Файл: Маркетинговое исследование рынка продукта компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты маркетингового исследования

1.1. Назначение маркетингового исследования

Компания может организовывать маркетинговые исследования различными способами[4]. Большинство крупных компаний имеют собственные исследовательские отделы, которые зачастую являются ключевыми звеньями внутри организации. Так, в компании P&G функция исследования рынка носит название «Знание о потребителе и рынке» [5]. Ее задача заключается в том, чтобы внести понимание потребителей в процесс принятия решений на всех уровнях. Специальные исследовательские группы взаимодействуют с представительствами P&G по всему миру[6]. Они включают глобальные бизнес-единицы, которые занимаются в основном вопросами долгосрочного марочного капитала и различных инициатив, и организации развития рынков, занимающиеся изучением локальных рынков и установлением партнерских отношений с розничными торговцами.

Маркетинговые исследования доступны не только крупным компаниям, располагающим большими бюджетами и соответствующими структурными подразделениями. В небольших компаниях задача проведения маркетинговых исследований, как правило, возлагается на всех сотрудников[7]. Компании могут также обращаться к услугам исследовательских фирм или же добывать необходимую информацию методами творческой импровизации, такими как:

1. Привлечение к разработке и проведению исследований студентов и преподавателей университетов. Такие компании, как American Express, Booz Allen Hamilton, GE, Hilton Hotels, Mars, Price Choppers и Whirhpool, организуют так называемые крауд-кастинги и спонсируют проведение конкурсов, в которых за победу борются соискатели степени МВА, разбитые на группы[8]. Выгода для студентов заключается в получении опыта и возможности заявить о себе; выгода для компаний состоит в получении свежего взгляда на решение проблем за малую часть той суммы, которую им пришлось бы заплатить консалтинговым фирмам[9].

2. Использование Интернета. Компании могут недорого получить весьма важную для себя информацию, регулярно посещая веб-сайты конкурентов, отслеживая чаты и используя онлайн-доступные данные[10].

1.2. Этапы маркетингового исследования и методы его проведения

Глава 2. Маркетинговое исследование на примере упаковочных материалов ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

2.1. Общая характеристика рынка упаковочных материалов Белгородской области

2.2. Сегментация рынка полипропиленовых мешков Белгородской области

2.3. Исследование отношения потребителей к продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

2.4. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка рекомендаций по развитию ассортимента

Глава 3. Рекомендации по проведению малобюджетных маркетинговых исследований

Заключение

Маркетинговое исследование – это систематическое планирование, сбор, анализ данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой ситуации, с которой столкнулась компания.

Список литературы

В 2015 г. основной объем реализованной продукции приходится на октябрь, так как основными потребителями продукции исследуемой организации стали производители сахара, что связано с сезонностью его производства. Наименьший объем продаж, составляющий 440 228 шт. (4 002 616 руб.), наблюдается в январе месяце, что связано с сезонностью спроса на продукцию исследуемой организации.

Проследим динамику изменения количества реализуемой продукции в 2014–2015 гг. (рис. 3).

Рисунок 2 - Динамика производства и реализации продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» за 2015 год

Рисунок 3 - Динамика реализации мешкотары ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» за 2014–2015 гг.

На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что во втором полугодии 2015 г. наблюдается стабильный рост объема продаж, однако из-за значительного сокращения объема продаж с января по май темпы роста по производству и реализации продукции сократились на 7,0%, и 2,4% соответственно.

2.2. Сегментация рынка полипропиленовых мешков Белгородской области

В процессе маркетинговой диагностики существующей системы управления продажами следует отдельное внимание уделить сегментации рынка полипропиленовых мешков, как в России, так и на рынке Белгородской области[35].

Всю совокупность потребляемых полипропиленовых мешков можно разделить по сферам применения на 6 условных групп:

– Для упаковки сахара.

– Для упаковки крупы.

– Для упаковки комбикорма.

– Для упаковки муки.

– Для упаковки химических продуктов, куда входят удобрения, технические смеси, реагенты.

– Для упаковки земли, торфа.

Из наиболее емких сегментов можно выделить производство и фасовку муки, сахара, крупы и химических материалов. Большинство полипропиленовых мешков расходится под сахар и муку – по 24% всех производимых в России мешков. Чуть меньше – около 22% – потребляется производителями и фасовщиками крупы. Порядка 16% забираются под упаковку химикатов, строительных и технических смесей, а также удобрений. На упаковку земли и торфа используется лишь 10% полипропиленовых мешков. И лишь 4% мешков изготавливается под заказ производителей комбикормов (рис. 4).


Рисунок 4 - Сегментация рынка полипропиленовых мешков

по сферам применения

ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» выпускает мешки для фасовки сахара, муки, соли, манной крупы, комбикорма. Доля отдельных видов выпускаемой продукции в общем объеме мешкотары представлена на рисунке 5. На основании данного рисунка можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в общем объеме реализуемой продукции занимают сахарные мешки объемом 50 кг (55,7%). Наименьший удельный вес занимает мешкотара для химической промышленности и для фасовки соли.

Рисунок 5 - Доля отдельных видов выпускаемой продукции

ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» в общем объеме мешкотары

Основными потребителями продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» в настоящее время являются предприятия, специализирующиеся на пищевой и химической промышленности. Среди них наиболее крупными являются: ООО «Сахар Золотухино» Курская область, ООО «Руссоль» Оренбургская область, ОАО «Елань Коленовский с-з» Воронежская область, ЗАО «Разумное-Траст» Белгородская область, ООО «Ромодановосахар» республика Мордовия, ОАО «Михайловохлебопродукты» Рязанская обл.

