Файл: Анализ промышленной политики государства на примере России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы промышленной политики государства
1.1. Государственная промышленная политика: понятие и содержание в современных условиях
1.2. Модели государственной промышленной политики: опыт зарубежных стран
1.3. Особенности промышленной политики в зарубежных странах
Глава 2. Исследование промышленной политики России
2.1. Современная промышленная политика России: глобальные вызовы, риски, национальные приоритеты
Наиболее ярко такие процессы наблюдаются в США и ЕС, а опыт Китая демонстрирует непреходящее в новых условиях значение государства для успешного экономического развития. Поэтому необходимо проанализировать формирование моделей государственной промышленной политики (ГПП) стран Запада и НИС (имеющих общую капиталистическую базу), которые легли в основу политико-промышленных стратегий новейших индустриальных стран, новой России, значительно повлияли на промышленное развитие Китая[20].
Начать анализ целесообразно с опыта западноевропейских стран. Именно здесь, точнее, в Великобритании в третьей четверти XVIII в. произошла промышленная революция, которая приняла глобальный масштаб и обусловила новый индустриальный уклад общества и основные подходы к государственному управлению в сфере промышленности. И. Валлерстайн и др. отмечают, что на ход западной индустриализации XVIII-XIX вв. решающую роль оказала государственная политика протекционизма[21]. Другие ученые пишут о таких первых элементах государственной промышленной политики, как борьба государства с монополиями и обеспечение правительствами западных стран политических условий для свободы конкуренции, уважения предпринимательства[22].
Итак, становление первых индустриальных государств и индустриального общества в целом было обусловлено специальной государственной промышленной политикой, основными элементами которой стали защита и поддержка национального промышленного производства, создание политических условий для свободной конкуренции и предпринимательства внутри государства, антимонопольная борьба. Еще одной составляющей стала нацеленность на интенсивный путь развития, характеризующийся созданием и внедрением инноваций. На наш взгляд, именно в таком общем виде можно представить модель государственной промышленной политики протекционизма на Западе в Новое время.
Впервые концепция протекционизма был разработана и реализована в Великобритании, начиная с третьей четверти XVIII в., для поддержки ее промышленности в конкурентной борьбе с промышленно развитыми в тот период Нидерландами. Позднее протекционистские меры начали преобладать в государственной политике Австрии, Пруссии и Швеции.
Политика протекционизма позволила значительно ускорить промышленный рост и общее экономическое развитие, что наиболее убедительно показано на примере Великобритании. Успехи этой страны обусловили принятие политического курса на протекционизм в правительствах других европейских держав во время депрессии 1870-1880-х гг.[23]. По данным исследователей, в США протекционизм в скрытой форме был определяющим принципом государственной промышленной политики вплоть до «Раунда Кеннеди» в 1964-1967-х гг.
Итак, протекционизм явно или скрыто доминировал в государственной промышленной политике западноевропейских и североамериканских стран более чем двести лет: с третьей четверти XVIII в. до 1967 г. Вместе с тем, модель государственной промышленной политики протекционизма давно служит объектом жесткой критики. Так, оппоненты указывают, что вследствие высоких таможенных пошлин растет цена на импортные товары, от чего страдают потребители внутри страны. Помимо этого, при протекционизме многократно возрастает угроза монополизации, что в свое время произошло в Германии, США и других странах[24].
В рамках протекционистской модели отечественные специалисты выделяют две основных модели государственной промышленной политики: общесистемную и селективную[25]. Модель общесистемной ГПП, как видно из ее названия, является макроэкономической. В целом, она имеет либеральный характер и направлена на создание общих политико-экономических условий для развития промышленности. Ее основным принципом является обеспечение политико-экономического равенства для всех промышленных субъектов. Среди ее мер выделяются финансовая стабилизация и приватизация[26].
При помощи данной модели создается институциональная, организационная, правовая среда функционирования промышленной системы.
Модель селективной ГПП является микроэкономической и характеризуется более значительным участием государства (регулирование и управление), целенаправленностью на конкретные виды производства, виды деятельности в промышленности (например, научно-исследовательская), промышленные предприятия[27]. Соответственно, программы и меры, реализуемые в рамках данной модели, зависят от конкретной экономической ситуации и объекта управления[28].
По-нашему мнению, модель селективной ГПП наиболее эффективна в рамках осуществления общесистемной модели ГПП. Дело в том, что локальная поддержка приводит к результату при наличии общих политикоэкономических и правовых условий развития промышленности и экономики в целом. Если же эти требования игнорируются, то проведение селективной промышленной политики затруднено, а иногда дает сбои. Ряд авторов дополняют классификацию моделей ГПП и пишут о «жесткой» и «мягкой» разновидностях государственной промышленной политики.
По мнению исследователей, «жесткая» государственная промышленная политика предполагает создание условий для развития приоритетных субъектов промышленной сферы. «Жесткой» данную модель можно назвать в связи с тем, что она носит мобилизационный характер, в ней активно используются протекционизм, привлечение прямых иностранных инвестиций, кредитование приоритетных предприятий и бюджетное финансирование. Последнее происходит и в неявной форме косвенного субсидирования путем манипуляций с валютным курсом, регулирования тарифов и цен на сырье и энергию промышленности, механизмы индикативного планирования[29].
В свою очередь, «мягкая» государственная промышленная политика нацелена на содействие росту конкурентоспособности национальных промышленных предприятий и реализации инвестиционных проектов в сфере частного бизнеса[30].
Отдельно стоит упомянуть модель государственной промышленной политики индикативного планирования, которая была разработана и реализована во Франции под влиянием левого движения. Суть этой модели состоит в государственной коррекции стихийных сил рынка для обеспечения устойчивого промышленного развития. В рамках этой модели получила развитие прогностическая деятельность.
