Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются, сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд различных необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса.

Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед руководством предприятий, - эффективное управление затратами. Управление затратами предприятия предполагает: знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия; прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы; принятие мер для оптимизации их структуры; умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов. Выявить резервы сокращения затрат позволяет экономический анализ. Отсутствие эффективной системы экономического анализа затрат, как правило, влечет за собой негативные последствия. Наиболее существенными из них являются: дополнительный (излишний) расход денежных средств; установление необоснованных цен на продукцию; рост издержек вследствие неэффективного управления; падение рентабельности.

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа затрат на производство продукции ООО «Стар» для выявления путей их снижения.

Исходя из цели работы, можно выделить следующие основные задачи:

1) исследовать понятие, экономическое значение и классификацию затрат, расходов, издержек;

2) рассмотреть задачи, информационное обеспечение анализа общей суммы затрат на производство продукции;

3) исследовать методику анализа общей суммы затрат на производство продукции;

4) дать краткую характеристику деятельности ООО «Стар»;

5) провести анализ динамики и изменения структуры общей суммы затрат на производство продукции компании ООО «Стар»;

6) разработать рекомендации по снижению общей суммы затрат на производство продукции ООО «Стар».

Объектом исследования было выбрано предприятие ООО «Стар».

Предметом исследования являются затраты, расходы, издержки предприятия.

В работе были использованы следующие методы исследования: абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, аналитический, сравнения, факторного анализа и другие.


При проведении исследования основными источниками информации были: учебные пособия, нормативные документы, отчетность исследуемого предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ, РАСХОДОВ, ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие, экономическое значение и классификация затрат, расходов, издержек предприятия

Хозяйственная деятельность субъектов рынка невозможна без использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, представляющих собой затраты живого и овеществленного труда. Под затратами понимают стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств и другого имущества, трудовых ресурсов, а также других затрат на управление непосредственно производством и организацией в целом, продажу продукции[1].

По мнению М.И. Баканова и А.Д. Шеремета под затратами на производство следует понимать стоимостное выражение израсходованных или предполагаемых к расходу ресурсов, обусловленных особенностями технологии производства вырабатываемой и реализуемой продукции, выполняемых работ и услуг, включая обязательные исчисления за определенный или на определенный период времени. Затраты на производство и реализацию продукции предприятия могут быть представлены как в натуральной, так и в денежной форме для характеристики объема использованных ресурсов[2].

В.А. Пипко в понятие «затраты» включает «...выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. Это затраты на маркетинг, логистику, воспроизводство активов, расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки или использования материально-производственных запасов для изготовления (добычи) продукции, выполнения работ и оказания услуга их продажи, а также реализации (перепродажи) товаров»[3].


В ПБУ 10/99 «Расходы организации» под расходами понимается
«уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)»[4]. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Понятие «издержки» является наиболее обобщающим показателем. Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы каждого предприятия, безусловно, имеют свою специфику, определяемую сферой и видом его деятельности, выполняемыми функциями. Но независимо от характера и особенностей деятельности предприятий можно выделить ряд общих направлений в классификации расходов. В частности классификация расходов может осуществляться по следующим направлениям:

  • в соответствии с функциями, выполняемыми предприятиями отрасли;
  • по видам затрат или по статьям калькуляции себестоимости продукции, товаров и услуг;
  • по экономическому содержанию затрат, образующих себестоимость продукции и услуг;
  • по характеру изменения статей затрат в соответствии с изменением объема производства и реализации продукции, товаров и услуг;
  • другие принципы классификации.

Все статьи затрат по их экономическому содержанию делятся в соответствии с Налоговым Кодексом РФ на следующие группы:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы[5].

Вид расходов, включаемых в каждую из четырех групп затрат обращения определен НК РФ.

В зависимости от изменения объема производства продукции или товарооборота все статьи затрат производства и обращения предприятий делятся на условно-переменные и условно-постоянные затраты (или переменные и постоянные затраты). Переменные затраты – такие затраты, которые изменяются при изменении объема производства и продажу продукции. Переменные затраты в свою очередь подразделяются на:


  • пропорционально-переменные, которые изменяются в относительно той же пропорции, что и производство, и реализация продукции;
  • дегрессивно-переменные, которые изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство и реализация продукции;
  • прогрессивно-переменные затраты, которые изменяются в относительно большей пропорции, чем производство и реализация продукции.

Постоянные затраты – это такие затраты, которые не зависят от изменения объема производства и реализации продукции. Постоянные затраты, в свою очередь, могут быть подразделены на остаточные и стартовые. К остаточным издержкам относится часть постоянных расходов предприятий, которые предприятие продолжает осуществлять, несмотря на временную приостановку в работе предприятия. К стартовым издержкам относится та часть постоянных затрат, которые возникают с возобновлением работы предприятия[6].

К переменным издержкам могут быть отнесены, например, затраты на транспорт, на заработную плату в зависимости от формы оплаты труда, расходы на топливо, а к постоянным – расходы на аренду, амортизацию основных фондов и другие.

Сумма постоянных и переменных затрат образует валовые затраты (в соответствии с терминологией предприятий в рыночной экономике).

В практике учета и анализа выделяют также явные (бухгалтерские) затраты; вмененные (не явные) затраты; безвозвратные затраты (расходы).

Явные затраты представляют собой реально произведенные и документально отраженные в бухгалтерской отчетности расходы, имевшие место в процессе производства и реализации продукции. Вмененные затраты представляют собой затраты, произведенные в один из двух возможных проектов вложения средств. Безвозвратные затраты представляют собой ранее произведенные затраты, которые не могут быть возвращены, несмотря на их бесполезность при решении поставленной экономической задачи[7].

В дополнении к названным видам и группам затрат, затраты в зависимости от метода списания их на себестоимость произведенной продукции и услуги могут делиться на прямые и косвенные.

Прямые затраты – это расходы предприятий, которые на основании отчетности могут быть прямо отнесены на себестоимость определенного вида продукции или услуги. Косвенные затраты – это такие расходы, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость той или иной продукции или услуги, а распределяются по видам продукции и услуг, пропорционально какому-либо показателю, например, товарообороту (обороту), или расходам сырья, то есть относятся на себестоимость какой-либо продукции или услуги после предварительных расчетов. К прямым расходам относятся, в основном, расходы касающиеся производственного процесса (расходы на транспорт, затраты на сырье, заработную плату работников производства, на топливо, пар, электроэнергию для производственных нужд и другие аналогичные расходы).


К косвенным расходам относятся, в основном, расходы общехозяйственные, касающиеся предприятия в целом. Они могут называться управленческими и включать, например, расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря, расходы на рекламу, спецодежду, заработная плата административно-управленческого персонала, представительские расходы[8].

1.2. Задачи, информационное обеспечение анализа общей суммы затрат на производство продукции

Цель анализа затрат на производство продукции заключается в выявлении возможностей экономии и повышения эффективности использования ресурсов.

Основными задачами анализа затрат на производство продукции являются:

– объективная оценка выполнения плана по сумме затрат на производство и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

– оценка обоснованности и напряженности плана по затратам на производство продукции;

– оценка динамики и выполнения плана по затратам на производство продукции в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;

– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

– выявление упущенных возможностей снижения затрат на производство продукции[9].

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа затрат на производство продукции, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.