Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Невербальные проявления обиды при интернет-аддикции
1.1. Характеристика термина «аддикция» и свойств интернет-зависимой личности
1.2. Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3. Эмоциональное состояние обиды и ее невербальные проявления
2. Организация и методы исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Методы статистической обработки
3. Эмпирическое исследование невербального проявления обиды у подростков с интернет-аддикцией
3.1. Анализ результатов психологической диагностики интернет-зависимости у подростков
3.2. Анализ результатов психологической диагностики обиды подростков и Интернет-зависимости
Таким образом, были рассмотрены подходы к понятию Интернет-зависимость с психолого-педагогической позиции и можем сформулировать свое определение этого явления. Итак, Интернет-аддикция – это пагубная привычка, которая является следствие особенностей личности человека, которое выражается в чрезмерном количестве времени проводимого онлайн, замене реальной жизни виртуальной, связанной с ощущением отсутствия проблем и получением постоянного удовольствия. Человек с зависимостью чаще всего и вероятнее всего не считает свою привычку проблемой и не обращает внимание на нее, а также не в силах прервать зависимость самостоятельно. Интернет-аддикция в наиболее выраженной форме приводит к изменения в физической, умственной и эмоционально-личностной сфере. Отмечается, что при частом использовании Интернета ухудшается здоровье: ухудшается осанка, снижается зрение. В умственном плане ухудшается память, ведь нет необходимости запоминать, если всегда есть возможность посмотреть нужную информацию в интернете.
Обратим внимание на особенности личности подростка и взаимосвязь с чрезмерным использованием интернета. Как показало исследование, проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило понять, какие потребности удовлетворяются с помощью использования статуса «онлайн». Среди них авторы выделили: потребность реализовать свою самостоятельность (будучи, например, блоггером уже в таком юном возрасте можно зарабатывать деньги и тем самым становится независимым); потребность в самореализации и признании; потребность в познании (интернет открывает доступ к очень большим объемам информации и к ее многообразию); удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации, что является очень важным движущим мотивом в юношеском возрасте. Также Интернет дает иллюзию безопасности, т.к. участники общения находятся на своей территории и всегда могут отключить неприятное взаимодействие.
Также интернет пространство позволяет реализовать потребность подростков в идентификации; принадлежности, а также в «своем уголке», куда не будет доступа родителям. Нарушение таких границ воспринимается ими очень болезненно. Для подростка важно начать сепарацию от родителей и семьи. Поиски подростками своего предназначения и места в жизни и нахождения различных способов построить отношения - это также желание проявить свою индивидуальность и отделиться от родителей. Но полной готовности к такой сепарации в подростковом возрасте еще нет. Интернет позволяет делать это и постепенно и оставаясь «сидеть на двух стульях»: и новые знания и отношения в интернете, но и возможность общения реального с родителями дома.
По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выделяются особенности семейных отношений. У таких подростков в семьях мамы либо проявляют черты гиперопеки, либо гипоопеки. Для отношений с отцом характерна эмоциональная холодность. Между членами семьи может быть созависимость и патологические паттерны поведения. Такое семейное взаимодействии формировало у подростков ощущение холодности, одиночества и в дальнейшем приводило к социальной дезадаптации среди сверстников. [1, с.290].
Интернет выполняет еще одну очень важную для подростка функцию избавление от фрустрации. Также в исследованиях отмечается, что среди факторов развития интернет-зависимости выделяют следующие личностные особенности подростков: необходимость найти новые ощущения и эмоции, агрессивность и тревожность, асоциальные копинг-стратегии, эмоциональная холодность, низкие коммуникативные навыки и др. [13, с.24].
В исследованиях отмечается, что чрезмерное увлечение интернетом ведет к различным изменениям у подростка. В первую очередь физическим: частое пренебрежение сном, что становится причиной недосыпания и раздражительности; нагрузка на глаза и позвоночник, боли в руках. Эмоциональные изменения: находясь не в сети многие из юношей и девушек испытывают скуку, раздражение, подавленность и даже отмечают депрессию. Также отмечается, что такие подростки недисциплинированные, тревожные, ранимые, имеют внутренний конфликт представлений о себе, слабо контролируют свои эмоции и поведение. [9, с.18-19]
Таким образом, мотивов обращения к интернету множество, в том числе и личностные особенности подростков. Для диагностики интернет-зависимого поведения должны быть общие признаки и мы считаем, что это: чрезмерное количество времени проводимого онлайн ущерб другим занятиям, толерантность, повышенная раздражительность при выходе из интернета, дезадаптация и рецидивы. Зависимость от компьютера это аддиктивное поведение, которое увлекает многих людей юношеского возраста, обладающих схожими внутриличностными особенностями.
