Файл: Стандарты управления проектами (Жизненный цикл проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Зачастую характеризуя проект употребляют слова говорящие о его уникальности, неповторяемости целей, условий реализации, результатов проектов. Глядя на это , как можно стандартизировать проект? А если и можно, то нужно ли? Не будет ли это препятствием, сковывающим инициативу, приводящим неверным решениям? В то время как для западных менеджеров основными являются психологические аспекты управления и умение налаживания межличностных отношений в проекте, то их отечественные коллеги предпочитают процедурный подход. Это действительно так (по крайней мере, в отношении российских менеджеров) и означает, что работа в рамках определенных ограничений и стандартов, является для наших менеджеров не просто привычной (вспомним хотя бы советские ГОСТы), но и вполне комфортной. Неговоря уже о руководстве компании, для которого наличие и исполнение таких стандартов означает гарантированный уровень качества выполнения проектов?

В данной теме я опишу сущность проекта,его жизненный цикл и методы применяемы для его исполнения. А в качестве примера приведу ряд национальных и зарубежных стандартов позволяющих контролировать качество проекта,облегчающих работу как руководителей так и исполнителей проектов. Целью курсовой работы является рассмотрение видов стандартов и ГОСТов.При написании работы я опиралась на издание Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы, что бы описать методологию управления проектами. Рассматривая проект и его сущность, я отталкивалась от самоучителя «Основы управления проектами», а так же много информации было взято с надежных сайтов.

1. Теория управления проектами

1.1 Сущность проекта

В отечественной практике понятие «проект», а тем более «инвестиционный проект» до недавнего времени использовалось преимущественно в технической сфере. Под «проектом» обычно подразумевалась разработка документации для создания каких-либо зданий или сооружений. А сам процесс разработки назывался проектированием.

В зарубежных странах для обозначения данного процесса проектирования использовался другой термин – designing (дизайн, проектирование здания, разработка изделия), а понятие project (проект) трактуется более широко.

Существует ряд определений понятия «проект», каждое из которых имеет право на существование. Специалисты по управлению проектами пользуются тем из них, что наиболее подходит к решаемой ими задаче.[26]


Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

«Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

Уникальность продуктов или услуг проекта обусловливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.[18]

Проект как объект управления изучается в таком разделе современной теории управления как управление проектами (УП). Исторически сложились четыре обширных раздела теории управления проектами.

1. Календарно-сетевое планирование и управление (КСПУ), использующее методы теории графов для построения и оптимизации сетевого графика проекта и распределения ресурсов. Это направление появилось в начале 50-х годов XX века и долгое время под управлением проектами понималось именно КСПУ.

2. «Методология» управления проектами, отражающая сложившуюся на сегодняшний день терминологию и успешный опыт реализации проектов. Это направление, которое условно можно считать разделом менеджмента, выделилось в самостоятельное в начале 80-х годов XX века, и сегодня большинство, как теоретических исследований, так и практико-ориентированных работ по управлению проектами, относятся именно к этому направлению.

3. Механизмы управления проектами – организационные процедуры принятия управленческих решений, основывающиеся на разработке и анализе математических моделей организационного управления проектами. Это направление появилось в начале 70-х годов XX века и может рассматриваться как раздел 8 общей математической теории управления организационными и социально-экономическими системами.

4. Информационные системы управления проектами (ИСУП), позволяющие получать, хранить, перерабатывать и использовать для принятия решений информацию о проекте и его окружении. Информационное обеспечение УП стало самостоятельным направлением информационных систем с середины 80-х годов XX века, и на сегодняшний день существует множество программных средств управления проектами самого разного масштаба.[2]

  • В проекте должны быть четко определены:
  • Цели и запланированные результаты
  • Уровень качества
  • Этапы и сроки выполнения работ
  • Бюджет по срокам и видам работ

Перечисленные выше параметры – область охвата, качество, время, и стоимость - тесно связаны между собой. Область охвата, время, и стоимость образуют так называемый треугольник проекта (рис 1). Качество находится в центе этого треугольника. Изменение любой из сторон треугольника неизбежно ведет к изменению остальных сторон проекта и оказывает влияние на качество. Увеличение области охвата может привести к увеличению времени. Дополнительное время позволит повысить качество отдельных работ и всего проекта. С другой стороны, увеличение времени или области охвата предполагает дополнительные расходы.

В процессе своего развития проект проходит через несколько этапов, которые составляют жизненный цикл проекта.[3]

качество

время

стоимость

область охвата

Рис. 1. Треугольник, иллюстрирующий взаимосвязь между параметрами проекта

Каждый проект уникален и заключает в себе совокупность процессов, которые ограничены временными рамками. Глядя на сущность проекта можно применить соответствующую теорию по управлению проектами. Основной целью управления проектом является качество конечного результата.

1.2 Жизненный цикл проекта

Каждый проект состоит из этапов (фаз). Этапы проекта могут следовать один за другим, пересекаться и идти параллельно. Совокупность таких этапов и называют жизненным циклом проекта. 

Жизненный цикл проекта определяют фазы, которые связывают начало проекта с его завершением.

