Файл: Общение как взаимодействие (Особенности общение как взаимодействие между родителями и подростками).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общение как взаимодействие
1.1. Характеристика термина «общение» в межличностной коммуникации
1.2. Содержание понятия «взаимодействие» в межличностной коммуникации
1.3. Специфика общения родителей и подростков
2. Организация и методы исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.3. Методы и методики исследования
3. Особенности общение как взаимодействие между родителями и подростками
Ильин Е. П. отмечает, что общение можно рассматривать как: коммуникацию, деятельность и взаимодействие. В случае рассмотрения общения как коммуникации следует отметить, что под коммуникацией понимается связь взаимодействия двух систем, в ходе которой от одной к другой передается информационный сигнал. В англоязычной культуре нет понятия общение, но есть понятие коммуникация. Ильин Е.П. делает замечание, что не каждую коммуникацию можно назвать общения, но каждая из них быть для кого-то частным видом общения. [15, с.56]
Если рассматривать общение как вид деятельности, то здесь апеллировать следует к мнению А.А. Леонтьева, который считал, что общение - это вид деятельности. В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений, их учета и использования необходимо совершенствоваться.
И, наконец, общение как вид взаимодействия. Б.Ф. Ломов отмечает, что не всякое взаимодействие будет общением. И отмечает, что общение - это особый вид взаимодействия человека с другими людьми. «Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». [19, с. 179]
В теоритических подходах также отмечается, что общение имеет цель – некий результат, на получение которого и направляются действия человека в процессе коммуникации. Например, целью общения может быть передача и получение информации, согласование действий, установление и прояснение взаимоотношений, мотивирование собеседника или группы людей. Для этого используются различные средства и приемы, что выражается в коммуникативных действиях.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п. [19, с. 164]
Средства общения можно определить, как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.
Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека. В стиле общения находит свое отражение особенности коммуникации личности, сложившийся или привычный характер отношений.
Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения: макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями; мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; микроуровень – простейший акт общения. [19, с.168]
Таким образом, общение является вопросом, который рассматривается в рамках социальной психологии. Теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Понимание этого термина у отечественных авторов прошло несколько периодов. На сегодняшний день общение уже понимают не только как необходимость для осуществления совместной деятельности, но также и процесс, который необходим человеку сам по себе. Общение – это комплексный процесс создания и развития контактов между людьми, который стоит в основе необходимости организации совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, взаимодействие людей и восприятие себя и других.
1.2. Содержание понятия «взаимодействие» в межличностной коммуникации
С точки зрения философии взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве и времени. [2, с.125]
С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Кроме прочего, под взаимодействием обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. [13, с .209]
В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов (уровней).
На своем начальном (низшем)уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее "физическое" влияние друг на друга ' с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием - сходством, подобием - контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. [16, с.25]
Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Конгруэнция - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне. [30, с.39]
На своем среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивающееся постепенно активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. [11, с.252]
Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения "согласия-несогласия" друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.
В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. [16, с. 63]
Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание людей - такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия, общения). [17, с. 195]
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались социологи: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи. Фиксировались некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория [1, с.80]
Была предпринята еще одна попытка Я. Щепаньским. Он предложил рассмотреть структуру взаимодействия с описанием ступеней развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. [1, с.81]
Кроме видов, обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию и конкуренцию. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы. Конкуренция - это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми. В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми. [4, с.48]
Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе. Этот подход был разработан Эриком Берном. Он предлагает регулировать общение через взаимодействие позиций, а также учитывая характер ситуации и стиль взаимодействия. [2, с.48]
С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (по- зиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Роди- теля как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнитель- ный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».
Эрик Берн выделил не только три позиции, но также в них отмечены составляющие. Так «Родитель» имеет две составляющие: заботливый, мудрый «Родитель» и наказующий, карающий «Родитель». В позиции «Дитя» также две составляющие: капризный «Ребенок» и свободный, творческий «Ребенок».
Подход к взаимодействию в концепции - «символического ин- теракционизма» также имеет особую важность. Этот подход говорит о том, что человек существо социальное и живет, и развивается он только в обществе через общение. [3, с.168]
Таким образом, взаимодействие — сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей. Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.