Файл: Маркетинговое исследование рынка продукта компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты маркетингового исследования

1.1. Назначение маркетингового исследования

Компания может организовывать маркетинговые исследования различными способами[4]. Большинство крупных компаний имеют собственные исследовательские отделы, которые зачастую являются ключевыми звеньями внутри организации. Так, в компании P&G функция исследования рынка носит название «Знание о потребителе и рынке» [5]. Ее задача заключается в том, чтобы внести понимание потребителей в процесс принятия решений на всех уровнях. Специальные исследовательские группы взаимодействуют с представительствами P&G по всему миру[6]. Они включают глобальные бизнес-единицы, которые занимаются в основном вопросами долгосрочного марочного капитала и различных инициатив, и организации развития рынков, занимающиеся изучением локальных рынков и установлением партнерских отношений с розничными торговцами.

Маркетинговые исследования доступны не только крупным компаниям, располагающим большими бюджетами и соответствующими структурными подразделениями. В небольших компаниях задача проведения маркетинговых исследований, как правило, возлагается на всех сотрудников[7]. Компании могут также обращаться к услугам исследовательских фирм или же добывать необходимую информацию методами творческой импровизации, такими как:

1. Привлечение к разработке и проведению исследований студентов и преподавателей университетов. Такие компании, как American Express, Booz Allen Hamilton, GE, Hilton Hotels, Mars, Price Choppers и Whirhpool, организуют так называемые крауд-кастинги и спонсируют проведение конкурсов, в которых за победу борются соискатели степени МВА, разбитые на группы[8]. Выгода для студентов заключается в получении опыта и возможности заявить о себе; выгода для компаний состоит в получении свежего взгляда на решение проблем за малую часть той суммы, которую им пришлось бы заплатить консалтинговым фирмам[9].

2. Использование Интернета. Компании могут недорого получить весьма важную для себя информацию, регулярно посещая веб-сайты конкурентов, отслеживая чаты и используя онлайн-доступные данные[10].

1.2. Этапы маркетингового исследования и методы его проведения

Глава 2. Маркетинговое исследование на примере упаковочных материалов ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

2.1. Общая характеристика рынка упаковочных материалов Белгородской области

2.2. Сегментация рынка полипропиленовых мешков Белгородской области

2.3. Исследование отношения потребителей к продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

2.4. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка рекомендаций по развитию ассортимента

Глава 3. Рекомендации по проведению малобюджетных маркетинговых исследований

Заключение

Маркетинговое исследование – это систематическое планирование, сбор, анализ данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой ситуации, с которой столкнулась компания.

Список литературы

Этнографическое исследование представляет собой особый способ наблюдения, в котором используются концепции и методы, заимствованные из антропологии и других социальных наук для получения более глубокого понимания того, как живут и работают люди данной культуры. Исследователь должен погрузиться в жизнь потребителей для выявления их потаенных желаний, о которых невозможно узнать с помощью других методов исследований. Такие фирмы, как Fujitsu Laboratories, Herman Miller, IBM, Intel, Steelcase и Xerox, умело используют этнографические исследования для разработки своих прорывных продуктов[24].

Этнографические исследования не ограничиваются только потребительскими товарами на рынках развитых стран. Они могут проводиться и на рынках В2В. Например, этнографическое исследование GE в индустрии новых синтетических волокон показало, что такая продукция не является массовой и не покупается только на основе цены. Напротив, оказалось, что эта отрасль требует индивидуального подхода к каждому покупателю и сотрудничества с ним уже на ранних этапах проектирования нового материала. На рынках развивающихся стран этнографические исследования также могут быть очень полезны, особенно в отдаленных сельских областях, так как маркетологи часто плохо знают проживающих на этих территориях потребителей[25].

Фокус-группа состоит из 6–10 человек, отбор которых производится исходя из конкретных демографических, психографических и прочих факторов. Их просят провести несколько часов вместе за обсуждением различных тем. Участникам фокус-группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Профессиональный ведущий (модератор) предлагает для обсуждения темы и вопросы, заранее подготовленные менеджерами по маркетингу.