1.2. Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте
В данной главе рассматриваются нарциссические и агрессивные черты личности. По классификации, принятой в США, 15-17 лет - это подростковый возраст, согласно отечественным классификациям, это уже юношеский возраст. Подростковый возраст можно разделить на периоды: младший (от 11 до 14 лет); средний (от 15 до 17 лет); старший (от 17 лет). [28, с.394]
Такое разделение определено физическими, интеллектуальными и эмоциональными и иными различиями в обозначенные периоды.
Развитие человека связано с возрастными особенностями, которые влияют на формирование личности. Подростковый возраст считается трудным для обучения и воспитания. В этот период совершается переход от детства к взрослости, происходит перестройка психики, меняются формы отношений. Также социальная среда диктует свои требования, ожидается более ответственное поведение. Но в тоже время для подростка – это период повышенной эмоциональности и восприимчивости.
В психологической науке было установлено, что именно в юношеском возрасте движущими силами развития будут являться противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и выработанными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, проявления новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка смещается из дома во внешний мир, переходит внимание на общение со сверстниками и взрослыми. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. [20, с.400]
Вступление ребенка в подростковый возраст характеризуется качественными сдвигами в развитии самосознания и изменениями в самовосприятии. Самосознание ребенка берет свое начало от той социальной среды, в которой он растет. Первые представления о себе ребенок берет из взаимоотношений с родителями. Самоотношение не происходит из знания о себе, а приносится вовнутрь. Л. Выготский говорил, что личность – это есть самосознание человека, когда человек сам осознает себя как единое целое. То, что ранее наблюдалось как поведение и отношения между людьми, в подростковом возрасте переносится в психологические отношения и становится частью личности. [7, с.115]
В подростковом возрасте эмоциональные состояния связаны с обостренным ощущение собственной значимости. Ребенок болезненно относится к критике и потому проявляется склонность к проявлению агрессии, как способе выражения обиды, особенно в форме гнева и ярости. Для поведения подростков характерно проявление агрессии. Так происходит вследствие того, что любое замечание, насмешка воспринимаются ими более остро, оставляют следы обиды, вызывая ответную реакцию гнева в виде вербальной или активной агрессии.
Альберт Бандура следует теории социального научения в соответствии с которой, дети учатся подражая взрослым и копируя их поведения. Он подчеркивает, что если человек с детства видит примеры поведения или эмоциональных реакций и состояний, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным состояниям и действиям. [27, с.35]. Фишбах выделяет инструментальный вид обиды, когда она используется в качестве достижения цели. В продолжении данных теорий отмечается и роль подкрепления в проявлении данных эмоциональных состояний. Если ребенок увидел, что за такое поведение и эмоциональную реакцию вместо выяснения и разбора причин, обсуждения последовало поощрение и получение желаемого, то вероятнее всего он выберет данный стиль поведения и заучит данное эмоциональное состояние как способ эффективного реагирования для себя. Бандура отмечает, что самоподкрепление играют такую же важную роль, как и внешнее подкрепление.
При анализе эмоционального состояния обиды часто обращаются к понятию «агрессия», особенно в связи с подростковым возрастом. В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – это более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют.
Среди форм агрессивных реакций необходимо выделить следующие формы:
- физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица;
- косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
- склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
- негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
- обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
- подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. [23, с.123]
Изучение эмоциональных состояний, развитие эмоционально интеллекта на данный момент получает очень много внимания со стороны общества в целом. Хорошо усвоенные моральные принципы, высокая нравственность и нормальная самооценка способствуют нормальному поведению подростков. Однако, существует еще много факторов, которые вызывают эмоциональные состояния обиды юношей и девушек. В подростковом и юношеском возрасте более, чем в остальные периоды развития личности существуют механизмы заимствование моделей поведения. И от социального окружения или выбранных кумиров будет зависеть также поведение подростка. Это лишь подтверждает, что единого мнения по объяснению эмоциональных состояний нет. И еще раз подтверждает актуальность поставленных в работе задач, как возможности выявить важные закономерности. [27, с.48].
Зависимость – это форма аддиктивного поведения, которое, является проявление особенностей личности. Не каждый человек склонен к выработке аддиктивного поведения. Обратим внимание на те черты личности подростков и факторы, которые способствуют формированию Интернет-зависимости.
Ряд авторов отмечает, что это люди, занимающие в жизни пассивную позицию: недисциплинированные, которые не хотят брать ответственность за принятие решений, несамостоятельные, имеют различные страхи, среди которых преобладает страх быть отвергнутым и как следствие нежелание первым вступать в контакт с окружающими. [11, с.148]. Б.Р. Мандель отмечает, что для такого подростка в целом характерна асоциальная стратегия преодолевающего поведения, которая включает асоциальные действия и проявления негативных эмоциональных состояний. При чем уровень агрессии, обиды становится значительнее с одной стороны из-за физиологических и психических изменений, характерных для данного периода. С другой стороны, зарождающаяся аддикция также способствует выражению эмоциональных состояний. [21, с.135].