Доля потребителей продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» за 2015 г. представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Доля потребителей продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» за 2015 г.

2.3. Исследование отношения потребителей к продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

Для определения отношения основных потребителей к продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский», а также основных факторов, влияющих на их поведение, нами был проведен анкетный опрос.

При определении объема выборки применялся метод механического отбора. Расчетным путем определена численность выборки, которая составила 40 организаций-потребителей. Результаты, полученные в процессе опроса, отражены в таблице 4.


Таблица 4

Результаты проведенного опроса потребителей продукции

ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

Вопрос

Средний балл

1

2

1. Коммерческие аспекты сотрудничества

4,8

Конкурентоспособность продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» с точки зрения соотношения цена-качество

5

Качество и быстрота обработки заявок со стороны ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

5

Гибкость условий оплаты

4

Соблюдение договорных обязательств

5

Качество и быстрота рассмотрения Ваших претензий, выставленных ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» (если таковые были)

5

2. Удовлетворенность предоставляемыми продукцией и услугами

4,5

Соответствие качества продукции и услуг ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» требованиям и пожеланиям Вашей организации

4

Своевременность предоставления продукции и услуг

5

Качество используемых материалов

5

Отношение наших сотрудников при осуществлении договорных отношений

4

Компетентность и квалифицированность персонала

5

Соответствие тарифов ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» возможностям Вашей организации

4

3. ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» как деловой партнер

5

Ваше доверие к имиджу ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

5

Считаете ли Вы, что ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» дорожит Вами как клиентом

5

Продолжение таблицы 4

1

2

Возможность дачи рекомендаций другим потребителям воспользоваться нашими продуктами и услугами

5

4. Удовлетворенность технической и рекламной поддержкой

3,7

Возможность получить техническую поддержку или рекомендации:

3,7

Посредством телефонного обращения

5

Посредством обращения на сайт

3

При пользовании рекламно-информационными
материалами

3


Результаты таблицы 4 показывают, что, в целом, потребители удовлетворены качеством предоставляемой продукции и оказываемых услуг. Однако руководству ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» следует уделить отдельное внимание обратной связи с потребителями продукции, так как их не устраивает ответная реакция посредством обращения на сайт и по электронной почте, что, в свою очередь затрудняет работу с претензиями. Кроме того, отдельные потребители не удовлетворены гибкостью цен на продукцию организации и возможностью получения скидок, в том числе сезонных[36].

Отдельные предприятия-потребители продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» (около 80%) хотели бы видеть более гибкие условия оплаты получаемой продукции. Ряд потребителей отметили необходимость совершенствования качества работы персонала, в том числе сотрудников отдела сбыта, работающих с заявками и претензиями.

В целом же, потребители довольны качеством продукции и услуг ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» и в дальнейшем хотели бы сотрудничать с ним.

Что касается значимости факторов, влияющих на выбор ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» в качестве поставщика продукции, то их распределение выглядит следующим образом (рис. 7).

Рисунок 7 - Значимость факторов, влияющих на выбор ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» в качестве поставщика продукции

На основании рисунка 7 следует отметить, что краеугольным камнем в конкурентной борьбе ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» большинство потребителей считает качество выпускаемой продукции (29%).

Также преимуществами являются[37]:

– мобильность (скорость принятия решений) (15%);

– логистические удобства (наличие своего автопарка) (13%);

– широкая номенклатура выпускаемой продукции (13%);

– многолетний опыт работы на рынке полипропиленового мешка (10%).

2.4. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка рекомендаций по развитию ассортимента


Матрица Бостонской консультационной группы позволяет организациям классифицировать каждую ассортиментную группу по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» может определить, какая из ее СБЕ играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и какова динамика их рынков: развиваются, стабилизируются или сокращаются[38].

Для построения матрицы БКГ нами были рассмотрены основные ассортиментные позиции группы товаров «мешки» ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» (табл. 5).

Таблица 5

Исходные данные ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» для построения матрицы БКГ

Ассортиментная группа

Даля в сбыте, %

Позиция относительно ведущего конкурента

Рост
рынка, %

Мешок сахарный 50 кг

47.45

1.6

10

Мешок мучной 25 кг

4.84

0.7

1

Мешок мучной 50 кг

5.38

0.6

2

Мешок мучной 5 кг

3.79

1.2

12

Мешок меловой

29.41

1.2

9

Мешок мучной 10 кг

4.81

1.3

8

Мешок сахарный 30 кг

5.93

1.5

12

Мешок сахарный 25 кг

4.0

0.3

7

В качестве основного рынка сбыта нами рассматривался рынок России. Как видно из таблицы, большинство исследуемых ассортиментных групп является лидерами на рынке, так как доля ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» на рынке РФ составляет около 30%, что на 12% больше, чем доля ближайшего конкурента. Рынками, на которых ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» не занимает лидирующие позиции, определены:

– мешков мучных 50 кг и 25 кг. Здесь лидирующие позиции у ООО «Мособлполимер» г. Москва;

– мешок сахарный 25 кг. Данный вид товара реализуется множеством предприятий, и лидирующие позиции занимают сравнительно мелкие организации.