Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Невербальные проявления обиды при интернет-аддикции
1.1. Характеристика термина «аддикция» и свойств интернет-зависимой личности
1.2. Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3. Эмоциональное состояние обиды и ее невербальные проявления
2. Организация и методы исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Методы статистической обработки
3. Эмпирическое исследование невербального проявления обиды у подростков с интернет-аддикцией
3.1. Анализ результатов психологической диагностики интернет-зависимости у подростков
3.2. Анализ результатов психологической диагностики обиды подростков и Интернет-зависимости
Таблица 1
Средние значения агрессивных черт личности по методике Баса-Дарки в исследуемых группах
В группе: |
U при сравнении групп: |
||||||||
без зависимости (1) |
риска (2) |
аддиктов (3) |
|||||||
ср.зн. |
ср.от. |
ср.зн. |
ср.от. |
ср.зн. |
ср.от. |
1 и 2 |
2 и 3 |
1 и 3 |
|
Физическая агрессия |
31,4 |
12,9 |
40 |
18,5 |
63,8 |
14,1 |
43 |
60 |
11 |
Вербальная агрессия |
48,57 |
15,5 |
54 |
7 |
68,2 |
21,04 |
35 |
48 |
64 |
косвенная агрессия |
58,9 |
15,3 |
63,25 |
16,3 |
72,7 |
15,1 |
68 |
68 |
71 |
негативизм |
56,4 |
29,7 |
65 |
14,1 |
65,5 |
17,8 |
55,5 |
68,5 |
119 |
раздражительность |
34,7 |
17,2 |
51,75 |
19 |
57,5 |
16 |
26,5 |
62 |
41,5 |
подозрительность |
48,5 |
16,5 |
68,75 |
11,2 |
69,4 |
12,5 |
18 |
70,5 |
41 |
обида |
46,4 |
18,8 |
58,5 |
17 |
67 |
13,5 |
37,5 |
43,5 |
44,5 |
чувство вины, аутоагрессия |
55 |
25,5 |
60,5 |
22,7 |
64,1 |
24,2 |
49 |
68 |
104 |
индекс агрессии |
138,9 |
32,86 |
157,25 |
16,4 |
202,8 |
37 |
35,5 |
19 |
21 |
индекс враждебности |
95 |
30,88 |
127,25 |
17,9 |
136,6 |
16,84 |
21 |
49,5 |
30 |
*Различия достоверны при p≤0,05, ** различия достоверны при р≤0,01
Статистически значимых различий по шкале физической агрессии, при сравнении группы без зависимости и группы риска, получено не было. В обеих группах показатели находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что респонденты из группы риска и без зависимости в примерно равной мере готовы выразить свою физическую агрессивность, уровень которой в пределах нормы. Выражение физической агрессивности означает готовности применить физические действия в отношении других лиц или показать свою готовность к применению силы. При дальнейшем сравнении, в группах риска и зависимости, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. При сравнении группы без зависимости и аддиктов было выявлено, что различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы и критерий Uэмп = 11. Опираясь на это, можно сказать, что при интернет-зависимости уровень физической агрессии выше (данный показатель на повышенном уровне), чем у тех подростков, который входят в группу свободных от интернет-зависимости.
По шкале вербальной агрессии статистически значимых различий в группах без зависимости и риска не выявлено. В группе без зависимости показатель находится на среднем уровне. При дальнейшем сравнении, в группах риска и зависимости, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. При сравнении показателей в группах без зависимости и с аддикцией выявлено статистически значимое различие в показателях. В группах показатель на повышенном уровне.
По шкале косвенной агрессии статистически значимых различий в группах без зависимости и риска; в группах риска и группах с зависимость, а также в группах без зависимости и с зависимостью не выявлено. Во всех группах данный показатель на высоком уровне. Из этого можно сделать вывод, что вне зависимости от пристрастия к Интернету, подростки имеют довольно высокий уровень косвенной агрессии.