Начиная с 1980-х гг. в условиях перехода к постиндустриальной фазе развития в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития разрабатывается новая модель (концепция) государственной промышленной политики со следующими основными принципами: переход от общей ГПП к национальной; закрепление приоритета не за развитием отраслей промышленности, а за повышением конкурентоспособности; широкое внедрение инноваций и усиленная информатизация; возрастание значения высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
1.3. Особенности промышленной политики в зарубежных странах
Анализ зарубежного опыта свидетельствует о формировании и реализации нескольких типов промышленной политики: внутренне ориентированной, защищающей внутренний рынок и реализующей принцип экономической самодостаточности; экспортно-ориентированной, предполагающей создание условий для развития экспорта отдельных товаров; стратегической промышленной политики, направленной на ограничение использования невоспроизводимых (нефть, лес, экология) и собственных естественных ресурсов. Сравнительные характеристики вышеперечисленных типов промышленной политики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные типы промышленной политики[31]
Тип |
Страны, реализующие данный тип промышленной политики |
Отличительные особенности |
Экспортно-ориентированный |
Корея - 60-80-е гг. Индия - 90-е гг. |
Выбор правительствами стран приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Приоритетным отраслям |
Внутренне ориентированный подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. |
Индия - 60-80-е гг. |
Зашита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности. |
Стратегический Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о |
США, Страны ОПЕК Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о Множественность теоретических подходов, дающих представление о подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. |
Стратегия приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, инновационный путь развития экономики страны. Направленность на ограничение использования невоспроизводимых и собственных естественных ресурсов. |
Следует отметить, что в большинстве случаев страны первоначально выбирали внутренне ориентированный путь развития экономики, что стало в дальнейшем основой их быстрого экспортно-ориентированного роста. Особенно показательно развитие агарных стран, которые реализовывали политику интенсивной индустриализации.
На начальном этапе развития большинство аграрных стран (Китай, Индия и Южная Корея) имели схожие неблагоприятные начальные условия: аграрный тип экономики, бедность, безработица, недостаток квалифицированных кадров. Характерной чертой промышленной политики этих стран являлся выбор правительствами приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Как правило, приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся[32]. Например, Индия предоставляла на 10 лет по отдельным промышленным проектам снижение налогооблагаемой базы на 30 % или 5-летние налоговые каникулы.
Автомобильная промышленность в Японии пользовалась 50%-й ставкой амортизации оборудования на первый год работы. Китай также широко использовал налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, освобождение от пошлин, облегченные правила приема и увольнения работников. Региональные власти в особых экономических зонах устанавливали дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций[33]. Во время энергетического кризиса в Японии совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности страны, ориентированную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Основой концепции Японии стал отказ от широкого использования зарубежных технологий в пользу создания собственных, что было также обосновано отказом американских экономистов продавать «высокие технологии» японской стороне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности. Поэтому Япония была вынуждена взять ориентацию на развитие собственных научных исследований и ускоренное развитие 14 наукоемких отраслей. При этом поддерживались отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а зрелые развивались под воздействием рынка. В итоге произошло сокращение избыточных мощностей, ликвидация слабых фирм, их перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции[34].
В Южной Корее правительство стимулировало слияние компаний, что привело к формированию южнокорейских финансово-промышленных групп (чеболеи). Кроме этого государство в приоритетных отраслях жестко ограничивало конкуренцию, что приводило к объединению частных компании или их уходу с данного рынка. Льготы, предоставляемые государством, позволили в первой половине 80-х гг. 30 крупнейшим южнокорейским конгломератам в обрабатывающей промышленности захватить 1/3 рынка, а доля их в экспорте превысила. В результате этих мер Корея смогла решить задачу индустриализации страны и эффективно вошла в процесс международного разделения труда.
Другой механизм, который использовали страны для стимулирования изменения качества отраслевой структуры экономики, — налоговый. Его использовали не только аграрные страны. Правительства активно использовали такой инструмент, как субсидии. До вступления в ГАТТ в Японии предоставлялись прямые субсидии, которые покрывали до 50 % расходов на модернизацию зданий и оборудования[35].
Более широкий инструментарий для целей диверсификации промышленности был использован Чили[36]. В период с 1982 — 1989 гг. правительство контролировало деятельность коммерческих банков, приняло меры по защите чилийских товаропроизводителей путем изменения таможенной политики, способствовало развитию основных сельскохозяйственных отраслей, дефицит бюджета был очень низким, а процесс инфляции жестко контролировался. В целях развития агробизнеса в Чили был создан фонд, который осуществлял поддержку проектной деятельности по выявлению перспективных направлений на мировом рынке, способствовал развитию агропромышленных технологии и служил фондом стартового капитала для новых предприятий.
В результате реализации промышленной политики начиная с середины 80-х гг. среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Чили стабильно держится на уровне 5-7 %. Внешняя задолженность страны за тот же период уменьшилась примерно вдвое. Опыт диверсификации достаточно удачен. Если в 1972 г экспорт основного природного ресурса страны — меди — составлял 82 % от всего чилийского экспорта, то в 2010 г. доля меди сократилось до 35 %[37].
В США в 70-е гг. был разработан специальный информационный механизм распространения новых идей и технологий через Национальный центр научно-технической информации (НЦТИ) и консорциум федеральных лабораторий, объединяющий более 300 государственных научных центров. В его фондах собраны материалы о результатах научных исследовании 200 федеральных организаций; 75 % данных поступает из министерств обороны, энергетики и НАСА. Центр обслуживает до 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций страны ежегодно.