedostatki/ (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Там же. ↑
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Там же. ↑
-
Даудрих, Н. И. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.m/data/2012/02 /29/1265871301/14%20Экспертный%20опрос.pdf. (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Даудрих, Н. И. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.m/data/2012/02/ 29/1265871301/14%20Экспертный%20опрос.pdf. (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Давыдовский Ф.Н. Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс] // Инвестиции, бизнес и право. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/metod-jekspertnyh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Прогнозирование с помощью метода экспертной оценки: достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfprognoz.ru/prognozirovanie-s-pomoshhyu-metoda-ekspertnoj-ocenki-dostoinstva-i-nedostatki/ (дата обращения: 20.03.2017) ↑
-
Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. / А.С. Ахременко. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - С. 198. ↑
-
Белостокова В.Ю. Специфика проведения экспертного интервью в промышленном маркетинге на примере метизной отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 13. ↑
-
Записки маркетолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/
je/expert_ interview/ (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований / А. П. Дурович. - Минск: Издательство Гревцова, 2015. С. 61. ↑
-
Соловьева, Д. В. Экспертные методы в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iteam.ru/ publications/marketing/section_22/article_1321/ (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Экспертные оценки: методы и применение // Статистические методы анализа экспертных оценок / Д. С. Шмерлинг, С. А. Дубровский, Т. Д. Аржанова, А. А. Френкель. - Москва: Наука, 1977. С. 19. ↑
-
Рогозин, Д. Фальсификация экспертности экспертного интервью // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований / Д. Рогозин, А. Яшина. - 2014. - № 4. – С. 32 ↑
-
Даудрих, Н. И. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.m/data/2012/ 02/29/1265871301/14%20Экспертный%20опрос.pdf. (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Белостокова В.Ю. Специфика проведения экспертного интервью в промышленном маркетинге на примере метизной отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 14. ↑
-
Соловьева, Д. В. Экспертные методы в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iteam.ru/ publications/marketing/section_22/article_1321/ (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Хлебович, Д. И. Экспертный опрос как инструмент исследования проблем высшего профессионального образования: предпосылки и практика использования // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6. – С. 19. ↑
-
Соловьева, Д. В. Экспертные методы в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iteam.ru/ publications/marketing/section_22/article_1321/ (дата обращения: 18.03.2017) ↑
-
Белостокова, В. Ю. Возможности и угрозы развития метизных компаний в период глобальной нестабильности // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Серия «Экономика и право». - 2015. - № 7-8. - С. 29. ↑
-
Фирсанова, О. В. Конкурентоспособность компании на рынке B2B: особенности применения матричных методов к оценке // Журнал «Проблемы современной экономики» / О. В. Фирсанова, В. Ю. Белостокова. - 2015. - № 3. – С. 55. ↑