Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования (Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации
1.2 Понятие, система и принципы государственной службы
1.3 Классификация государственных служащих
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Поступление на государственную службу
2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
2.3 Прохождение, прекращение и гарантии государственной службы
ГЛАВА 3. ПООЩРЕНИЯ, НАГРАЖДЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно Конституции Российской Федерации, как минимум, граждане Российской Федерации имеют право жить в демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления, где права и свободы человека являются высшей ценностью. Но для того, чтобы существовало такое государство, необходимо, стабильное функционирование органов государственной власти. Для обеспечения их полномочий должна быть создана удовлетворяющая предъявляемым требованиям система государственной службы.
Нашей страной пройден значительный путь к признанию важности и ценности государственной службы вплоть до ее конституционного признания и гарантирования. За указанный период сменились подходы в правовом регулировании системы этого социально-правового института, достаточно сослаться на проводимую административную реформу в системе органов исполнительной власти, предложения о реформировании органов законодательной власти.
Речь идет не просто о попытке компромиссного приспособления системы государственных органов к новым социально-политическим и экономическим условиям, а о создании эффективной системы государственной службы на основе принципов организационной самостоятельности и относительной независимости указанных институтов, определении единых правовых основ системы государственной службы.
Цель данной работы – показать роль государственной службы, в управлении таким сложным механизмом как государство, через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить правовые и организационные основы системы государственной службы в РФ, историю развития законодательства о государственной службе Российской Федерации, понятие, систему и принципы государственной службы, классификацию государственных служащих, рассмотреть условия прохождения государственной службы, поступление на государственную службу, подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, прохождение, прекращение и гарантии государственной службы, а так же изучить поощрения, награждения и ответственность государственных служащих.
Объект исследования – институт прохождения государственной службы, предметом исследования являются государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной службы.
Методологическую основу курсовой работы составляют как классические (формально-логический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой), так и современные (социологический и системный) методы научного познания.
В данной работе были использованы труды таких авторов как: ОвсянкоД.М., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Старилов Ю.Н., Гришковец А.А., Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г
Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании предложений по совершенствованию системы государственной службы, повышении эффективности государственной политики в сфере реформирования данного института, в возможности использования ряда положений в учебном процессе высших учебных заведений, системе подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.
Результаты исследования могут представлять интерес для преподавания учебных дисциплин как общетеоретического, так и специального профиля: истории государства и права России, муниципального, конституционного, административного права, а также по специальным проблемам теории государства и права.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации
Коррупция в различных формах своего проявления непрерывно связана с существованием человечества. Это, своего рода, негативное явление, которое известное с незапамятных времен. Коррупция всегда существовала там, где существовали группы людей при том или ином политическом режиме и в условиях различных социально-экономических формаций. Тем не менее, во все времена власть пыталась бороться с коррупцией или свести ее к социально приемлемому уровню терпимости обществом.
Впервые об ограничении коррупционных действий принадлежит еще Ивану IV. Он ввел Судную грамоту, которая устанавливала за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления наказание смертной казнью[1].
При Петре I расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Он старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы России, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. Петр I в годы своего правления ввел срок прохождения государственной службы для воевод не более 2 лет. А также в 1714 г. Издает новый указ, который ужесточал наказание за корыстное злоупотребление на службе[2].
В период правления Петра I и Екатерины II явление коррупции в государственной службе достигало огромных размеров и ужесточение и широкое применение карательных мер не давало видимых результатов. Поэтому в царской России в 1845 году было принято «Уложение о наказаниях уголовных». Основное содержание данного документа было направлено на борьбу с взяточничеством в государственной службе, было дополнено законодательство об ответственности за проявление данного явления. Глава называлась «О мздоимстве и лихоимстве». В главе указывалось два способа получение взятки: взятка-благодарность и взятка-откуп[3].
В период Дореволюционной России были впервые предприняты попытки остановить распространение коррупции в государственной службе.
Однако, уже в СССР коррупция на государственной службе снова приобрела свой расцвет. Все попытки противодействия коррупционным проявлениям оказались четными, это обуславливалось подходами к пониманию, изучению и анализу данного явления в Советском Союзе.
В первую очередь, Советские власти убрали термин «коррупция» из употребления, заменив его «попустительством», «злоупотреблением служебного положения», «взяточничество». Отрицая сам термин, они отрицали понятие, а, следовательно, и само явление «коррупция», считая его лишь пережитком былых времён – «порождение» эксплуатационного общества[4].
Тем не менее, первый советский антикоррупционный документ был всего на полгода моложе советской власти. Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривал не менее 5 лет лишения свободы и привлечение «к наиболее тяжёлым и неприятным принудительным работам». Уголовный кодекс 1922 года грозил за взятки расстрелом.
В современной России процессы коррупции также актуальны, как и много лет назад. В Российской Федерации методами борьбы с коррупцией выступают различные антикоррупционные федеральные законы и программы, как на региональных, так и на областных уровнях.
В 1992 году вышел Указ первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Данный указ являлся первым документом, носящим антикоррупционное направление и стал первым нормативно-правовым актом российского законодательства по борьбе с коррупцией на государственной службе.
В ноябре 1997 года был принят закон «О борьбе с коррупцией». Положения данного закона легли в основу законопроекта «О противодействии коррупции».
Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года является основным документом, регламентирующий коррупционные явления на территории Российской Федерации, в частности на государственной службе[5].
Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. При данном совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов, что позволяет наиболее конструктивному противодействию коррупции на государственной службе.
Среди международных документов следует также выделить Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 51/59 «Борьба с коррупцией». Приложение к данной Резолюции содержит Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который, как ясно из названия содержит основные правила поведения государственных должностных лиц.
25 декабря 2008 года был подписан пакет законов президентом России Д.А. Медведевым о противодействии коррупции[6].
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства. Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.
В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.
Таким образом, для эффективного становления антикоррупционного законодательства необходим комплексный, системный подход, а также мобилизация всех здоровых сил российского общества на противодействие данному социально-негативному явлению, включая совершенствование юридической ответственности. Наказание является важным и необходимым средством борьбы с коррупционной преступностью на государственной службе. Именно наказание лиц, совершивших преступление, воздействует на определенную часть людей, заставляя их под страхом наказания не совершать уголовно наказуемых деяний. Необходимо проведение целого ряда предупредительных мер как общего, так и непосредственно на уровне государственной службы.
Важно законодательно закрепить гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией на государственной службе; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.
Также, необходимо внести в законодательство по противодействию коррупции конкретные меры юридической ответственности для государственных служащих и ужесточить штрафные санкции для всех задействованных в коррупционном преступлении лиц. России нужно прекратить тратить огромные средства на борьбу с последствиями коррупции, они могут быть бесконечными. Нужно направить все силы на уничтожение любых проявлений бюрократизации и коррупции. И обеспечить стране стабильное и развивающееся будущее.
1.2 Понятие, система и принципы государственной службы
Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской.[7]
Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. (п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)