Файл: Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители (История развития и сущность хозяйственного учета).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Система бухгалтерских счетов - представляет собой учётную позицию в бухгалтерском учёте, предназначенную для постоянного учёта в денежном выражении движения каждой однородной группы принадлежащих хозяйствующему субъекту средств и источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту) в проводках.
В зависимости от объекта учёта счета разделяются на: активные, пассивные и активно-пассивные.
По степени детализации учёта счета подразделяются на: синтетические, субсчета, аналитические.
В зависимости от участия сальдо по счёту в формировании бухгалтерского баланса счета разделяются на балансовые и забалансовые.
Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счёт, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учётного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Каждый счёт имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отражённых по дебету счёта, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отражённых по кредиту, - кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счёту.
Глава 3. Бухгалтерский учёт на предприятии
Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документирования, регистрации и обобщения хозяйственных процессов в денежном выражении.
Основные объекты учета делятся на 2 группы:
- средства (в бухгалтерском учете называются активы) - это то, чем владеет предприятие;
- источники средств (в учете называются пассивы).
Информация о хозяйственных процессах отражается и обобщается на счетах, которые приведены в Плане счетов бухгалтерского учета. Счета бывают активные и пассивные. Активные счета отражают средства предприятия, а пассивные - источники средств. Увеличение активного счета отражается по дебету, уменьшение - по кредиту. Увеличение пассивного счета отражается по кредиту, а уменьшение - по дебету.
Для всех видов средств и источников бухгалтер предприятия ведет учетные регистры - это различного рода журналы и книги учета, ведомости, таблицы, файлы.
Любая хозяйственная операция представляется в виде проводки. В проводке соединяются два номера счетов. Первый номер всегда пишется по дебету, а второй - всегда по кредиту. Например, Д 51 К 62. Проводку бухгалтер составляет только на основании документа, в котором отражается хозяйственная операция.
Проводки составляются на основании содержимого документа и инструкций Министерства финансов (МФ) или Государственной налоговой службы (ГНС). Общие правила составления проводок следующие:
- если увеличиваются средства, то это дебет операции;
- если средства уменьшаются, то это кредит операции;
- если увеличиваются источники, то это кредит операции;
- если источники уменьшаются, то это дебет операции.
Существует два основных принципа, которыми руководствуются все бухгалтеры.
Принцип бухгалтерской сбалансированности. В основе этого принципа лежит учет активов, которыми владеет предприятие, и учет своих обязательств, то есть того, что предприятие должно другим.
Активы - это все материальные предметы и нематериальные права, которые предприятие эксплуатирует для получения прибыли.
Обязательства - это задолженность предприятия перед другими лицами, организациями или государством.
Та часть, которая остается после вычитания из активов обязательств, называется собственным капиталом. Это правило является основой принципа бухгалтерской сбалансированности: Активы = обязательства + собственный капитал.
В этом уравнении обязательства стоят на первом месте потому, что обязательства перед внешними инвесторами должны погашаться в первую очередь по отношению к владельцам или акционерам.
Система двойной записи. Появление системы двойной записи в 1494 году связано с именем Фра Лука Пачоли, итальянского монаха. Он объяснил, что у любой сделки есть две зачетные стороны.
И поэтому по системе двойной записи каждая операция должна быть двусторонне и взаимосвязано зарегистрирована. Если сделка зарегистрирована таким образом, то какие бы операции не совершались, сохраняется принцип бухгалтерской сбалансированности.
Заключение
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.
С развитием общества развивался и хозяйственный учет. Из учета отдельного хозяйства он превратился в сложную систему, которая пронизывает всю экономику страны. Его роль возрастает по мере усложнения хозяйственной деятельности и увеличения масштабов производства.
Учет - это, прежде всего, регистрация фактов и событий. Оценка этих фактов подразумевает их количественное и качественное измерение, для этого используют несколько видов измерителей: натуральные, трудовые денежные.
Натуральные измерители характеризуют объекты учета по массе, длине, площади, количеству. В качестве натуральных измерителей используются - тонны. Килограммы, метры, штуки и тд. С их помощью ведется количественный учет выпускаемой продукции, поступивших товарно-материальных ценностей. Натуральные измерители применяют, как правило, к однородным объектам.
Трудовые измерители позволяют вести учет затраченного труда и выражаются в единицах времени. Используются для учета производительности труда, норм выработки расчета заработной платы.
Реализация функции учета как функции управления заключается в формировании информационной модели функционирования объекта управления на основе взаимосвязи и взаимозависимости трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического.
Каждый вид учета играет свою особую роль в информационном обеспечении процесса управления организацией.
Аутсайдеры, использующие бухгалтерскую информацию, имеет разнообразные интересы. Поставщики, банки и другие кредиторы хотят знать, является ли предприятие кредитоспособным; инвесторов и акционеров затрагивает вопрос о потенциальной прибыльности компании; правительственные предприятия и сбором налогов. Эти внешним пользователям нужна объективная и последовательная информация, сравниваемая с той, что предоставляют другие компании. Таким образом, финансовая отчётность имеет определённые стандартные формы и готовится в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учёта, которые вырабатывались и согласовывались бухгалтерами на протяжении многих лет.
Список использованных источников
Монографическая и учебная литература
- Бабаев Ю.А., Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2005. - 527с.
- Бебнева Е.В., Богачева И.В., Соколова Е.С., Теория бухгалтерского учета. - М.: ММИЭИФП, 2003. - 103с.
- Булатов М.А., Теория бухгалтерского учета. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005. - 256с.
- Бухгалтерский учет/Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Велби, Проспект, 2005. - 392с.
- Пошерстник Н.В., Бухгалтерский учет. Учебно - практическое пособие/ Н.В. Пошерстник. - Спб: Питер, 2007. - 416с.
- Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., Бухгалтерский учет и аудит. - М.: КНОРУС, 2005. - 496с.
- Теория бухгалтерского учета/ Под ред. Е.А. Мизиковского. - М.: Юристъ, 2002. - 400с.
- Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учёт / Cерия "Краткий курс. - СПБ: Питер, 2007. - 224 с.
- Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет прогнозирования финансового результата: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2009 - 320 с.
- Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтер - ский учёт в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 720 с.: ил.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. - М.: ИНФРО, 2006. - 635 с.