Файл: Методы нормирования труда ПАО «Аэрофлот».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предполетная подготовка летного состава экипажей регламентируется руководством по производству полетов (РПП).

После изучения объекта исследования была составлена хронометражно-наблюдательная карта, отражающая этапы процесса предполетной подготовки (рис. 1).

Рис. 1. Хронометражная карта рабочего времени предполетной подготовки летного экипажа

При проведении хронометража был применен выборочный метод - то есть изучена лишь некоторая часть рейсов. Выборочная совокупность - это часть объектов генеральной совокупности, от которых исследователь получает необходимые сведения (проводя, например, интервью), а затем экстраполирует (распространяет) полученные результаты на всю генеральную совокупность.

Однако для этого необходимо отбирать объекты, входящие в выборку, с соблюдением определённых процедур. Можно отметить, что основными требованиями к выборке можно считать:

-репрезентативность (представительность, способность быть отражением генеральной совокупности);

-случайность формирования (каждый объект генеральной совокупности должен иметь равную вероятность быть отобранным);

-достаточность объема для получения статистически значимых результатов.

Из предоставленного заказчиком расписания рейсов, определяющего объем генеральной совокупности, произведена выборка рейсов для проведения хронометража.

Выборка: вероятностная, простая, случайная, бесповторная (табл. 1). Среднее квадратическое отклонение (СКО) времени предполетной подготовки определено на основе экспертных оценок исходя из правила "трех сигм". Предельная ошибка выборки принята равной половине СКО. Доверительная вероятность 0,95. Коэффициент доверия 2. Объем выборки рассчитан по формуле:

(3)

После определения объема выборочной совокупности для проведения хронометража предполетной подготовки проведен выбор рейсов, подлежащих хронометражу (случайным образом методом жеребьевки), составлен план-график проведения исследований (наблюдений) как предполетной подготовки, так и послеполетных работ летных экипажей.

Таблица 1

Объем выборочной совокупности для проведения хронометража предполетной подготовки летных экипажей

Обработка и анализ хронометражных наблюдений состоят из следующих этапов:

- исключение из хронорядов ошибочных замеров, которые были отмечены наблюдателями;


- проверка качества хронорядов путем вычисления коэффициента устойчивости;

- расчет средней величины продолжительности выполнения операции в целом и каждого из ее элементов при условии устойчивых хронорядов;

- сравнение нормативной и фактической продолжительности исследуемой операции, выявление рассогласований и выработка предложений по их устранению.

Хроноряд считается устойчивым при условии, если фактический коэффициент устойчивости меньше или равен максимально допустимому. Труд пилотов может быть отнесен к категориям мелкосерийного производства и ручной работе, поэтому для анализа результатов наблюдения в качестве допустимого принят КУСТ =3.

При обработке результатов наблюдений в качестве момента начала производственной операции «Предполетная подготовка» принимается самое раннее из трех событий: «встреча экипажа», «прохождение медосмотра», «получение полетного задания». Это связано с тем, что у экипажа нет четкого регламента последовательности указанных действий, поэтому место и время встречи экипажа наблюдателем неоднозначны. Наблюдатель вынужден фиксировать все три события, используя при необходимости журнал медсанчасти и журнал выдачи полетных заданий.

В связи с этим появляется такой элемент производственной операции, как «Прочие затраты РВ (до брифинга)». К этому элементу операции относится время от начала производственной операции до начала элемента «предполетный брифинг», которое может включать в себя прохождение медосмотра, получение полетного задания, кратковременный перерыв или потери рабочего времени (РВ). Поскольку точно определить состав затрат РВ в данном элементе не представляется возможным, но затраты эти осуществляются в самом начале производственной операции, целесообразно отнести их не к потерям РВ, а ко времени «выполнения производственного задания».

Прохождение медосмотра экипажем не выделяется как отдельный элемент производственной операции, поскольку оно происходит либо в процессе предполетного брифинга, либо до брифинга (прочие затраты РВ) и учитывается в составе одного из этих двух элементов.

В качестве момента окончания производственной операции «Предполетная подготовка» принимается время фактического отправления (закрытие двери / отгон трапа / уборка колодок), которое определялось с использованием системы IPJ. Результаты анализа хронометражных наблюдений производственной операции «Предполетная подготовка» представлены в табл. 2. Хроноряды по отдельным категориям рейсов более устойчивы. Это говорит о том, что продолжительность рейса является одним из факторов, влияющих на длительность выполнения исследуемой операции. Нормативное время на выполнение производственной операции «Предполетная подготовка» составляет 1 ч. По результатам анализа хронометражных наблюдений среднее время на выполнение данной операции по всей генеральной совокупности (604 рейса) составляет 1 ч 50 мин ±5 мин Такое значительное (кратное!) превышение фактического времени над нормативным при хорошей (<=2) устойчивости хроноряда свидетельствует о несовершенстве установленных норм.