Ведущие пытаются выявить потенциально полезные идеи, стараясь анализировать реальную мотивацию потребителей и их действия. Собрания фокус-групп, как правило, записываются на аудио- или видеопленку, а сами маркетологи находятся в соседней комнате и наблюдают за происходящим через полупрозрачное зеркало[26].

Опрос участников фокус-группы зарекомендовал себя в качестве полезного предварительного шага перед началом широкомасштабных исследований, однако исследователь все же должен с большой осторожностью распространять полученные выводы на рынок в целом (в силу малого объема выборки и низкой репрезентативности) [27].


Для получения обобщенного портрета покупателя компания проводит статистический обзор знаний, убеждений, предпочтений и степени удовлетворенности людей. Опросы потребителей могут осуществляться собственными силами или с помощью сторонней фирмы, например в торговых центрах. Многие маркетологи проводят опросы онлайн, чтобы облегчить рассылку e-mail и анкет и получение ответов на задаваемые вопросы[28]. Но как бы компании ни проводили свои исследования — онлайн, по телефону или лицом к лицу, — они должны понимать, что информация, извлекаемая из огромных массивов данных, имеет большую ценность[29].

Разумеется, при ежемесячном проведении многочисленных опросов компании будут затрачивать слишком много сил на такую деятельность и наблюдать снижение показателей отклика. Поэтому опрос должен быть недолгим и проводиться не чаще двух раз в месяц. Предоставление стимулов является еще одним способом, помогающим компаниям побуждать потребителей давать ответы на задаваемые вопросы. Gap и Jack in the Box предлагают купоны на покупку товаров со скидкой или возможность выиграть денежный приз[30].

Точность эксперимента возрастет, если попробовать повторить его, изменяя тариф или предлагая одну и ту же цену в течение нескольких полетов на нескольких маршрутах.

Находящиеся в распоряжении маркетологов инструменты сбора первичных данных могут быть разбиты на три основных типа: анкеты, качественные методы и механические устройства[31].

Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Перед каждым широкомасштабным исследованием необходимо тщательно разработать и протестировать используемые в нем анкеты. Непрофессиональный подход к их составлению неизбежно приводит либо к искажению реальной картины, либо к невозможности разумной интерпретации полученных данных. Разрабатывая анкету, специалист по маркетинговым исследованиям обращает внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Форма задаваемых вопросов влияет на содержание ответов. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. В свою очередь, открытые вопросы часто позволяют получить более интересную информацию. Вопросы такого типа особенно полезны на ознакомительном этапе исследования, когда важно понять, что и как думают потребители, а не определить число покупателей, придерживающихся того или иного мнения[32].


Некоторые компании отдают предпочтение качественным методам исследования потребительского мнения, потому что действия потребителей не всегда соответствуют их ответам на вопросы анкет[33].

Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать вывод, что маркетинговое исследование – это систематическое планирование, сбор, анализ данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой ситуации, с которой столкнулась компания. При помощи исследований могут быть решены такие задачи, как анализ потребительских предпочтений, прогноз продаж, оценка эффективности рекламы. Интернет, как среда, содержащая большой объем информации может быть эффективно использован для проведения маркетинговых исследований. Проведение маркетингового исследования позволяет оценить текущее состояние рынка, перспективы его развития, возможности выхода на рынок и разработать наиболее эффективную маркетинговую стратегию.

Глава 2. Маркетинговое исследование на примере упаковочных материалов ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»

2.1. Общая характеристика рынка упаковочных материалов Белгородской области

Согласно результатам исследования, в настоящее время на территории России производство полипропиленовых мешков налажено примерно на 85 предприятиях. Все они размещены неравномерно по регионам РФ (табл. 2).

