Файл: Анализ современных методов и приемов управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Гостиничные предприятия относятся к сфере обслуживания, а одной из характерных особенностей услуги является непосредственное взаимодействие сотрудников предприятия, оказывающего услуги, с клиентами, приобретающи­ми услуги. Это предполагает повышенную значимость системы управления персоналом для управления деятельностью гостиницы в целом, при этом ос­новное назначение системы управления персоналом - содействие более успеш­ному достижению целей гостиницы в целом. Специфика системы управления персоналом в гостинице определяется как общими закономерностями функ­ционирования гостиничного бизнеса, так и специфическими характеристиками, присущими каждой конкретной гостинице как организации. Общими для гос­тиничных предприятий особенностями системы управления являются значи­мость таких элементов, как мотивация и стимулирование, обучение и развитие, а также построение сильной корпоративной культуры посредством применения комплекса мер нематериального стимулирования. Исследование особенностей построения эффективной системы управления персоналом в гостинице, следо­вательно, является актуальным, что и послужило причиной выбора темы на­стоящей работы.

Проблема исследования заключается в противоречии между возможно­стями использования персонала как ресурса, позволяющего повысить качество гостиничного обслуживания и улучшить финансовые показатели хозяйствен­ной деятельности гостиницы, и реальным уровнем использования потенциала сотрудников для обеспечения эффективности деятельности гостиниц.

Цель данной работы проанализировать организационную структуру управления персоналом на примере гостиницы.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий комплекс задач:

  1. Проанализировать теоретические аспекты управления персоналом
  2. дать общую характеристику гостиницы;
  3. проанализировать персонал гостиницы;
  4. выполнить анализ системы управления персоналом в гостинице;
  5. раскрыть сущность системы управления персоналом в организации;
  6. разработать меры по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице ООО «Гостиница Горизонт»;

Объект исследования – анализ использования современных методов и приемов работы управления персоналом в ООО «Гости­ница Горизонт».

Предмет исследования - направления совершенствования системы управления персоналом в ООО «Гостиница Горизонт».


Методы исследования: анализ финансовых показателей, сравнительный анализ, анкетирования.

Новизна исследования состоит в выявлении типичных особенностей в системах управления персоналом в гостиничных предприятиях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке прак­тических рекомендаций по совершенствованию системы управления персона­лом в ООО «Гостиница Горизонт».

Источники информации включают в себя бухгалтерскую отчётность ООО «Гостиница Горизонт», внутреннюю информацию, собранную автором ис­следования в организации.

Глава 1 Теоретические аспекты управления персоналом

1.1 Анализ современных методов и приемов управления персоналом

Традиционно выделяют следующие методы управления: Административные (в том числе организационно-распорядительные, организационные). Экономические. Социально-психологические. Правового регулирования. Однако основными являются организационные, экономические и социально-психологические методы. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

Экономические методы управления Подразумевают экономические отношения между работодателем и сотрудником, которые построены на совместной выгоде. Сотрудник, приходя работать в организацию, ожидает повышения уровня жизни (или сохранения его на прежнем уровне) за счет заработной платы, в то время как начальник ожидает от сотрудника результативной работы. Такая форма мотивации, конечно же, достаточно эффективна, так как практически каждый работник идет на предприятие именно заработать. Основные методы управления персоналом здесь – это заработная плата и премиальные, которые напрямую зависят от работы сотрудника. Другими экономическими рычагами воздействия на сотрудника в таких организациях являются различные системы надбавок, льготы. Элементы социального обеспечения сотрудников также присутствуют – оплата питания, бесплатные обеды, оплата отпуска, предоставление разных видов страхования. При этом задача сотрудников – в полной мере окупать потраченные на них средства за счет повышения успешной работы организации. Экономические методы управления персоналом характеризуются: свободой как субъекта, так и объекта, которой достаточно для реализации их интересов в договорном процессе; выполнением договорных обязательств. Воздействие на персонал при помощи экономических рычагов – способ, безусловно, действенный. Но наряду с преимуществами у этих методов есть и недостатки. Преимущества экономических методов управления: Гибкость в воздействии на персонал через материальный интерес. Стимулирование проявления инициативы на основе материального интереса. Реализация творческого потенциала работников на основе заинтересованности в повышении оплаты труда. Недостатки заключаются в том, что интересы, которые лежат вне материальных ценностей, не удовлетворяются либо в частичной, либо в полной мере, что может вызывать снижение работоспособности у сотрудников. Методы системы управления кадрами могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на сотрудников. Правда, результаты могут быть прямо противоположными – все зависит от того, правильно ли были использованы экономические законы. [14, С. 58]