Каждая фаза знаменуется получением одного или нескольких результатов.[19]

Характеристики фаз проекта (терминология)

1.Замысел (идея)

2.Прединвестиционная фаза:

Анализ проблем и препятствий

Разработка концепции

Разработка бизнес плана +Предварительный план

Анализ уровня риска

3.Разработка проекта:

  • Заключение контрактов
  • Формирование  команды проекта
  • Структурное планирование
  • Разработка окончательного плана проекта

4.Реализация проекта:

  • Выполнение работ проекта
  • Мониторинг
  • Управление ходом

5.Ликвидация проекта:

  • Эксплуатационные испытания
  • Подготовка кадров для текущей эксплуатации
  • Сдача объекта заказчику
  • Подготовка итоговых документов
  • Возврат кредита [6]

Рис.2 Распределение  трудозатрат  по фазам жизненного цикла


Инвестиционный цикл принято делить на фазы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:

  • прединвестиционную – от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта;
  • инвестиционную – включающую проектирование, заключение договора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.;
  • операционную (производственную) – стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта);
  • ликвидационную – когда происходит ликвидация последствий реализации ИП.

Прединвестиционная фаза включает несколько стадий:

а) определение инвестиционных возможностей;

б)  анализ с помощью специальных методов альтернативных вариантов проектов и выбор проекта;

в) заключение по проекту;

г) принятие решения об инвестировании.

Каждая стадия инвестиционного проекта должна способствовать предотвращению неожиданностей и возможных рисков на последующих стадиях, помогать поиску самых экономичных путей достижения заданных результатов, оценке эффективности ИП и разработке его бизнес-плана.

На прединвестиционной фазе необходимо сформулировать инвестиционный замысел (идентифицировать проект). Идеи осуществления инвестиционного проекта появляются в связи с неудовлетворительным спросом на товары и услуги, наличием временно свободных средств, желанием реализовать предпринимательские способности и т.п. Как правило, рассматривается несколько вариантов бизнес-идеи и отклоняются варианты, предполагающие высокую стоимость, чрезмерный риск, отсутствие надежных источников финансирования.[16]

1.3 Двухфазная модель жизненного цикла

Основные этапы ЖЦП формируются в логико-временной структуре деятельности. Ранее отмечено, что состав фаз различается по отраслям и по позициям соответствующих авторов-методистов, разрабатывающих модели управления. Интерес представляет пример двухфазного состава структуры ЖЦ. Его содержание включает фазу разработки и фазу реализации. Характеристики фазы разработки отражают деятельность по:

формулированию целей;

  • выработке структуры и моделей проекта;
  • созданию и анализу планов;
  • принятию соответствующих моделям решений;
  • согласованию и утверждению проектной документации.

Вопрос перехода от фазы разработки в фазу реализации в модели не является принципиальным. Действительно, часто на практике, особенно российской, реализационные мероприятия начинаются задолго до того, как проектно-сметная документация прошла все этапы согласований, или весь комплекс решений (например, по закупу оборудования) принят полностью. Содержание второй фазы определяется следующим:


  • реализацией намеченных ранее планов;
  • исполнением по принятым решениям;
  • достижением результатов по заданным предметным областям;
  • коррекцией действий под внешним динамическим воздействием.

Двухфазная модель ЖЦП не столько применима на практике, сколько обладает мощным методологическим потенциалом, раскрывающим сущностные моменты проектной этапности. Благодаря ей реально оценить динамику вложенных усилий по фазам, динамику возникновения потенциальных рисков и динамику стоимости изменений в проекте. Таким образом, три базовых критерия (содержание, ограничения и риски) находят свое выражение на временной ленте проекта. Динамический анализ указанных параметров в диаграммной форме представлен далее.

Рис.3 Зависимость основных параметров проекта от фаз ЖЦП

Проведем небольшой анализ представленной визуальной модели. Пик трудоемкости и финансовых затрат достигает максимума на стадии реализации (красная линия). Кривая смещена вправо и отражает содержание динамики усилий команды и бюджетных расходов на решение задач проекта. Основные неудачи подстерегают в самом начале, и затем постепенно вероятность рисковых событий сходит на нет по мере реализации (зеленая линия). Цена вопроса в случае внесения изменений в проект резко возрастает с момента начала стадии реализации, поэтому основную массу уточнений желательно вносить на этапах разработки (оранжевая линия).[25]

Благодаря упорядоченной последовательности фаз жизненного цикла и строгого соответствия требованиям, гарантия того что проект завершиться успешно значительно возрастает. Каждая фаза содержит в себе подфазы, что делает задачу более понятной, позволяет сделать акценты на каждом этапе планирования и реализации проекта.

1.4. «Методология» управления проектами

Методология управления проектами – это подход к формированию набора методов, который структурирует систему управления проектами и отражается в руководствах.[4]

Зачем нужны методологии? Подходы к выбору методологий, моделей и стандартов зависят от предполагаемой цели использования. Обычно методологии используются для разных задач:

  • Как эталон (желаемое состояние) управления ИТ-проектом и ИТ-компанией «эффективная методология – серебряная пуля»;
  • Для обоснования существующей практики управления проектами. Как доказательство (обоснование) правильности принятых решений
  • Как руководство, содержащее конкретные рекомендации –«методология»
  • Как набор требований, предъявляемых клиентами, партнерами, собственниками, государственными организациями, профессиональными объединениями – «стандарт»
  • Для обеспечения «эффективного» диалога между менеджментом, участниками проектных команд, клиентами и субподрядчиками – «глоссарий»
  • Для понимания существующей практики – «концепция».[15]