Общий индекс агрессивности в группе без зависимости и в группе риска по критерию Манна-Уитни - 35,5, что свидетельствует о статистически незначимых различиях по данному признаку. При дальнейшем сравнении в группах риска и с зависимостью выяснилось, что статистические различия значимы, а также в группах без зависимости и с зависимостью. Однако индекс агрессивности на высоком уровне в каждой группе.
Таким образом, можно сказать, что общий уровень агрессии выше у подростков с интернет-зависимостью. Молодые люди с интернет-аддикцией, в сравнении с другими испытуемыми более агрессивны и склонны проявлять как физическую, так и вербальную агрессию, они менее адаптированы.
Более наглядно динамику можно увидеть на рисунке 6.
Рис.6. Средние значения показателей агрессии в исследуемых группах
Далее проводилось сравнение показателей, выражающих суммарно индекс враждебности. Данный индекс суммируется из показателей по шкалам: подозрительность и вина.
По шкале подозрительность статистически значимые различия выявлены в группе без зависимости и группе риска, а также при сравнении групп без зависимости и с зависимостью. Только при сравнении показателей по группам риска и зависимости статистически значимых различий не выявлено. Данные свидетельствуют о том, что показатель подозрительности увеличивается в связи с ростом интернет-зависимости. В границах нормы показатель в группе без интернет-зависимости, в группах с риском интернет-аддикции и аддиктов на высоком уровне.
По шкале обида статистически значимых различий в группах без зависимости и риска, а также в группах риска и зависимости, - не выявлено. Однако при сравнении показателей по группе без интернет-зависимости и группе с интернет-зависимости выявлены статистически значимые различия. Данные подтверждают, что такое эмоциональное состояние как обида повышается с повышением показателя по интернет-зависимости.
По индексу враждебности выявлены статистически значимые различия при сравнении показателей у подростков без интернет-зависимости и с интернет-зависимостью, а также у подростков без интернет-зависимости и находящихся в группе риска.
Более наглядно динамику можно увидеть на рисунке 7.
Рис.7 Шкалы: подозрительность, обида и индекс враждебности в группах
По трем показателям, негативизм, раздражительность и вина также были произведены подсчеты. Данные показатели в индекс враждебности и индекс агрессии не входят, но позволяют наиболее полно рассмотреть особенности личности и сделать критические выводы о личностных качествах.
Статистических различий по шкале негативизм не выявил значимых при сравнении групп. Средний балл по группам на повышенном уровне, что говорит о средней степени адаптированности и агрессивности.
По шкале раздражительность, которая показывает, что при возбуждении, которое вызвано внешними факторами, человек способен быстро, часто мгновенно негативно отреагировать, статистически значимые различия выявлены в группе без зависимости и группе риска, а также при сравнении групп без зависимости и с зависимостью. Только при сравнении показателей по группам риска и зависимости статистически значимых различий не выявлено. Данные свидетельствуют о том, что показатель раздражительность увеличивается с ростом уровня зависимости от интернета.
Шкала вина, или аутоагрессия, показывает насколько человек убежден в том, что он злой или плохой и поступает соответственно своим представлениям о себе. Выявлено, что интернет-аддикция незначительно влияет на данное чувство у подростков. Более наглядно данные показатели можно увидеть на рисунке 8.Результаты по методикам находятся в приложении 1.
Рис.8 Шкалы: негативизм, раздражительность и вина в группах.
Анализ показывает, что средний показатель индекса агрессивности находится на высоком уровне у всех групп подростков. Индекс враждебности также на высоком уровне. В тоже время очевидно, что в группе риска и группе с интернет-аддикцией показатели выше. Особую выраженность имеет эмоциональное состояние обиды. На графиках также наглядно видна данная информация. Следовательно, гипотеза о невербальное проявлении обиды у подростков с интернет-зависимостью подтверждается на основе проведенного исследования.