Административные методы управления персоналом Это методы прямого воздействия на персонал, которые основываются на власти руководящего состава, дисциплине и взысканиях. Административные методы чаще всего применяются в крупных организациях. Они носят директивный, обязательный характер и отличаются достаточной жесткостью. Административные методы управления персоналом базируются на следующих факторах Система законодательства Российской Федерации (государственные законы, постановления, инструкции). Система нормативных документов, принятых в вышестоящих структурах управления (стандарты, методы, инструкции, положения). Системы планов, программ, заданий, которые разрабатываются в самих организациях (данная система направлена на улучшение деятельности компании). Система оперативного управления (распоряжения, санкции, поощрения). Административные методы управления персоналом характеризуются: Обязательным и беспрекословным выполнением регламентирующих или административных актов. Соответствием административным нормам органов управления. Различают следующие способы административного воздействия на персонал: Материальная ответственность, взыскания Сотрудники обязаны материально возместить ущерб, нанесенный своими действиями или бездействием. Работники должны возместить ущерб, если нанесли вред непосредственно организации, а также если был нанесен вред третьему лицу, материальные средства которому были возмещены организацией. Дисциплинарная ответственность, взыскания Методы управления персоналомЕсли было нарушено трудовое законодательство или имеет место быть дисциплинарный проступок, под которым подразумевается невыполнение или ненадлежащее выполнение сотрудником своих обязанностей, а также в случае нарушения правовых норм, сотрудник получает дисциплинарные взыскания от руководителя или одного из представителей руководящего состава, который имеет соответствующие полномочия. При этом руководители структурных подразделений не могут уволить работника, они могут лишь ходатайствовать об этой крайней мере высшему руководству. Провинность в сфере трудовых правоотношений не карается столь сурово – сотрудника решают премий, вознаграждения и т.д., но иногда в сочетании с этими методами применяются и дисциплинарные взыскания. Административные взыскания используются в случае административных правонарушений К разновидностям административного взыскания относят предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискацию или возмездное изъятие предметов. Отношения субъекта и объекта базируются на командном подчинении. Преимущества: Единство воли управленцев в достижении цели. Не требуется большое количество материальных затрат. Оперативное достижение целей и быстрое реагирование на изменения во внешней среде. Недостатки: Подавляется инициатива сотрудников. Отсутствуют действенные стимулы труда, вследствие чего могут возникать антистимулы. В крупных организациях высокая квалификация – явление достаточно редкое, так как менеджеры в ней не заинтересованы. [9, С. 18]


Социально-психологические методы управления персоналом Эти методы основываются на теориях социальной психологии и социологии, воздействуют на личность, группу или коллектив через личные интересы. Эти методы воздействия направлены на обеспечение сотрудникам условий для улучшения их работоспособности и, как следствие, повышение успешности компании. К основам данных методов можно отнести минимизацию конфликтов, управление формированием карьеры каждого сотрудника, обеспечение здорового климата в коллективе и благоприятных условий для работы – все эти пункты относят к психологическим методам. Социологические методы – это анкетирование, интервью (получение необходимой информации в ходе беседы), социометрический метод (изучение дружеских и деловых взаимосвязей в коллективе), метод наблюдения, собеседование, партнерство. Преимущества: У работников включаются механизмы трудовой мотивации, которые никак не связаны с материальными потребностями. Материальные затраты практически не требуются. Недостатки: Не используется материальная мотивация – очень важный аспект успешной работы сотрудников. Трудно прогнозировать результаты применения данного метода. [8, С. 41]

Попробуем выделить современные методы управления персоналом. Их, в первую очередь, можно разделить:

— по характеру воздействия – убеждение, проявляющееся в использовании различных воспитательных разъяснительных, организационных мер для формирования воли подчиненного или ее преобразования.

Оно направлено на то, чтобы сотрудники сами исполняли волю руководителя, выраженную в приказах, инструкциях, рекомендациях. Благодаря такому методу достигается единство воли руководителя и коллектива, являющееся необходимым условием общности действий;

— информирование – внутренняя информационная политика. Если работники, плохо информированы по первостепенным вопросам — это резко снижает позитивный настрой на работу с высокой результативностью;

— принуждение – мера управления, основанная на угрозах применения штрафных санкций, увольнения и других негативных форм воздействия. Вызывает отрицательную реакцию персонала, так как работа из-под палки никогда не будет высокорезультативной;

— по управленческим этапам;

— организация – формирование условий для работы, непосредственная организация трудовой деятельности;

— планирование – призвано регламентировать поведение персонала в процессе реализации поставленных целей;


— анализ – позволяет обобщать имеющуюся информацию и делать выводы о необходимых в дальнейшем мероприятий;

— учет личных данных персонала – открывает возможность применения индивидуального подхода;

— контроль – обязателен для наблюдения за всеми трудовыми процессами;

— мотивация – персонал, который имеет определенный стимул к работе (дополнительное денежное вознаграждение, продвижение по работе) работает эффективней; [12, С. 38]

— по способам воздействия на персонал;

— экономические, заключающиеся в мобилизации персонала на достижение определенного результата. Они основаны на правильном применении экономических законов (известны также как «методы пряника» по способам своего воздействия);

— административные – базируются на властных способах воздействия (дисциплине, взысканиях), известны также как «методы кнута»;

— социально-психологические – исходят из морального воздействия мотивации людей, известны как методы убеждения, являются наиболее эффективными в совокупности с экономическими способами воздействия.

Таким образом, современные методы управления персоналом весьма своеобразны. Но максимально выгодны могут быть только те из них, которые имеют разумную долю сочетания различных методов воздействия.

Если же методы управления исходят только из интересов руководства и прибыльности предприятия, без учета интересов персонала, то, в конце концов, сотрудники покинут такой бизнес в поисках более приемлемых для них условий работы.

    1. Характеристика формирования эффективного трудового коллектива

Центральным звеном в фирме является первичный трудовой коллектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д. Ему выделяются определенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива. Именно здесь создаются материальные и духовные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.

Трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).