Таблица 2

Распределение численности предприятий-производителей
полипропиленовой мешкотары по округам РФ

Округ

Количество предприятий

Сибирский

24

Центральный

24

Приволжский

13

Южный

10

Северо-Западный

4

Уральский

3

Дальневосточный

2


Наибольшая концентрация производств наблюдается в 2-х федеральных округах – Сибирском и Центральном. Здесь расположено максимальное количество предприятий – по 24 предприятия. Слабое присутствие производственных компаний отмечается в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном регионах – в них работают лишь по 2–4 производителя. Наиболее крупными промышленными предприятиями в данной области являются:

1. ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский».

2. ООО «Мособлполимер».

3. ТОО «Новопэк» (Казахстан).

4. ООО «Полимер-Юг».

5. Компания «СУРОПЛАСТИК».

6. ОАО «Ставропласт».

7. ООО «ПолиТэр».

8. ООО «Мир мешков».

9. ООО «Сарпак».

10. ООО «Белгородский завод полимерных материалов».

Совокупный годовой объем производства отечественных производителей составил в 2015 г. 12,5 млн шт. полипропиленовых мешков, что в тоннажном выражении составляет около 455 млн тонн. На рынке Белгородской области в среднем представлено около 10 предприятий, среди них:

– ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»;

– ООО «Белгородский завод полимерных материалов»;

– ООО «Авантпак-Белгород»;

– ООО «Сурапластик»;

– ООО «АЛЕНА».

Наиболее крупным из представленных промышленных предприятий является ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский». Следуя традициям высокого качества продукции и являясь интенсивно развивающейся компанией, ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» сегодня приобрел статус крупнейшего представителя отрасли в Черноземье.

Миссией компании ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» является разработка наиболее выгодных решений упаковки в соответствии с требованиями клиента. Совместно с клиентами решаются стоящие перед заводом задачи, используя знания и опыт лучших специалистов отрасли. Индивидуальный подход к каждому заказчику, современные сырьевые материалы, передовые технологии способны обеспечить прекрасный результат и решить самые требовательные задачи при фасовке и упаковке различных товаров[34].

ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» предлагает упаковку, которая не только создает оптимальные условия транспортировки и хранения товара, но и способствует его продвижению на рынке, повышает узнаваемость брэнда.

Для более ясной картины, связанной с производством и реализацией продукции ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский», в 2015 г. нами проанализированы данные значения помесячно (табл. 3).


Таблица 3

Помесячный анализ производства и реализации продукции
ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский» за 2015
год

Месяц

Остаток на начало месяца, шт.

Произведено,
шт.

Реализовано
всего, шт.

На сумму с
НДС, руб.

Средняя
цена, руб.

Январь

1 673 396

1 169 027

440 228

4 002 616

9.09

Февраль

2 402 195

1 927 917

2 066 794

20 584 592

9.96

Март

2 263 318

2 087 180

1 136 434

10 490 380

9.23

Апрель

3 214 064

1 513 122

1 059 360

9 239 386

8.77

Май

3 667 826

1 444 164

901 914

8 289 826

9.19

Июнь

4 210 076

2 457 475

2 410 544

23 404 354

9.71

Июль

4 257 007

2 535 755

2 403 037

23 348 322

9.72

Август

4 389 725

2 538 934

2 614 242

25 981 755

9.94

Сентябрь

4 314 467

2 322 247

3 038 202

29412 053

9.68

Октябрь

3 598 512

2 859 781

4 285 544

41 648 298

9.72

Ноябрь

2 172 749

2 752 042

3 415 454

34 070 296

9.93

Декабрь

1 509 337

2 799 010

3 353 328

30 151 740

8.99

Всего с начала года:

26 406 704

27 125 031

260 674 618

9.61

На основе представленных в таблице 3 данных можно констатировать тот факт, что, в целом, произведенная продукция в 2015 г. реализуется на 100%. Данная тенденция связана с тем, что был закрыт доступ на рынок Белгородской области украинских производителей мешкотары. Графически данную динамику можно увидеть на рисунке 2.