Таблица 2

Результаты анализа хронометражных наблюдений производственной операции «Предполетная подготовка»

Таким образом, анализ рабочего времени летных экипажей методом хронометража позволил сформулировать рекомендации по пересмотру нормы времени выполнения производственной операции «Предполетная подготовка» в сторону увеличения.

Заключение

На любом предприятии, независимо от формы собственности, большое значение имеет эффективность производственного процесса, т.е. его осуществление с наименьшими затратами рабочего времени и оборудования. Главное условие рационализации производственного процесса – систематическое изучение затрат рабочего времени и использование материалов наблюдения. На их основе делают выводы о наличии “узких мест” на предприятии, о причинах и размерах потерь рабочего времени, намечают мероприятия по совершенствованию труда и производства.

Совершенствование трудового процесса предполагает рациональное сочетание во времени всех элементов труда, а также установление взаимосвязи участников производства.

Нормирование труда является основой организации заработной платы. Установление норм труда преследует цель гарантировать обществу определенную производительность труда, а работнику определенный уровень заработной платы. По выполнению норм труда оценивается трудовая деятельность каждого работника и оплачивается его труд. Без нормирования труда невозможна реализация экономического закона распределения по труду. Научно обоснованные нормы труда позволяют оценить результаты трудовой деятельности каждого работника, каждой бригады и сравнить их результаты. Только при сравнении выявляются передовики и отстающие.

Научно обоснованные нормы труда, правильно отражая конкретные условия, обеспечивают повышение производительности труда. Если же нормы труда занижены, они могут породить благодушие или пессимизм, что отрицательно сказывается на результатах производительности, если нормы завышены, они невыполнимы. В обоих случаях будет тормозиться рост производительности труда. Таким образом, все изменения в организации труда и производства, технике и технологии работ отражаются, прежде всего, в нормах труда. И уровень норм труда является показателем уровня организации производства и труда на предприятии.


Таким образом нормирование труда играет важнейшую роль в слаженном механизме работы и функционирования предприятия, вследствие чего необходимы методы определяющие данные нормы.

Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир воздушного судна перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий. По существующим нормам экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее, чем за 1 ч до намеченного времени вылета, а в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках - с момента явки экипажа в АДП.

Обработка и анализ хронометражных наблюдений состоят из следующих этапов:

- исключение из хронорядов ошибочных замеров, которые были отмечены наблюдателями;

- проверка качества хронорядов путем вычисления коэффициента устойчивости;

- расчет средней величины продолжительности выполнения операции в целом и каждого из ее элементов при условии устойчивых хронорядов;

- сравнение нормативной и фактической продолжительности исследуемой операции, выявление рассогласований и выработка предложений по их устранению.

Хроноряд считается устойчивым при условии, если фактический коэффициент устойчивости меньше или равен максимально допустимому. Труд пилотов может быть отнесен к категориям мелкосерийного производства и ручной работе, поэтому для анализа результатов наблюдения в качестве допустимого принят КУСТ =3.

При обработке результатов наблюдений в качестве момента начала производственной операции «Предполетная подготовка» принимается самое раннее из трех событий: «встреча экипажа», «прохождение медосмотра», «получение полетного задания». Это связано с тем, что у экипажа нет четкого регламента последовательности указанных действий, поэтому место и время встречи экипажа наблюдателем неоднозначны. Наблюдатель вынужден фиксировать все три события, используя при необходимости журнал медсанчасти и журнал выдачи полетных заданий.

Таким образом, анализ рабочего времени летных экипажей методом хронометража позволил сформулировать рекомендации по пересмотру нормы времени выполнения производственной операции «Предполетная подготовка» в сторону увеличения.

Список литературы

  1. Андреев В. А., Пенкин Г. П. Автоматизированные системы управления предприятиями. - М., 2010.
  2. Бортников А. П. «Нормативный учет затрат на производстве» - М., 2010.
  3. Васильева Э.К., Юзбашев М.М. Выборочный метод в социально-экономической статистике: учеб. посо- бие. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010.
  4. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов, 2008.
  5. Грузинов В.П. «Экономика предприятия» – М., 2012.
  6. Егоршин А.П., Зайцев А.К. "Организация труда персонала", 2011.
  7. Мельник М. В. «Анализ и оценка систем управления на предприятиях» - М., 2011.
  8. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г. Теория статистики: учеб. пособие. - М.: Изд. МЭСИ, 2005.
  9. Пашуто В.П. «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» - Учебно-практическое пособие, издательство «Кнорус», 2014.
  10. Руководство по производству полетов эксплуатанта. - Аэрофлот. - 2011. – Ч. А. - Глава 7. - П. 7.2.2.
  11. Степанов В.Г. Статистика: учебный курс. - [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс, Московский институт экономики, менеджмента и права, Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010. - Ч. 1.
  12. Чернова Т.В. Экономическая статистика: учеб. пособие. – [Электронный ресурс]: электронный учебник, Административно-управленческий портал, 2011