Выводы по главе 3
1. В исследовании приняло участие 40 человек. Из них 17 (42,5%) девушек и 23 (52,5%) юноши. Уровень интернет-зависимости у 18 человек определен как преобладающий высокий; в другой группе 8 человек, которые характеризуются как группа риска по интернет-зависимости. В третьей группе – 14 человек - преобладает низкая степень аддикции, или ее отсутствие. Далее использовалась методика на выявление эмоционального состояния обиды, чтобы выявить уровень в подростковом возрасте. В группе аддиктивных личностей уровень выше, чем у тех, кто от нее свободен. Также у испытуемых с аддикцией отмечается выше уровень вербальной и косвенной агрессии. Следовательно, существует статистически значимая связь между интернет-зависимостью и уровнем агрессии. Взаимосвязь между агрессивными чертами и интернет-аддикцией подтверждает гипотезу: повышение уровня интернет-зависимости связано с агрессивными чертами личности и эмоциональным состоянием обиды.
2. Наблюдается наличие взаимосвязей между интернет-зависимостью и проявление эмоционального состояния обиды. Невербальное проявление в данном случае рассматривается как поведение человека, например, проведение времени в онлайн-игре.
Заключение
Данная работа посвящена актуальному вопросу интернет-зависимости и невербальному проявлению обиды. Более детально изучалось проявление обиды в контексте аддиктивного состояния.
При проведении психологического исследования была поставлена цель работы, которая достигнута. Описаны особенности личности склонных к интернет-зависимости юношей и девушек. Для диагностики использовались тесты на выявления уровня интернет-зависимости, на агрессивные черты личности, которые включают в себя обиду как эмоциональное состояние. В тестировании приняли участие 40 юношей и девушек. Полученные результаты были изучены методами статистического анализа, благодаря чему удалось выявить эмоционального состояния обиды при интернет-аддикции.
Предположение о том, что уровень эмоциональной обиды и невербального проявления ее в виде ухода в интернет-реальность, у молодых людей с интернет-зависимостью, будет отличаться от уровня этих же эмоциональных состояний без зависимости, подтвердилось. Метод статистического анализа показал различные уровни этого эмоционального состояния у аддиктов и не-аддиктов.
Все полученные результаты соответствуют поставленным задачам. Было рассмотрено понятие интернет-зависимости, особенности личности, попадающей в зависимость, влияние на человека, а также была рассмотрена классификация интернет-зависимого поведения. Таким образом невербальные проявления являются более сложным явлением. Обида рассматривается как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость. Хотелось бы отметить, что для коррекционной работы необходимо не только работа с подростком, но и с родителями.
Список литературы:
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. –431 с.
- Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). – М.: Наука, 2000. –358 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2000. – 336 с.
- Ворохов А.Д., Ершов Б.Б., Файн А.П. Агрессия как возможный пусковой механизм саморазрушающегося поведения у подростков //Саморазрушающееся поведение у подростков.-Л.: ПНИИ им. Бехтерева, 1991. –80-85с.
- Забелина Д. Е. Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. С. 81-84.
- Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. – 2005. - № 1.С. 65
- Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. –190 с.
- Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст]//Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 2.
- Изард К.Э Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
- Ильин Е. П. «Эмоции и чувства». - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
- Ильин Е.П. «Психофизиология состояний человека» — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Амфора, 2001. – 349 с.
- Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). - М.: Альфа, 2013. - 320 с.
- Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков// Образовательные технологии и общество. - 2013. - №4, С.25-28
- Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. – М.: Лань, 1999. –127с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с. Пырьев Евгений Александрович
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с.
- Пырьев Е.А. Проблемное вопросы исследования эмоциональных мотивов в поведении человека // Вестник БГУ. - 2011.- №5. – С.7−11.
- Райс Ф., Долджин К. Мастера психологии. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. —816 с.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – N1. – C. 82–88.
- Рыбникова Е.С. К проблеме дифференциации психических и эмоциональных состояний // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2010. -№1. -С.130−132.
- Свешникова Л. Рефлексивные техники эмоциональных состояний детей/по ред. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. – М.: Учитель, 2017 – 58 с.
- Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. – N1. – C. 17–26.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
- Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. «Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А.Басса и А.Дарки» Методические рекомендации. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. –66 с.
- Хренников О.В. Типология и структура невербальных проявлений агрессивного поведения в различных этнических группах. Атореферат диссертации на соискание научной степени кандидата биологических наук // Таврический журнал психиатрии. –1997. – Т.1., № 3. – С. 96–103.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 606 с.
- Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.- с. 277.